Алексей Шедько Совсем не про лес
Алексей Шедько и группа СЕСТРА выпустили очередной альбом. «Тайга» называется. Пластинка получилась идейной. Под такую ни пыль не повытираешь, ни зарядку не поделаешь, ни посуду не помоешь… Такую слушать надо. Желательно сидя. И поближе к колонке. Целенаправленно. Кстати, вопрос по ходу дела: какой процент населения Беларуси еще не знает, кто такой Алексей Шедько?
– Алексей, «Тайга» – это которая по счету-то пластинка?
– Десятая.
– Десятая – официально изданная?
– Именно.
– Я слышала о каких-то практически неприлично коротких (в самом хорошем смысле) сроках создания этого альбома. Это что, было какое-то наитие? Расскажите, пожалуйста, немного подробнее о том, что дало толчок…
– Альбом «Тайга» действительно был записан за не очень продолжительное время – примерно за полгода. Еще не так давно (в ноябре 2006-го) мне посчастливилось побывать в тайге. Вообще-то это была охота. Но не ради охоты для убийства животного, а ради самого процесса, охотничьего духа… Мы пролетали на вертолете над тайгой в окрестностях Ханты-Мансийска. Прежде я никогда не бывал тут. Я был очень поражен и впечатлен пейзажем и настроением. Именно там – в вертолете – и зародилась идея песни «Тайга», ставшей впоследствии заглавной темой альбома.
– Вы говорите о том, что именно вокруг песни «Тайга» тут все и строится?
– Не совсем. Я имел в виду не конкретно песню, а саму тему. Что касается композиции, то лично мне кажется, что это далеко не самая яркая песня на альбоме.
– Так какую же вы считаете самой удачной?
– Ну, мне, например, очень нравится песня «Луна»…
– Вы уже говорили, что это десятая пластинка. На данном этапе порой довольно сложно в очередной раз изобрести что-то кардинально отличное от предыдущего. На ваш взгляд, чем принципиально отличается «Тайга» от всего, что было написано вами ранее? Какая информация о пластинке может спровоцировать потенциального клиента к ее приобретению?
– «Тайга» – это действительно особенный альбом. Мне кажется, что это мой первый альбом, который можно назвать концептуальным. Предыдущие диски очень напоминают просто набор хороших песен. А тут есть стержневая тема, на которую все и нанизывалось. Тут нет «случайных» песен…
– Я уже второй раз слышу от вас про тему – заглавную, стержневую… Предлагаю все-таки уточнить и конкретизировать. Что же это за она?
– Тема поиска гармонии. Альбом «Тайга», по-моему, похож на попытку сформулировать этот поиск.
– То есть, говоря «тайга», вы имеете в виду… что именно?
– Естественно, не лес. Это скорее какое-то место, где законы природы устанавливают свои векторы поведения, выживания. В этом месте, в этом мире любой человек или какое бы то ни было иное живое существо вынуждено адаптироваться к условиям данной среды. Просто потому, что в такой ситуации приходится рассчитывать только на свои силы.
– И вы вот так на протяжении всего альбома…э-э-э… одиннадцати песен поете и играете исключительно об этом?
– Можно сказать и так. Практически в каждом треке речь идет о том, чтобы найти в жизни какую-то гармонию, преодолеть определенные вещи. Фактически ведь только выживая, можно впоследствии добиться этой самой жизни.
– Получается, что в вашем случае тайга – синоним гармонии. Но ведь это все равно лес. Там темно, холодно (особенно зимой), да и волки, в конце концов, бегают! К чему же тут стремиться?
– А в жизни разве по-другому? Только в тайге все по-настоящему, по-природному. А значит – честно.
– А что вы имели в виду, говоря о «случайных» песнях? Так ли их действительно много на предыдущих пластинках? И почему же они отсутствуют тут, если традиционно присутствовали раньше?
– «Случайные» песни – это такие композиции, которые создавались специально… например, чтобы забить место на альбоме. Они не являются плохими. Просто они обычно другие и «не о том». Практически в каждом предыдущем диске СЕСТРЫ присутствовала одна-две таких песни. В «Тайге» же все подчинено определенной идее. При этом песни не подогнаны друг под друга или же под определенную мысль. Оно просто так само получилось. Кстати, а ведь и «случайные» песни тоже периодически становятся хитами. Происходит это всегда очень неожиданно для автора.
– С вами такое тоже случалось?
– Да. Есть один очень интересный пример.
– Это какой же?
– Песня «Моя Маруся». Признаться, сам до сих пор понять не могу, за что она так полюбилась публике. Тем не менее, сейчас ни один концерт не проходит без того, чтобы публика сначала не просила исполнить именно ее, а потом не подпевала мне. На самом же деле эта песня была придумана чуть ли не за считанные минуты. Мы тогда уже практически дописали очередной альбом, и я понял, что нам не хватает песен. Я сел и прямо в звукозаписывающей студии сделал «Мою Марусю». Однако она многим пришлась по душе.
– А как же тогда композиция, значащаяся на диске «Тайга» под номером одиннадцать? Она тоже не «случайная»? Там ведь так и написано «Лишнее: Белая птица, не прилетай»…
– Эта песня действительно немного выбивается из общей канвы пластинки. Но лишь потому, что была написана специально для саундтрека к фильму «Стая». Туда она, к сожалению, не попала. Была включена в «Тайгу». И, надо сказать, по характеру она очень близка остальным композициям.
– Вы сказали, что «Тайга» это десятый альбом. Не возникало ли желания как-нибудь обыграть этот факт, допустим, на той же презентации пластинки? Десять – это ведь не просто немаленькое число, оно еще и «круглое». Располагающее, к празднованию, что ли…
– Честно говоря, вся группа СЕСТРА и я лично не очень-то жалуем какие бы то ни было юбилеи. Будь то хоть возрастные, хоть количественные. Поэтому для нас «Тайга» – это просто еще один альбом. Да, конечно, приятно осознавать, что он уже не то что не первый, но даже и не третий. Но ни о каком праздновании этой «круглой» цифры речи не заходило и не зайдет.
– Вопрос чисто из любопытства. Почему в записи альбома принимало участие так много барабанщиков? Неужели тот же самый Слава Булда или Кирилл Шевандо не в состоянии были справиться в одиночку?
– Просто музыканты, с которыми я работаю, помимо группы СЕСТРА, заняты еще и в других проектах. Сложите вместе репетиции, записи, концерты, работу… Вы получите практически полное отсутствие свободного времени. Поэтому, когда в тот или иной момент не мог присутствовать один, на помощь приходил другой или третий. И это касается не только барабанов. Но хочу заметить, что все люди, принимавшие участие в записи «Тайги» – это исключительные профессионалы.
– Какие же ближайшие планы у группы СЕСТРА?
– Собираемся выпустить пластинку с лучшими песнями – эдакий «бэст». Я думаю, наличие десяти дисков дает нам полное право подвести… скажем так, некоторые итоги.
– Леша, меня всегда интересовал такой момент… У вас столько творческих ипостасей: и актер, и автор, и исполнитель. Взять даже конкретно – театр и музыка. Это один и тот же Алексей Шедько? Или это все-таки не различные проявления единой творческой натуры, а совсем разные и вполне самостоятельные ее жизни?
– Это один Алексей Шедько.
– Алексей, «Тайга» – это которая по счету-то пластинка?
– Десятая.
– Десятая – официально изданная?
– Именно.
– Я слышала о каких-то практически неприлично коротких (в самом хорошем смысле) сроках создания этого альбома. Это что, было какое-то наитие? Расскажите, пожалуйста, немного подробнее о том, что дало толчок…
– Альбом «Тайга» действительно был записан за не очень продолжительное время – примерно за полгода. Еще не так давно (в ноябре 2006-го) мне посчастливилось побывать в тайге. Вообще-то это была охота. Но не ради охоты для убийства животного, а ради самого процесса, охотничьего духа… Мы пролетали на вертолете над тайгой в окрестностях Ханты-Мансийска. Прежде я никогда не бывал тут. Я был очень поражен и впечатлен пейзажем и настроением. Именно там – в вертолете – и зародилась идея песни «Тайга», ставшей впоследствии заглавной темой альбома.
– Вы говорите о том, что именно вокруг песни «Тайга» тут все и строится?
– Не совсем. Я имел в виду не конкретно песню, а саму тему. Что касается композиции, то лично мне кажется, что это далеко не самая яркая песня на альбоме.
– Так какую же вы считаете самой удачной?
– Ну, мне, например, очень нравится песня «Луна»…
– Вы уже говорили, что это десятая пластинка. На данном этапе порой довольно сложно в очередной раз изобрести что-то кардинально отличное от предыдущего. На ваш взгляд, чем принципиально отличается «Тайга» от всего, что было написано вами ранее? Какая информация о пластинке может спровоцировать потенциального клиента к ее приобретению?
– «Тайга» – это действительно особенный альбом. Мне кажется, что это мой первый альбом, который можно назвать концептуальным. Предыдущие диски очень напоминают просто набор хороших песен. А тут есть стержневая тема, на которую все и нанизывалось. Тут нет «случайных» песен…
– Я уже второй раз слышу от вас про тему – заглавную, стержневую… Предлагаю все-таки уточнить и конкретизировать. Что же это за она?
– Тема поиска гармонии. Альбом «Тайга», по-моему, похож на попытку сформулировать этот поиск.
– То есть, говоря «тайга», вы имеете в виду… что именно?
– Естественно, не лес. Это скорее какое-то место, где законы природы устанавливают свои векторы поведения, выживания. В этом месте, в этом мире любой человек или какое бы то ни было иное живое существо вынуждено адаптироваться к условиям данной среды. Просто потому, что в такой ситуации приходится рассчитывать только на свои силы.
– И вы вот так на протяжении всего альбома…э-э-э… одиннадцати песен поете и играете исключительно об этом?
– Можно сказать и так. Практически в каждом треке речь идет о том, чтобы найти в жизни какую-то гармонию, преодолеть определенные вещи. Фактически ведь только выживая, можно впоследствии добиться этой самой жизни.
– Получается, что в вашем случае тайга – синоним гармонии. Но ведь это все равно лес. Там темно, холодно (особенно зимой), да и волки, в конце концов, бегают! К чему же тут стремиться?
– А в жизни разве по-другому? Только в тайге все по-настоящему, по-природному. А значит – честно.
– А что вы имели в виду, говоря о «случайных» песнях? Так ли их действительно много на предыдущих пластинках? И почему же они отсутствуют тут, если традиционно присутствовали раньше?
– «Случайные» песни – это такие композиции, которые создавались специально… например, чтобы забить место на альбоме. Они не являются плохими. Просто они обычно другие и «не о том». Практически в каждом предыдущем диске СЕСТРЫ присутствовала одна-две таких песни. В «Тайге» же все подчинено определенной идее. При этом песни не подогнаны друг под друга или же под определенную мысль. Оно просто так само получилось. Кстати, а ведь и «случайные» песни тоже периодически становятся хитами. Происходит это всегда очень неожиданно для автора.
– С вами такое тоже случалось?
– Да. Есть один очень интересный пример.
– Это какой же?
– Песня «Моя Маруся». Признаться, сам до сих пор понять не могу, за что она так полюбилась публике. Тем не менее, сейчас ни один концерт не проходит без того, чтобы публика сначала не просила исполнить именно ее, а потом не подпевала мне. На самом же деле эта песня была придумана чуть ли не за считанные минуты. Мы тогда уже практически дописали очередной альбом, и я понял, что нам не хватает песен. Я сел и прямо в звукозаписывающей студии сделал «Мою Марусю». Однако она многим пришлась по душе.
– А как же тогда композиция, значащаяся на диске «Тайга» под номером одиннадцать? Она тоже не «случайная»? Там ведь так и написано «Лишнее: Белая птица, не прилетай»…
– Эта песня действительно немного выбивается из общей канвы пластинки. Но лишь потому, что была написана специально для саундтрека к фильму «Стая». Туда она, к сожалению, не попала. Была включена в «Тайгу». И, надо сказать, по характеру она очень близка остальным композициям.
– Вы сказали, что «Тайга» это десятый альбом. Не возникало ли желания как-нибудь обыграть этот факт, допустим, на той же презентации пластинки? Десять – это ведь не просто немаленькое число, оно еще и «круглое». Располагающее, к празднованию, что ли…
– Честно говоря, вся группа СЕСТРА и я лично не очень-то жалуем какие бы то ни было юбилеи. Будь то хоть возрастные, хоть количественные. Поэтому для нас «Тайга» – это просто еще один альбом. Да, конечно, приятно осознавать, что он уже не то что не первый, но даже и не третий. Но ни о каком праздновании этой «круглой» цифры речи не заходило и не зайдет.
– Вопрос чисто из любопытства. Почему в записи альбома принимало участие так много барабанщиков? Неужели тот же самый Слава Булда или Кирилл Шевандо не в состоянии были справиться в одиночку?
– Просто музыканты, с которыми я работаю, помимо группы СЕСТРА, заняты еще и в других проектах. Сложите вместе репетиции, записи, концерты, работу… Вы получите практически полное отсутствие свободного времени. Поэтому, когда в тот или иной момент не мог присутствовать один, на помощь приходил другой или третий. И это касается не только барабанов. Но хочу заметить, что все люди, принимавшие участие в записи «Тайги» – это исключительные профессионалы.
– Какие же ближайшие планы у группы СЕСТРА?
– Собираемся выпустить пластинку с лучшими песнями – эдакий «бэст». Я думаю, наличие десяти дисков дает нам полное право подвести… скажем так, некоторые итоги.
– Леша, меня всегда интересовал такой момент… У вас столько творческих ипостасей: и актер, и автор, и исполнитель. Взять даже конкретно – театр и музыка. Это один и тот же Алексей Шедько? Или это все-таки не различные проявления единой творческой натуры, а совсем разные и вполне самостоятельные ее жизни?
– Это один Алексей Шедько.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2007 год в рубрике музыкальная газета