Анатолий Вечер
«Страна должна о себе заявить!»

В 2006 году Беларусь (в лице минской группы SVET BOOGIE BAND) попробовала свои силы на международном фестивале The Global Battle Of The Bands в Лондоне, однако в число лидеров не вошла. Соображения «по поводу» высказывает редактор телеверсии белорусского отборочного тура «Музыкальный плей-офф» (которая проходит на Первом канале) Анатолий Вечер.

– Расскажите про итоги.
– Прошлый год мы делали весь этот фестиваль второпях. Мы о нем поздно узнали, мы хотели скорее успеть определить нашего победителя для Лондона, и поэтому отбор проходил достаточно сумбурно. Очень многие музыканты потом обижались «почему не мы», почему, может быть, не очень объективно... Нам просто нужно было застолбить себя там. Прошлый год был экспериментом – и я думаю, это был не самый плохой эксперимент. Один из членов жюри в Лондоне, послушав SVET BOOGIE BAND, сказал, что это очень хорошая группа, и что белорусы выступили прекрасно, но – маленький нюанс: группа SVET BOOGIE BAND не очень вписалась в формат. Большинство команд играли немного другую музыку – более тяжелую, более экспериментальную. SVET BOOGIE BAND же – это, скорее, традиционная музыка, классический, я бы сказал, джаз. Но я не очень хорошо в этом разбираюсь, поэтому особых оценок давать не буду. Но, тем не менее, мы заявили о том, что хорошие музыканты у нас есть. Кроме того, наши музыканты съездили, посмотрели, что такое этот западный шоу-бизнес. А ведь там участвуют те команды, которые впоследствии могут стать, наверное, даже мегазвездами! У людей, которые сидят там, в жюри, достаточно прагматичная задача – это не конкурс художественной самодеятельности! – они должны выбрать коллектив, которому добавь чуть-чуть «косметики», и он сможет собирать большие стадионы, будет делать деньги. Ведь они хотят на этом заработать. Отсюда и достаточно серьезный приз – 100 тысяч долларов, мировое турне, три профессиональных гитары Gibson. Возможно, побеждать на этом фестивале нам рано, хотя чем черт не шутит. Но, несомненно, ездить туда надо – хотя бы для того, чтобы ощутить эту атмосферу, понять, куда движется мировая музыка. Ведь на фестивале собираются лучшие команды из ведущих стран – Великобритания со всеми ее островами, США, Франция... В общем, флагманы мировой музыки! То место, где создается мировая музыкальная мода. И поэтому туда надо ездить, и на телевидении это показывать, и музыкантам об этом рассказывать. Прошлый год у нас был пробный, но мы, по крайне мере, заявили о себе. И я могу сказать, что если брать страны бывшего Советского Союза, то белорусы показали себя лучше всех.

– Как все будет строиться в этом году?
– Изначально, конечно, надо расширять «географию». Мы стремимся догнать и перегнать Америку. Музыканты из американской группы рассказывали, что в отборочном туре этого фестиваля у них в стране участвовало более двухсот групп. Ну, на счет перегнать Америку – ладно, там все-таки одних Штатов больше пятидесяти… Но, тем не менее, мы планируем, что в этом году будет далеко не 10 коллективов. И вот, уже начиная с апреля, мы проводим отборочные туры по всей Беларуси – по всем областным городам. Насколько я знаю, у организаторов уже существует договоренность с достаточно серьезными клубами во всех областных центрах (а это, в общем-то, фестиваль изначально клубный!). В них и будут проходить эти отборы. После чего мы планируем съездить в каждый областной город, в котором состоится областной финал – от 6 до 8 лучших групп области, из которых мы планируем отобрать три. Получается 6 областей, 18 групп и плюс Минск мы выделяем в отдельный регион, поскольку все-таки Минск (не обижая тех, кто работает в областях) – это центр белорусской музыки. Соответственно, плюс Минск – 21 группа. Летом мы собираемся сделать концерт, скорее всего, это будет стадион либо просто очень большая площадка, где из 21 группы отберем 12. А начиная уже с сентября, будем работать по той же схеме, что и в прошлом году. Так как телеверсия все-таки называется «Музыкальный плей-офф» (другое дело, что это отбор на фестиваль The Global Battle Of The Bands), мы будем работать по принципу «плей-оффа»: из 12 групп у нас сначала остается 6, потом 3. Эти три группы разыграют в финале единственную путевку в Лондон, хотя мы планируем определить первое, второе и третье места. Все переговоры организаторов с английской стороной проведены. Были какие-то нюансы, непонятки, но вроде как мы все утрясли, и Лондон готов нас принять, а мы готовы вылить Лондону очередную порцию классной белорусской музыки.

– Но уже, как я понимаю, будем ориентироваться на какой-то новый формат?
– Мы по-прежнему заявляем о том, что на этом фестивале стилевых ограничений нет. Музыка должна быть оригинальной, то есть – собственного сочинения, и музыка должны быть «живой». Но, естественно, мы хотели бы немного приблизиться к превалирующему на фестивале формату. А этот формат – музыка довольно тяжелая и музыка достаточно экспериментальная, то есть даже если получится не тяжелая музыка, но это будет интересный эксперимент, некое необычное звучание – у нас есть шансы. Более того, кроме победителя там еще весьма условно определяют пять групп: лучшего гитариста, басиста, ударника и т.д. И если отмечают как «лучший гитарист» – это не только потому, что он лучший, а потому что группа запомнилась! А это очень важно – запомниться. Кроме всего прочего, GBOB – хорошая стартовая площадка, так как на этом фестивале «пасутся» продюсеры различных известных групп, лейблов, которые все время делают себе пометочки. Для музыкантов это, сами понимаете… Это как в хоккее! Почему престижно участвовать в Чемпионате Мира, даже если ты занимаешь последнее место? Потому что там полно купцов, они тебя могут купить. – А нас в Лондоне, получается, не купили?
– Не то чтобы не купили… Определенные связи, конечно, налажены и, возможно, SVET BOOGIE BAND еще получат предложения съездить на гастроли в другие страны. Уже даже назывались страны, но я боюсь, во-первых, сглазить, а во-вторых, быть неточным. Такая возможность уже есть точно. У нас, впрочем, и так есть яркий пример – тот же Виктор Смольский – человек, который начинал с нуля, репетировал в подвалах, а сегодня играет в одной из известных мировых групп – RAGE. Витя показал на своем примере, что нет ничего невозможного. Хватает и других музыкантов, которые играют в менее известных, но не менее интересных западных группах.

– А цель вообще какая?
– Цель у нас одна: страна должна о себе заявлять. Везде. Свет – солист SVET BOOGIE BAND – рассказывал: «Я никогда не чувствовал себя каким-то патриотом, в широком значении этого слова, но ты знаешь, когда я проходил по Лондону и видел, что вместе с флагами других стран на афишах флаг Беларуси – ты не представляешь, как распирает от гордости за свою страну!» И это тоже немаловажная вещь.

– Как быть с теми группами, которые числятся в так называемом «черном списке»? Что им скажут, если они подадут свою заявку?
– Я не готов ответить. Это не моя компетенция. Этим занимаются другие люди. Списка как такового нет. В любом случае, в каждом городе есть свои организаторы и это они принимают заявки. Заявки, которые будут приняты – мы будем рассматривать.

– Какая в Лондоне атмосфера, какие впечатления после поездки у музыкантов?
– Я знаю, что SVET BOOGIE BAND до этого пытались выехать в Великобританию, но у них это по каким-то причинам не получилось. Они просто мечтали попасть в Великобританию! И когда они приехали с фестиваля из Лондона – они приехали просто ошалевшие. Во-первых, понятно, что как ни крути – весь современный рок-н-ролл корнями оттуда. Я там не был, мне очень сложно говорить, но так как я монтировал эту программу, да и они мне рассказывали – ощущение передалось. Там музыка на каждом шагу, там все этим дышит! Музыкальные магазинчики прилеплены друг к другу. Вплоть до того, что, мне рассказывали, заходишь в рок-н-ролльный магазинчик, а там стоит группа, и они постоянно играют. Заходишь в магазин, где продается рэп и хип-хоп – продавцы буквально разговаривают рэпом! Именно там продаются такие музыкальные инструменты, которые наши музыканты видели только на картинках. Там все подчинено музыке... Всем известно, что в Англии два культа: если не брать во внимание английскую королеву, – культ футбола и культ музыки – все! Больше Англия ничем не живет. Эта страна, куда надо ездить. Просто для того, чтобы когда-нибудь они потом мечтали съездить в Минск.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2007 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета