Вячеслав Кузнецов Не Моцарт
23 марта в одном из концертных залов БГАМ прошел концерт, посвященный творчеству Вячеслава Кузнецова. Вячеслав – лауреат Президентской премии, профессор БГАМ, один из ведущих композиторов Беларуси. Мероприятие организовали два человека – Александр Хумала и Наталья Ганул, за что им сразу же большое спасибо.
"В произведениях, написанных Вячеславом для исполнения хором, невероятным образом переплетены и фольклорная, и философская тематики, присутствует обращение к аутентичным джазовым мотивам, интерпретации своеобразной поэзии Велимира Хлебникова, осмысление живописи Пабло Пикассо", – взахлеб рассказывала ведущая. "Сегодня будет представлена разнообразная палитра музыки Вячеслава Кузнецова", – заключила она, а слушатели замерли в ожидании.
Вечер начался со "Сьпеваў даўнейшых ліцьвінаў" – композиций, написанных на стихи Яна Чечета, знаменитого польскоязычного белорусского поэта и фольклориста. Его тексты в переводе Владимира Мархеля господину Кузнецову принес в далеком 1996-м Виктор Скоробогатов. Вячеслав влюбился сразу! Таким образом, на свет появились одни из самых удачных произведений композитора – настолько точно Вячеслав сумел передать колорит эпохи Средневековья, а хористы – с блеском воспроизвести задуманное. Сурово и проникновенно исполняли композиции XIII-XVI веков молодые люди из ансамбля БАХАЎСКІ ГУРТОК. Гордо и с чувством собственного ("рыцарского") достоинства разом тянули ноты хористы, да так, будто гром гремит (завтра – в бой!). Казалось, что эти храбрые и непоколебимые "рыцари" братской дружиной стоят на защите какого-нибудь замка – не меньше! Гимны князьям перемежались с одами прекрасным дамам. Романтизм хлещет мощной струей, смывает на своем пути всяческие предрассудки, заставляет окунуться в атмосферу Хроник. Хор, несомненно, справляется со своей задачей: мы ему верим. Удивительно артистичный дирижер Александр Хумала то становился на цыпочки, то подавал секретные знаки хористам, которые были всецело подчинены лихим взмахам его импульсивных рук. Дети с гвоздиками высыпали на сцену, а благородные рыцари уже давно нашли себе занятие: пододвигат стулья для следующих исполнителей.
Приходской хор мальчиков и юношей СЫМОНКІ существует под эгидой костела Святых Симеона и Елены. Он образовался в 1999 году, в день святого Симеона. СЫМОНКІ – лауреат конкурса духовной музыки "Магутны Божа" 2006 года. Дирижер хора – Елена Абрамович. Мальчики (с удивительными ангельскими лицами) и серьезные юноши исполнили пять белорусских кантов. На смену подоспел хор девочек ЭДЕЛЬВЕЙС, который уже четыре года существует на базе хорового коллектива Дворца молодежи под руководством Екатерины Игнатьевой. В 2006 году в польском городе Ланах на фестивале духовной музыки она была названа лучшим дирижером, а ЭДЕЛЬВЕЙС удостоился гран-при. Коллектив изрядно попутешествовал по Австрии, Польше, городам Беларуси, а на нашем концерте исполнял очень красивые, истинно девичьи композиции – "калыханкі". Программа хора девочек удивительным образом контрастировала с программой ансамбля БАХАЎСКІ ГУРТОК: женщины занимаются детьми, мужчины их обороняют. Эта несложная мысль была представлена Вячеславом Кузнецовым в музыкальном ключе как нельзя лучше. Во время этого трогательного выступления ("баінькі", "шэранькі каточак") добрая половина зала, состоящая из женщин, оживилась и с тех пор беспрестанно улыбалась с подлинно материнским умилением. Далее последовал детский образцовый хор СШ N 145 под названием РАНІЦА. Выбежали ребятишки в разноцветных колготах и с разными прическами (ах, помнится, как серчают воспитательницы: "Чтобы у всех на выступлениях все одинаковое было!"), сумбурные и взбалмошные, с прекрасной, очень правильно подобранной программой – взгляд композитора Вячеслава Кузнецова на детские игры. Школьники старательно изображали непосредственность в движениях, живенько поворачивались друг к другу, наклонялись и всячески вертелись – инсценировка оказалась как нельзя кстати. Дирижер всего этого праздника жизни – Светлана Герасимович, которая, кстати сказать, уже на протяжении почти пяти лет является педагогом Александра Хумалы, организатора самого концерта, по дирижированию. Студентам БГПУ досталась совсем иная тематика: философская лирика Максима Богдановича, а точнее, сам "его лирический нерв", как позволила себе выразиться ведущая. Под руководством Юлии Михалевич они тягуче и, как и следовало ожидать, немного меланхолично исполнили программу "Два хора" ("Плакала лета" и "Усё, што згінула даўно"). Завершал вечер и радовал профессионализмом православный хор РАДЗІВІЛЫ под руководством прекрасной Ольги Янум, которая во всей своей неотразимой увлеченности просто завораживала.
После концерта состоялся разговор с одним из организаторов сего действа. Александр Хумала – молодой, бескрайне инициативный и пышущий заразным энтузиазмом музыкант, дипломант международного конкурса, студент пятого курса БГАМ – охотно поделился своими мыслями.
– Расскажите о самом концерте. В чем его идея, в чем главный посыл и в чем уникальность...
– Вообще, хоровая музыка у нас, конечно, существует. Делаются концерты, существуют фестивали... Уникальность этого концерта в том, что еще ни разу не было такого, когда один композитор собирал вокруг себя различные хоровые коллективы. Выступали как известные хоры, так и совершенно неизвестные: например, хор из БГПУ существует всего второй год, а подготовил очень сильную программу! Важно также отметить, что в концерте принимали участие совершенно различные по составу и фактуре коллективы: и детские, и взрослые, и смешанные. Разные по содержанию и направленности – католические, православные, ученические, детские, профессиональные и любительские!
– Концерт был посвящен творчеству Вячеслава Кузнецова...
– Имя Вячеслава Кузнецова очень известное в наших кругах, но чтобы в его честь устраивать концерт – такого не было. Я считаю, это мероприятие очень важно еще и потому, что было представлено творчество композитора, который СЕЙЧАС живет. Осознание того, что с нами работает композитор, которого признают, который творит... И не самым худшим образом! Знаете, проблема в том, что мы привыкли сравнивать. Я не спорю: Бетховен – это Бетховен! Но Кузнецов свою нишу занял, и на это нельзя закрывать глаза. Задача наших исполнителей – поддержать нашу музыку. Хорошо известны вопиющие случаи, когда, например, Баха забывали на сто лет... Так повелось, что человеку надо сначала умереть, чтобы потом его признали. То же самое с Пикассо – при жизни он голодал! Этим концертом мы хотели подчеркнуть значимость того, что делают наши композиторы СЕЙЧАС, в наше время. Грубо говоря, не дожидаться их смерти, чтобы их принять... Кузнецов же один из самых ярких белорусских композиторов, он идет в первых рядах современной белорусской музыки. Его творчество разнохарактерно и разнопланово: у него много авангардной, камерной, симфонической, экспериментальной музыки. Достаточно сказать, что у него уже состоялось три мировых премьеры: в 2007 году в Японии был поставлен его "Ритуал", а также премьеры в Швейцарии и Германии. У нас недавно была премьера его балета "Макбет", год назад поставили его оперу "Записки сумасшедшего"... Да, Кузнецов звучит. Но все же не так часто, как хотелось бы: те же хроники, исполненные на концерте хором БАХАЎСКІ ГУРТОК, были написаны аж в 1996 году, а исполнены – лишь единожды, в 1998-м, хором УНІЯ под руководством Кирилла Насаева. Сами же хроники совершенно уникальны! В них описываются события XIII-XVI веков – то самое время становления белорусского народа. Эти времена возникновения ВКЛ, витовты, ягайлы, радзивилы... понимаете? Жанр хроники у нас ни разу не был воплощен в музыкальном замысле! Обычно это документальное кино, монографии и прочее... И, как ни странно, единственный, кто писал в жанре хроники – это Прокофьев, с его "Войной и миром"! Музыкальное осмысление Вячеслава Кузнецова поэтизированной хроники Яна Чечёта чрезвычайно важно как обращение к яркому национальному колориту, ведь самосознание народов формируется за счет корней, и только. Горько осознавать, что мы теряем наши корни, наши исторические корни! По накалу эти произведения можно сравнить с "Александром Невским" Прокофьева – там также раскрывается исторический этап определенного времени. Кузнецов обратился к той проблематике, чтобы создать нечто не фольклорное, я подчеркиваю, а глубоко национальное. У него есть и фольклорные циклы (та же кантата "Вяселле"), но это совсем другое! Вячеслав представляет музыку народа, который имеет очень большие исторические корни – музыку белорусского народа.
– С какими трудностями пришлось (и пришлось ли) столкнуться в организации концерта?
– Была одна, особо сложная проблема. Хоровая музыка уникальна тем, что хор – это не один человек. Как, например, организовывая концерт инструментальной музыки, договариваешься с каждым отдельным музыкантом – и все готово! Хор же – это целый коллектив, у которого есть руководитель. И этот руководитель непременно должен заинтересовать и увлечь весь коллектив! Знаете, чтобы устроить этот концерт, вот все это, что я сейчас "лью" на вас – я "лил" на всех сторожей, чиновников, на всех руководителей и дирижеров. Задача дирижеров и руководителей в свою очередь – увлечь коллектив. Любой может возразить: "А мне это не нравится!" Речь идет о том, что они таки сумели увлечь! Знаете, эти люди были увлечены! Вот, например, хор РАДЗІВІЛЫ на днях отправляется в турне по Германии, а тут им предлагают готовиться к нашему концерту. Их руководитель Ольга Янум рассказывала, что сначала они отнеслись с большим недоверием к идее концерта, а потом – с таким энтузиазмом работали! Помните, как они пели? Прекрасно! Изначально есть некая предвзятость, да, но важно, что наша молодежь увлекаема! На этом концерте было достаточно много людей – народ даже стоял! Хотя реклама была минимальная: за день до концерта афиша на Интернет-портале tut.by. Одна девочка с ярко-зелеными волосами, которая прочла рекламу в Интернете, подошла ко мне после концерта и взяла мой телефон, чтобы потом взять запись концерта...
– Востребованы ли наши композиторы?..
– У слушателя композиторы наши, увы, не востребованы. Мы все привыкли оценивать с точки зрения "нравится – не нравится". И пока будет идти эта странная гонка – с расцветом нашей культуры ничего не получится. Сейчас для нас важно, чтобы нас не оценивали, а ценили. Ценили то, что "растет" и является лицом нашей страны и нашего народа. Мы должны наконец перестать сравнивать нашу культуру с другими и обратиться к корням. Мы, понятное дело, должны выезжать, учиться у других, но обязательно возвращаться и превозносить СВОЕ лицо! Как нельзя сравнивать банан с апельсином – так нельзя сравнивать нашу культуру с какой бы то ни было другой. Я глубоко убежден, что возрождение нации возможно только за счет возрождения культуры. И не физкультуры, а культуры!
"Ну это же не Моцарт!", – восклицает, разворачивается и поспешно удаляется восвояси большинство. Но стоит лишь присмотреться – и замечаешь, как расцветает баснословная красота...
После концерта я подошла к виновнику торжества Вячеславу Кузнецову и спросила, как ему понравился концерт, доволен ли он... "Да, я всем доволен! Я получил огромное удовольствие от такого замечательного исполнения!". Вячеслав просто сиял.
"В произведениях, написанных Вячеславом для исполнения хором, невероятным образом переплетены и фольклорная, и философская тематики, присутствует обращение к аутентичным джазовым мотивам, интерпретации своеобразной поэзии Велимира Хлебникова, осмысление живописи Пабло Пикассо", – взахлеб рассказывала ведущая. "Сегодня будет представлена разнообразная палитра музыки Вячеслава Кузнецова", – заключила она, а слушатели замерли в ожидании.
Вечер начался со "Сьпеваў даўнейшых ліцьвінаў" – композиций, написанных на стихи Яна Чечета, знаменитого польскоязычного белорусского поэта и фольклориста. Его тексты в переводе Владимира Мархеля господину Кузнецову принес в далеком 1996-м Виктор Скоробогатов. Вячеслав влюбился сразу! Таким образом, на свет появились одни из самых удачных произведений композитора – настолько точно Вячеслав сумел передать колорит эпохи Средневековья, а хористы – с блеском воспроизвести задуманное. Сурово и проникновенно исполняли композиции XIII-XVI веков молодые люди из ансамбля БАХАЎСКІ ГУРТОК. Гордо и с чувством собственного ("рыцарского") достоинства разом тянули ноты хористы, да так, будто гром гремит (завтра – в бой!). Казалось, что эти храбрые и непоколебимые "рыцари" братской дружиной стоят на защите какого-нибудь замка – не меньше! Гимны князьям перемежались с одами прекрасным дамам. Романтизм хлещет мощной струей, смывает на своем пути всяческие предрассудки, заставляет окунуться в атмосферу Хроник. Хор, несомненно, справляется со своей задачей: мы ему верим. Удивительно артистичный дирижер Александр Хумала то становился на цыпочки, то подавал секретные знаки хористам, которые были всецело подчинены лихим взмахам его импульсивных рук. Дети с гвоздиками высыпали на сцену, а благородные рыцари уже давно нашли себе занятие: пододвигат стулья для следующих исполнителей.
Приходской хор мальчиков и юношей СЫМОНКІ существует под эгидой костела Святых Симеона и Елены. Он образовался в 1999 году, в день святого Симеона. СЫМОНКІ – лауреат конкурса духовной музыки "Магутны Божа" 2006 года. Дирижер хора – Елена Абрамович. Мальчики (с удивительными ангельскими лицами) и серьезные юноши исполнили пять белорусских кантов. На смену подоспел хор девочек ЭДЕЛЬВЕЙС, который уже четыре года существует на базе хорового коллектива Дворца молодежи под руководством Екатерины Игнатьевой. В 2006 году в польском городе Ланах на фестивале духовной музыки она была названа лучшим дирижером, а ЭДЕЛЬВЕЙС удостоился гран-при. Коллектив изрядно попутешествовал по Австрии, Польше, городам Беларуси, а на нашем концерте исполнял очень красивые, истинно девичьи композиции – "калыханкі". Программа хора девочек удивительным образом контрастировала с программой ансамбля БАХАЎСКІ ГУРТОК: женщины занимаются детьми, мужчины их обороняют. Эта несложная мысль была представлена Вячеславом Кузнецовым в музыкальном ключе как нельзя лучше. Во время этого трогательного выступления ("баінькі", "шэранькі каточак") добрая половина зала, состоящая из женщин, оживилась и с тех пор беспрестанно улыбалась с подлинно материнским умилением. Далее последовал детский образцовый хор СШ N 145 под названием РАНІЦА. Выбежали ребятишки в разноцветных колготах и с разными прическами (ах, помнится, как серчают воспитательницы: "Чтобы у всех на выступлениях все одинаковое было!"), сумбурные и взбалмошные, с прекрасной, очень правильно подобранной программой – взгляд композитора Вячеслава Кузнецова на детские игры. Школьники старательно изображали непосредственность в движениях, живенько поворачивались друг к другу, наклонялись и всячески вертелись – инсценировка оказалась как нельзя кстати. Дирижер всего этого праздника жизни – Светлана Герасимович, которая, кстати сказать, уже на протяжении почти пяти лет является педагогом Александра Хумалы, организатора самого концерта, по дирижированию. Студентам БГПУ досталась совсем иная тематика: философская лирика Максима Богдановича, а точнее, сам "его лирический нерв", как позволила себе выразиться ведущая. Под руководством Юлии Михалевич они тягуче и, как и следовало ожидать, немного меланхолично исполнили программу "Два хора" ("Плакала лета" и "Усё, што згінула даўно"). Завершал вечер и радовал профессионализмом православный хор РАДЗІВІЛЫ под руководством прекрасной Ольги Янум, которая во всей своей неотразимой увлеченности просто завораживала.
После концерта состоялся разговор с одним из организаторов сего действа. Александр Хумала – молодой, бескрайне инициативный и пышущий заразным энтузиазмом музыкант, дипломант международного конкурса, студент пятого курса БГАМ – охотно поделился своими мыслями.
– Расскажите о самом концерте. В чем его идея, в чем главный посыл и в чем уникальность...
– Вообще, хоровая музыка у нас, конечно, существует. Делаются концерты, существуют фестивали... Уникальность этого концерта в том, что еще ни разу не было такого, когда один композитор собирал вокруг себя различные хоровые коллективы. Выступали как известные хоры, так и совершенно неизвестные: например, хор из БГПУ существует всего второй год, а подготовил очень сильную программу! Важно также отметить, что в концерте принимали участие совершенно различные по составу и фактуре коллективы: и детские, и взрослые, и смешанные. Разные по содержанию и направленности – католические, православные, ученические, детские, профессиональные и любительские!
– Концерт был посвящен творчеству Вячеслава Кузнецова...
– Имя Вячеслава Кузнецова очень известное в наших кругах, но чтобы в его честь устраивать концерт – такого не было. Я считаю, это мероприятие очень важно еще и потому, что было представлено творчество композитора, который СЕЙЧАС живет. Осознание того, что с нами работает композитор, которого признают, который творит... И не самым худшим образом! Знаете, проблема в том, что мы привыкли сравнивать. Я не спорю: Бетховен – это Бетховен! Но Кузнецов свою нишу занял, и на это нельзя закрывать глаза. Задача наших исполнителей – поддержать нашу музыку. Хорошо известны вопиющие случаи, когда, например, Баха забывали на сто лет... Так повелось, что человеку надо сначала умереть, чтобы потом его признали. То же самое с Пикассо – при жизни он голодал! Этим концертом мы хотели подчеркнуть значимость того, что делают наши композиторы СЕЙЧАС, в наше время. Грубо говоря, не дожидаться их смерти, чтобы их принять... Кузнецов же один из самых ярких белорусских композиторов, он идет в первых рядах современной белорусской музыки. Его творчество разнохарактерно и разнопланово: у него много авангардной, камерной, симфонической, экспериментальной музыки. Достаточно сказать, что у него уже состоялось три мировых премьеры: в 2007 году в Японии был поставлен его "Ритуал", а также премьеры в Швейцарии и Германии. У нас недавно была премьера его балета "Макбет", год назад поставили его оперу "Записки сумасшедшего"... Да, Кузнецов звучит. Но все же не так часто, как хотелось бы: те же хроники, исполненные на концерте хором БАХАЎСКІ ГУРТОК, были написаны аж в 1996 году, а исполнены – лишь единожды, в 1998-м, хором УНІЯ под руководством Кирилла Насаева. Сами же хроники совершенно уникальны! В них описываются события XIII-XVI веков – то самое время становления белорусского народа. Эти времена возникновения ВКЛ, витовты, ягайлы, радзивилы... понимаете? Жанр хроники у нас ни разу не был воплощен в музыкальном замысле! Обычно это документальное кино, монографии и прочее... И, как ни странно, единственный, кто писал в жанре хроники – это Прокофьев, с его "Войной и миром"! Музыкальное осмысление Вячеслава Кузнецова поэтизированной хроники Яна Чечёта чрезвычайно важно как обращение к яркому национальному колориту, ведь самосознание народов формируется за счет корней, и только. Горько осознавать, что мы теряем наши корни, наши исторические корни! По накалу эти произведения можно сравнить с "Александром Невским" Прокофьева – там также раскрывается исторический этап определенного времени. Кузнецов обратился к той проблематике, чтобы создать нечто не фольклорное, я подчеркиваю, а глубоко национальное. У него есть и фольклорные циклы (та же кантата "Вяселле"), но это совсем другое! Вячеслав представляет музыку народа, который имеет очень большие исторические корни – музыку белорусского народа.
– С какими трудностями пришлось (и пришлось ли) столкнуться в организации концерта?
– Была одна, особо сложная проблема. Хоровая музыка уникальна тем, что хор – это не один человек. Как, например, организовывая концерт инструментальной музыки, договариваешься с каждым отдельным музыкантом – и все готово! Хор же – это целый коллектив, у которого есть руководитель. И этот руководитель непременно должен заинтересовать и увлечь весь коллектив! Знаете, чтобы устроить этот концерт, вот все это, что я сейчас "лью" на вас – я "лил" на всех сторожей, чиновников, на всех руководителей и дирижеров. Задача дирижеров и руководителей в свою очередь – увлечь коллектив. Любой может возразить: "А мне это не нравится!" Речь идет о том, что они таки сумели увлечь! Знаете, эти люди были увлечены! Вот, например, хор РАДЗІВІЛЫ на днях отправляется в турне по Германии, а тут им предлагают готовиться к нашему концерту. Их руководитель Ольга Янум рассказывала, что сначала они отнеслись с большим недоверием к идее концерта, а потом – с таким энтузиазмом работали! Помните, как они пели? Прекрасно! Изначально есть некая предвзятость, да, но важно, что наша молодежь увлекаема! На этом концерте было достаточно много людей – народ даже стоял! Хотя реклама была минимальная: за день до концерта афиша на Интернет-портале tut.by. Одна девочка с ярко-зелеными волосами, которая прочла рекламу в Интернете, подошла ко мне после концерта и взяла мой телефон, чтобы потом взять запись концерта...
– Востребованы ли наши композиторы?..
– У слушателя композиторы наши, увы, не востребованы. Мы все привыкли оценивать с точки зрения "нравится – не нравится". И пока будет идти эта странная гонка – с расцветом нашей культуры ничего не получится. Сейчас для нас важно, чтобы нас не оценивали, а ценили. Ценили то, что "растет" и является лицом нашей страны и нашего народа. Мы должны наконец перестать сравнивать нашу культуру с другими и обратиться к корням. Мы, понятное дело, должны выезжать, учиться у других, но обязательно возвращаться и превозносить СВОЕ лицо! Как нельзя сравнивать банан с апельсином – так нельзя сравнивать нашу культуру с какой бы то ни было другой. Я глубоко убежден, что возрождение нации возможно только за счет возрождения культуры. И не физкультуры, а культуры!
"Ну это же не Моцарт!", – восклицает, разворачивается и поспешно удаляется восвояси большинство. Но стоит лишь присмотреться – и замечаешь, как расцветает баснословная красота...
После концерта я подошла к виновнику торжества Вячеславу Кузнецову и спросила, как ему понравился концерт, доволен ли он... "Да, я всем доволен! Я получил огромное удовольствие от такого замечательного исполнения!". Вячеслав просто сиял.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2007 год в рубрике музыкальная газета