Музыкальные инструменты
Гитарные звукосниматели

Гитаристы – наиболее активная часть дивизиона современных музыкантов. Основа современной музыки – гитарный звук – потребовал организации действий целой индустрии по производству инструментов, процессоров эффектов, усилителей и огромнейшего ассортимента аксессуаров. Тысячи музыкантов, не найдя самовыражения в конвейерных инструментах, реализуют свои творческие амбиции через «кастом-шоп» – мелкосерийное заказное производство гитар при крупнейших фирмах-производителях, но подавляющее большинство гитаристов, особенно в начале творческого пути, отдает предпочтение доработке уже имеющегося в их распоряжении инструмента. И одно из центральных мест в этом процессе занимает выбор звукоснимателей для гитары. Средняя цена фирменного звукоснимателя, полного аналога тому, что установлен на самых выдающихся инструментах, колеблется в районе двухсот тысяч рублей, что по силам даже не обременённому тугим кошельком музыканту.

Типы гитарных звукоснимателей


"Сингл" (single coil) представляет собой гитарный звукосниматель, в котором используется одна катушка. Магнитов, создающих магнитное поле, может быть как один, так и несколько. Синглы отличаются слабым сигналом. Другим недостатком сингла является то, что катушка очень хорошо улавливает электромагнитное излучение, то есть чувствительна к различного рода наводкам (и сетевые 50 Гц, и неприятные шумы от флюорисцентных ламп, и т.д.). Несмотря на эти минусы, звучание такого датчика стало почти легендарным из-за того, что он первым появился на свет. И теперь многие производители выпускают звукосниматели с "сингловым" звучанием.

Для борьбы с недостатками синглов в 1955 году инженер компании Gibson Сет Ловер (Seth Lover) изобрел новый тип звукоснимателя – "хамбакер" (humbucker). Слово "humbucking" означает "подавление фона (от сети) переменного тока". Новые звукосниматели должны были выполнять именно эту функцию, но впоследствии слово "хамбакер" стало более широким термином, обозначающим определенный тип звукоснимателя. В хамбакере используются две катушки, а также или два магнита (и больше), или один магнит с полюсными наконечниками. Хамбакеры бывают разных видов:

– хамбакер типа side-by-side single coil, несмотря на название, содержит две катушки, просто эти катушки гораздо меньше, чем используемые в синглах, и ширина такого хамбакера равна ширине обычного сингла;

– стандартный хамбакер, в котором катушки (нормального размера) также расположены рядом (side by side), но ширина звукоснимателей этого типа составляет уже примерно две ширины сингла;

– разделенный (split) хамбакер состоит из двух катушек, каждая из которых снимает сигнал с трех (или двух в бас-гитаре) струн (нижних или верхних). Эти катушки могут быть расположены как в одном корпусе, так и в двух независимых.
Обычно разделенные датчики располагаются на разном расстоянии от нижнего порожка гитары;

– двухъярусный (stacked) хамбакер (размером с сингл), в котором катушки расположены одна под другой.

Принцип действия хамбакера состоит в следующем. Катушки намотаны встречно, поэтому токи в них текут в противоположном направлении друг относительно друга. Но так как и полярность магнитов специально перевернута, то в итоге эти токи протекают в одном направлении. А вот помехи, наводимые в обмотках внешними электромагнитными полями, не зависят от направленности магнитного поля. На них влияет только направление намотки катушек, и поэтому они находятся в противофазе и при сложении сигнала взаимоуничтожаются, в то время как полезный сигнал (получаемый под воздействием вибрации струн), наоборот, усиливается.

В настоящее время выпускается большое количество хамбакеров с четырехпроводным кабелем для того, чтобы можно было самостоятельно осуществить распайку электрической схемы соединения катушек. Дело в том, что от этого сильно зависит звучание гитары. Пробуя тот или иной способ распайки, музыкант подбирает нужный ему звук.

Обычно на гитару ставится несколько (от одного до трех) звукоснимателей, их сочетания довольно разнообразны. С помощью специального переключателя можно выбирать те датчики, которые работают в данный момент. В зависимости от месторасположения звукоснимателя он может называться neck (у грифа), middle (посередине) или bridge (у нижнего порожка или подставки). Производители рекомендуют некоторые свои модели использовать в той или иной позиции. Иногда один и тот же звукосниматель выпускается в двух вариантах и носит соответствующее название – Neck или Bridge.

Пьезоэлектрические звукосниматели

Звукосниматели компании DiMarzio


Компания DiMarzio в представлении не нуждается – ее продукцией пользуются гитаристы всего мира. Поэтому в этом обзоре рассмотрены только модели, разработанные относительно недавно.

Virtual PAF
Чистый, яркий и теплый тон лучших vintage-звукоснимателей и по сей день определяет стандарт электрического звука гитары. Модель Virtual PAF сохраняет качество звучания хамбакеров 50-х и ранних 60-х годов. В соответствии с запатентованными технологиями Airbucker и Virtual Vintage в датчике используется магнит Alnico 5 для получения того же низкого string-pull, что и у Alnico 2 или Alnico 3. Благодаря применению этих технологий стало возможным сочетание двух наиболее популярных тональных характеристик – ясности низких и теплоты высоких нот.

Virtual PAF выпускается в двух вариантах: Neck и Bridge. Модель Neck имеет чистое bell-tone-звучание, а Bridge наилучшим образом передает звук древесины деки.

В комплект входит четырехпроводной кабель для возможности самостоятельной распайки звукоснимателя.

Bluesbucker
Bluesbucker выглядит как стандартный хамбакер, но звучит подобно легендарному синглу P-90 (Gibson), только помимо этого еще и подавляет помеху от источника промышленной частоты 50…60 Гц так же эффективно, как и большинство хамбакеров. Это означает, что любая гитара с хамбакерами стандартного размера может теперь иметь звук P-90 без необходимости переделывать корпус инструмента.

Технологии Virtual Vintage и Airbucker позволяют снимать звук с очень узкого участка струны, что характерно только для синглов. Эта особенность значительно подчеркивает исполнительскую динамику.

Когда работает пара звукоснимателей Bluesbucker вместе, то звук получается открытый, слегка полый – такой, какой может быть создан только двумя синглами P-90. Использование одной катушки дает звук, подобный датчику Strat (Fender), но с очень небольшим ослаблением сигнала.

Hot Minibucker
Одной из причин, по которой первые мини-хамбакеры были относительно тихими, – очень маленькое пространство внутри корпуса для размещения катушек и магнита. Более мощные мини-бакеры (mini-buckers) звучат немного "грязно", как будто звук изначально искажается внутри датчика. Инженерам компании DiMarzio хотелось получить более сочный звук, но при обязательном условии – сохранение высокой ясности. И они этого добились, изготовив модель Hot Minibucker. Звук, снимаемый этим датчиком, отличается тем, что он и очень теплый, и открытый одновременно.
Hot Minibucker замечательно работает с усилителями с большим коэффициентом усиления. Изготовителями он также рекомендуется для использования при джазовой игре (при установке его рядом с грифом – позиция neck).

Подобно всем закрытым звукоснимателям, выпускаемым фирмой DiMarzio, Hot Minibucker также герметизируется с помощью воска дважды: как перед сборкой, так и после нее. Таким образом устраняется микрофонный эффект. В комплект входит четырехпроводной кабель для возможности самостоятельной распайки звукоснимателя.

Virtual Hot T Bridge
Модель Virtual Hot T Bridge по замыслу инженеров компании воспроизводит классическое звучание датчика Tele (Fender). Звук, снимаемый новым датчиком, в отличие от прообраза, получается более громким и "толстым" (подобно overwound в vintage-синглах). В результате хорошо заметны обертоны деки, когда регулятор тембра повернут до упора, а большую схожесть тембр приобретает с синглом P-90 при обратном положении регулятора. В Virtual Hot T Bridge используется тот же магнит Alnico 2, что и в других моделях серии Virtual.

Virtual T
Как только компания DiMarzio представила первые звукосниматели Virtual Vintage для гитар Stratocaster, сразу же стали приходить многочисленные запросы на такие же датчики (Neck и Bridge) и для Telecaster.

Звукосниматели Virtual T с успехом выдерживают сравнение с лучшими старыми датчиками Tele. С помощью модели Virtual T Neck удалось избавиться от проблемы, поднятой многими гитаристами, – достаточно приглушенный звук при расположении датчика у грифа. А в варианте звукоснимателя Bridge объединены сразу несколько достоинств различных Tele- и Broadcaster-моделей.

При создании версии Neck модели Virtual T изготовители решили отойти от традиционных решений – изделие выполнено без металлического покрытия, которое обычно влияет на работу всего электромагнитного звукоснимателя. В итоге отдача получилась наибольшей.

Оба варианта звукоснимателя имеют магниты Alnico 2, обеспечивающие максимальный сустейн и чистый тон.

Tone Zone 7
Модель Tone Zone 7 – это не просто семиструнная копия датчика Tone Zone, она исполнена по-иному. В ней применяются специально откалиброванные катушки и слабое магнитное поле (используется керамический магнит вместо Alnico) для обеспечения точного восприятия струны "В" без каких-либо потерь в качестве и точности.

Tone Zone 7 выпускается с четырехпроводным кабелем.

PAF 7
Поскольку популярность семиструнных гитар выросла, вырос также и спрос на датчики для них, напоминающие классические хамбакеры конца 50-х годов, которые отличаются чистым звуком и небольшим выходным сигналом.

Хотя PAF 7 не является простой модификацией звукоснимателей для шестиструнных гитар, в нем все же сочетаются достоинства технологии, используемой в датчиках серии Virtual Vintage: чистый, открытый звук на низких нотах и теплый – на высоких.

В комплект входит четырехпроводной кабель.

Air Norton 7
Шестиструнная версия Air Norton показала возможность быть эффективным и универсальным датчиком как в neck-, так и в bridge-позициях, а Air Norton 7 доказывает это еще раз на своем примере, но уже применительно к семиструнным гитарам.

В позиции neck звук получается теплый и четкий; звукосниматель одинаково хорош и с чистыми, и с перегруженными усилителями. В позиции bridge звук очень твердый и богатый. В перегруженном режиме (overdrive) датчик отличается характерным звучанием.

Air Norton 7 выпускается с четырехпроводным кабелем.

Звукосниматели компании EMG

Продукция EMG – это звукосниматели высокого класса, которыми пользуются звезды мирового уровня, многие тысячи профессионалов и огромное количество начинающих талантов.

EMG-60
Эта модель звукоснимателя была разработана в 1979 году и изначально должна была использоваться на гитарах Tele-Elite (Fender) как мини-хамбакер. Но потом планы фирмы Fender поменялись, и был разработан полноразмерный хамбакер EMG-60 с близко расположенными катушками, оборудованными керамическими магнитами. Их звучание, отличающееся более яркой атакой, чем у всех остальных хамбакеров EMG, хорошо подходит ритм-гитаристам, не давая им теряться в общем миксе ансамбля и звучать чисто, но плотно.

EMG-81
Этот звукосниматель с мощным выходным сигналом создан специально для соло-гитаристов. Он был впервые представлен в 1979 году одновременно с моделью EMG-58. Керамические магниты в сочетании со стальными магнитопроводами обеспечивают острую атаку, которая вместе с сочным тембром дает то, для чего предназначен этот датчик – мощный overdrive. А тот факт, что ими пользуются такие профессионалы, как Кирк Хэммет (METALLICA) и Керри Кинг (SLAYER), является лучшей рекомендацией этой модели и указанием области ее применения.

EMG-85
Датчик EMG-85 был разработан на смену оригинальному звукоснимателю EMG-58.
Магниты Alnico обеспечивают массивный низ и плотный верх, поэтому в позиции neck он отлично сочетается с датчиком EMG 81 в позиции bridge – именно такая комбинация используется Закком Вайлдом (Ozzy Osbourne, BLACK LABEL SOCIETY). Модель EMG-85 работает лучше всего, если применяется натуральный distortion, который получается в результате перегрузки входного каскада усилителя. К тому же, этот звукосниматель отличается высокой разборчивостью.

EMG-89
EMG-89 представляет из себя два сингла, помещенные в корпус хамбакера, каждый со своим выходом. Предусмотрено два режима работы: сингл и хамбакер. Когда датчик работает в первом режиме, он является синглом EMG-SA с магнитом Alnico. В режиме хамбакера он работает как два однокатушечных звукоснимателя, расположенных в одной плоскости. При использовании тумблера push-pull можно переключаться между этими двумя вариантами звучания.

EMG-SA
Очень популярная модель звукоснимателей для гитар типа Stratocaster была выпущена в 1974 году, но потом модифицирована и представлена вместе с остальными моделями в 1979 году.

В EMG-SA сочетаются все атрибуты старого "cтратокастеровского" звука с увеличенной отдачей в области средних частот и более высоким уровнем выходного сигнала. В области средних частот магнитом Alnico обеспечивается классическая гладкая перегрузка, а встроенный предусилитель избавляет от характерных для всех синглов шумов и наводок.

EMG-S
Этот звукосниматель является схожим по конструкции с EMG-SA, только магнит Alnico заменен на керамический. Уровень выходного сигнала такой же, как и у EMG-SA, но, благодаря моделированию тембра, звукосниматель EMG-S имеет более яркий и богатый обертонами тембр, акцентированный в области средних частот. Датчик отличается высокой точностью передачи всех нюансов игры музыканта.

EMG-H, EMG-HA
Выпущенный в 1974 году, EMG-H был первым однокатушечным бесшумным звукоснимателем в мире. Сейчас эти датчики представляют из себя синглы в размере хамбакера. Они были разработаны для Ньюмана Джонса, гитарного мастера из Техаса, нуждавшегося в датчиках со сплошными магнитами для того, чтобы изготовить инструмент Кейту Ричардсу (ROLLING STONES), игравшему на пятиструнной гитаре. Это пришлось сделать из-за того, что при установке на пятиструнную гитару обычных датчиков, имевших стандартное расстояние между магнитопроводами, рассчитанное на шестиструнную гитару, уровень сигнала от разных струн не был одинаковым. Ньюману был нужен звук сингла, но в гитаре уже было сделано отверстие под стандартный хамбакер, и фирма EMG согласилась сделать для него датчики со сплошными магнитами.

EMG-H имеет очень широкий частотный диапазон, богатый гармониками. EMG-HA – это практически такой же датчик, как и EMG-H, но с магнитом Alnico вместо керамического. Из-за этого он звучит немного теплее.

Каждый из этих звукоснимателей отлично подходит для ритм-гитаристов, которым требуется дополнительная разборчивость аккордов, или для сольных партий, в которых нужна яркая атака, присущая синглам. Гитары Ньюмана обычно оснащены EMG-H в позиции neck и EMG-HA – в позиции bridge. Внутри каждого звукоснимателя установлен свой предусилитель, который требует дополнительного питания (батарейка 9 В).

Звукосниматели компании Seymour Duncan

Серия SH
Модель SH-1 повторяет классическую патентованную разработку хамбакера 1959 года. Для нее характерно "мягкое" и "теплое" звучание с прекрасным сустейном, не свойственным оригинальной патентованной разработке. Винты магнитопровода хромированы или позолочены, а окраска корпусов катушек – в стиле "зебра" двух типов Zebra и Zebra Reverse.

Модель SH-55 представляет собой патентованный оригинальный звукосниматель, которым разработчик Сет Ловер (Seth Lover) комплектовал инструменты фирмы Gibson с 1955 года. Этот датчик имеет классический звук хамбакера и производится в двух версиях: Neck (для установки у грифа) и Bridge (для установки у струнодержателя).

Звукосниматель SH-PG1 (Pearly Gates) добавляет классическому звуку хамбакера 1959 года привкус техасского блюз-рока (слегка грубоватый тон с великолепным сустейном и яркими высокими частотами). Модель комплектуется четырехпроводным кабелем и экранирующей никелированной крышкой. В датчике SH-11 применяется магнит Alnico 2 для придания максимальной мягкости звучанию. Звукосниматель имеет прекрасный среднечастотный спектр с плотным и глубоким низом. Эта модель идеальна для гитаристов, любящих классический звук с мощным выходным сигналом.

Модель SH-12 Screaming Demon была разработана для известного гитариста Джорджа Линча (George Lynch). Звукосниматель обладает объемным перкуссивным звуком с большим количеством гармоник и выходным сигналом средней мощности.

Предложенный компанией Seymour Duncan в 2002 году звукосниматель SH-14 содержит в своей конструкции магнит Alnico 5. В тембральном отношении датчик представляет собой компромисс между звучанием моделей SH-5 и SH-11. Многие музыканты уже успели оценить оптимальный баланс между теплотой, атакой, мощностью и чистотой звучания этого звукоснимателя.

Серия TB
Звукосниматели моделей TB-59, TB-4 JB, TB-6 Duncan Distortion, TB-11 Custom Custom и TB-12 Screaming Demon представляют линию хамбакеров Progressive.

Модели имеют существенные отличия от классической серии Vintage. В конструкции звукоснимателей учтены особенности современных электрогитар и требования гитаристов к их звучанию. Они практически повторяют звучание известных моделей SH-4 JB, SH-6 Duncan Distortion, но предназначены для установки на гитарах, имеющих систему тремоло Floyd Rose. Различие заключается в увеличенном расстоянии между винтами магнитопровода. Модель PA-TB1N имеет характерное расположение магнитопроводов, позволяющее использовать звукосниматель с системой тремоло Floyd Rose. Конструкция звукоснимателя PA-TB1N обеспечивает более точную передачу колебаний струны и, соответственно, дает более естественное звучание гитары.

Серия Duncan APH
Звукосниматель APH-1 продолжает линию моделей Alnico 2 Pro, но, благодаря конструкции хамбакера, имеет более мягкие тона с прекрасной передачей естественного акустического звучания струны. Датчик выпускается в двух вариантах – для использования в позициях neck и bridge.

Серия Duncan STK
Звукосниматель STK-S2 оснащен мощным керамическим магнитом и двумя катушками, расположенными вертикально друг над другом. Он предназначен для установки на гитарах типа Stratocaster без дополнительных доработок. Конструкция звукоснимателя обеспечивает долгий сустейн, великолепную чувствительность к колебаниям струн (особенно при технике исполнения "с подтяжками" в стиле блюз-рок) и мощный выходной сигнал без характерных для сингловых датчиков фона и наводок. Датчик имеет четырехпроводной кабель, что обеспечивает различные варианты распайки (фаза, параллельный, однокатушечный), помимо основной (последовательный). Звукосниматель выпускается в двух модификациях – для расположения у подставки (bridge) и у грифа/в центре (neck/middle). При этом характер звучания одинаков для обоих вариантов – прозрачно-хрустальный звук со средним по мощности выходным сигналом. Модель STK-S2B Bridge имеет сопротивление 19,9 кОм, пик резонансной частоты 6,0 кГц. Модель STK-S2N Neck/Middle – сопротивление 13,2 кОм, пик резонансной частоты 6,5 кГц.

Хамбакеры STK T2 и STK J2 имеют две вертикально расположенные катушки, что позволяет получить более мощный сигнал и сингловое звучание с минимальным уровнем наводок. Модель STK J2 полностью идентична по звучанию популярному звукоснимателю Seymour Duncan JB. Модели STK T2 и STK J2 имеют четырехпроводной выходной кабель, позволяющий осуществлять различные варианты распайки электрической схемы гитары.

Серия SHR
Звукосниматель SHR-1 Hot Rails представляет собой хамбакер с керамическим магнитом, предназначенный для хард-рока, но устанавливаемый на стандартные гитары типа Stratocaster без каких-либо переделок в последних. Это – двухкатушечный тип хамбакера с минимальной шириной, дающий мощный выходной сигнал и отличный сустейн. Его плотный и полновесный звук идеально подходит для "тяжелых" стилей, сохраняя при этом все нюансы исполнительской техники. Датчик имеет четырехпроводной кабель, обеспечивающий различные варианты распайки. Звукосниматель выпускается в двух версиях для различного местоположения на гитаре: SHR-1В Bridge (расположение у подставки, сопротивление 16,9 кОм, пик резонансной частоты 3,5 кГц) и SHR-1N Neck/Middle (расположение у грифа/в центре, сопротивление 10,8 кОм, пик резонансной частоты 4,8 кГц).

Хамбакер STHR-1 предназначен для замены старых датчиков на гитарах модели Telecaster без дополнительных доработок. Звукосниматель устанавливается около струнодержателя и соответствует звучанию модели Seymour Duncan Hot Rails. Благодаря установке STHR-1, стандартный Telecaster приобретает плотное насыщенное звучание и хороший сустейн – незаменимые качества для стиля хард-рок. Модель STHR-1 имеет четырехпроводной выходной кабель, позволяющий осуществлять различную распайку гитары. Такая возможность позволяет существенно изменять тембровую палитру звучания инструмента без применения эквалайзера.

Серия Duncan SPB
Компания Seymour Duncan предлагает современные версии звукоснимателей Precision Bass – модели SPB-2 и SPB-3. Конструктивно модель SPB-2 Hot P- Bass во многом похожа на звукосниматель, изготовленный Лео Фендером в 1957 году для бас-гитары Precision Bass. Различие заключается только в увеличенном числе витков катушек. Такие изменения позволили получить более мощный сигнал и лучшую звуковую отдачу в низкочастотном диапазоне. Благодаря увеличенному диаметру магнитов, модель SPB-3 имеет мощный выходной сигнал и расширенный частотный диапазон с великолепным presence. Кроме того, звучание звукоснимателя SPB-3 максимально обогащено гармониками и имеет отличный сустейн.

Серия Duncan АJB
Звукосниматели AJB-5N и AJB-5S предназначены для озвучивания пятиструнных басов и разработаны с учетом современных требований к звучанию классических звукоснимателей линии Jazz-Bass. Звукосниматель AJB-5N располагается ближе к грифу бас-гитары и имеет плотный звук с ярким presence в тембре, что делает звучание нижней струны отчетливым, с характерным рояльным "рыком". Звукосниматель оснащен встроенным предусилителем, имеющим низкий уровень собственных шумов. Питание предусилителя осуществляется от батареи 9 В, обеспечивающей непрерывную работу звукоснимателя AJB-5N в течение 2000 часов. Датчик имеет выходной сигнал высокого уровня и широкий динамический диапазон. Модель AJB-5S (Set) дополнительно укомплектована выходным разъемом 1/4"-джек, а также регуляторами громкости и тембра.

Модель AJB-2АSB принадлежит к серии звукоснимателей, носящей имя известного бас-гитариста Стива Бэйли (Steve Baily). Активный звукосниматель устанавливается на пятиструнные бас-гитары и снабжен двухполосным эквалайзером.

Серия Duncan SA
SA Perfect Timbre – новый тип пьезоэлектрического звукоснимателя фирмы Seymour Duncan, предназначенного для съема сигнала акустических инструментов. Этот специально разработанный датчик оснащен тщательно собранной активной электроникой и идеален для установки на различные типы акустических инструментов. По сравнению с традиционными моделями SA-2 обладает рядом преимуществ: компактность (чуть больше батарейки), стопроцентная экранировка электрического контура и самого пьезоэлемента, студийное качество по параметру отношение "сигнал/шум", буферный высокоомный вход для подключения второго источника сигнала, и, наконец, простота установки на старые посадочные места при замене. Частотный диапазон прибора составляет 5 Гц…20 кГц. Питание осуществляется от батарейки 9 В.

Модели SA-1, SA-3 и SA-5 также представляют собой современный ряд пьезоэлектрических звукоснимателей с активной электроникой и предназначены для установки на любые типы акустических инструментов. Пьезоэлемент изготовлен на пьезо-виниловой основе и обеспечивает максимально широкий частотный спектр (5 Гц…20 кГц). Предусилитель звукоснимателей имеет низкоомный выход и работает от одной батареи 9 В. Электрический контур и сам пьезоэлемент экранированы, а отношение "сигнал/шум" составляет 100 дБV и соответствует требованиям профессиональной звукозаписывающей студии.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2007 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета