В защиту студий
«Рэп – это не поэзия»: мнение

По «долгу службы» мне приходится слушать много рэпа и разного: русский, американский, польский... И белорусского рэпа я тоже уже «наслушался» до упора. Вот о нем сейчас давайте и поговорим.

За недолгое существование Liquid Sky мы уже успели прослушать гору демо-дисков, и я поделил для себя весь белорусский рэп на две части: домашний и студийный. Именно так, потому что разбежка в качестве огромная. Те, кто пишется дома, – в основном новички (для многих из них это просто увлечение), либо люди, у которых финансы не позволяют снять студию (хотя, возможно, это им не кажется нужным). Те же, кто пишется на студии, скорее всего знают, чего хотят от рэпа, и готовы вкладывать деньги в свое творчество и будущее.

Начнем с домашнего. Его можно охарактеризовать примерно так: юноши, простая лирика, простой майк, компьютер и простенький (либо известный иностранный) бит. Как правило, такие записи похожи друг на друга, как братья. Текст может быть хоть сто раз шедеврален, но если он записан на микрофон за 10 долларов и положен на бит в 128kbps, скачанный из Интернета, то… вы сами понимаете. Опять же такой рэп не сильно загружен сведением и прочими звуковыми аспектами. Есть же люди, которые просто стебаются и пишут всякую ересь, которую потом выкладывают в Сеть. Стоит сказать, что многие, кто начинает дома, потом созревают до студии, т.к. приходит осознание того, что дома невозможно добиться того качества, которое необходимо.

Однако есть и исключения – люди, которые умудряются делать очень качественно и дома. Но такие обычно лишь подтверждают правило.

Вторая часть – люди, записывающие свой материал на студиях. Тут стоит уточнить, что рэп-студии у нас, как бы смешно это ни звучало, только домашние. Это просто квартиры, в которых живут сами хозяева студии, где стоит все недешевое оборудование. Если повезет, то будет там и звукоизоляция, и будка. Но именно люди и оборудование делают студии недосягаемыми по качеству для доморощенных рэперов. Люди, держащие такие студии, разбираются в том, что делают, и всегда могут помочь, если вы к ним пришли. Что вы получаете за ваши деньги? Вы получаете качественный звук, помощь толковых людей, которые всегда могут что-то подсказать, возможность попробовать какие-то новые «фишки», которые технически не могли сделать дома, ну и в придачу ко всему у вас появляется шанс «засветиться». Сегодня многие студии начинают выпускать свои собственные сборки людей, записывавшихся у них, что, согласитесь, здорово.

Как же выбрать себе студию? Это дело сугубо личное. Многие выбирают по цене и, как я считаю, делают правильно, ибо все равно шедевр получится вряд ли, а записаться на относительно хорошем оборудовании за небольшие деньги лучше, чем тратиться много на именитую студию. Еще мой вам совет: посмотрите на тех, кто работает на выбранной вами студи. Люди значат многое, и если вы не сработаетесь с человеком – идите на другую студию. Одной из лучших студий Беларуси считается студия НЕСТАНДАРТНОГО ВАРИАНТА, которая носит этот титул по праву. А работающий там Jay держит дома собственную мини-студию – Vesna Records, где тоже можно записаться качественно и за небольшие деньги. Так же фаворит Ulei Records, которую любят и ненавидят в равной степени. Есть своя студия и у Яшара из СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ, и у Повара, и у многих других.

Многих, наверное, интересует вопрос цены. Скажу так: от 5 до 20 долларов в час. Зависит все от статуса студии и ее оборудования, ну и, конечно, если вам срочно нужно записать песню в 4 часа утра, то придется заплатить уже и около 50-70 долларов за час.

Дополнительно можно заказать оригинальный «минус», который вам сделают на той же студии. Или сведение, или мастеринг, или правку уже имеющегося материала. Но в «стандартный пакет» входит только запись голоса, за все остальное придется доплачивать.

Немаловажный аспект: некоторые студии между собой чуть ли не воюют. Выглядит это со стороны смешно, но тем не менее так и есть. Обычно враждуют только постоянные клиенты студий, порой и сами хозяева. Так что, отправляясь на какую-либо студию, вы можете стать объектом нападок со стороны других рэперов. Но это вряд ли…

Просто творите, пишите, не стойте на месте – и все у вас получится. Если вы относитесь к рэпу не только, как к хобби, то не бойтесь вкладывать в это деньги. Поверьте, результат вложений вам понравится.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2007 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета