Мониторы «Грэмми»… на собственной кухне
Домашняя звукозапись… Идея отточить свои опусы, не покидая комфортной обстановки родного дома, не дает покоя многим. С развитием компьютерных технологий желаемое быстро переросло в ипостась явную, да и по бюджету весьма доступную, и – сотни звуковых интерфейсов, недорогих студийных мониторов и MIDI-клавиатур ежегодно находят своих хозяев.
При всем многообразии обзоров и тестов оборудования в специализированных изданиях – откровенно мало статей, предлагающих конкретные средства к реализации такой идеи и освещающих данную проблему комплексно.
Итак, начнем с шутки, в которой, как известно – доля… шутки. Читая эту статью, вы соглашаетесь с тем, что принимаете правила и основы звукорежиссерского искусства, и обязуетесь построить свою домашнюю студию, руководствуясь этими правилами. Для большей информативности и упорядоченности восприятия я решил построить статью в форме «вопрос-ответ».
Что самое важное в построении домашней студии?
Здесь основополагающих моментов – два. Первый – четкое представление, ЧТО и КАК вы собираетесь в ней записывать. Наиболее типичный вариант: – запись вокала, запись «живых» инструментов, использование виртуальных инструментов, обработка эффектами и сведение с помощью программных средств, импорт в двухдорожечный трек в той же программной среде.
Необходимый набор оборудования – вокальный микрофон, аудиоинтерфейс с одним микрофонным предусилителем, инструментальной (линейной) стереопарой, студийные мониторы. Предположим, с этим определились. Четко представляем себе, сколько входов-выходов нам необходимо для удовлетворения своих творческих потребностей, изыскана необходимая сумма и … При составлении спецификации всплывает второй основополагающий момент – ровность вашего звукозаписывающего тракта во всех его составляющих. Нет смысла «втыкать» тысячедолларовый микрофон в двухсотдолларовую звуковую карту. И грош цена студии, в которой дорогущие интерфейсы-микрофоны-обработки звучат в откровенно недорогие мониторы. С 99% вероятностью вы в них ничего не услышите!
Мониторы
Начнем с конца. А именно – со студийных мониторов. В принципе от них в первую очередь зависит, сколько нюансов и деталей вы сможете услышать в записанном вами треке. И, соответственно, сколько огрехов, технических и музыкальных, вы сможете подправить. В этой связи мы не будем рассматривать устройства мультимедийного назначения, коих, по цене около 300 вечно условных единиц за «активную» пару, продается великое множество.
Устройства, претендующие на профессиональное использование, разработаны с учетом специфических требований студийного производства, и главная их задача – достижение максимальной линейности (точности передачи звука во всем диапазоне частотного спектра). И всегда помним о том, что разработка качественных акустических кабинетов (в просторечии – колонок) – задача, решить которую способны лишь производители с очень серьезным инженерным потенциалом.
Студийные (контрольные) мониторы подразделяются на активные и пассивные, мониторы ближней, средней и дальней зоны. Активные мониторы имеют встроенный усилитель мощности, пассивные требуют внешнего усилителя. Первые считаются более предпочтительными, так как подбор усилителя для студийного мониторинга – задача ответственная и недешевая. А в активных мониторах разработчик уже позаботился о соответствии параметров усилителя выполняемой им задаче. В домашних студиях, как правило, используются мониторы ближней зоны.
Цифровые мониторы ROLAND DS-5
Главное их достоинство – наличие цифрового интерфейса, позволяющего избежать потерь в качестве звука при использовании устройств конвертации сигнала из аналогового в цифровой, и наоборот. Тем паче, что наличие цифрового интерфейса не вывело эту модель из ценового диапазона устройств данного класса. Цифра, проще говоря – в подарок! В мониторах используется среднечастотный динамик с диаметром диффузора 12 сантиметров. Диффузор изготовлен из полимера. Гибкий подвес выполнен из резины средней жесткости. В качестве пищалки производитель использует купольный (Soft Dome) твиттер, c диаметром купола 19 миллиметров. Мощность мониторов – 90 ватт (пара).
По тестам и отзывам специалистов, звучат очень реалистично, качественно передавая фактуру музыкального материала. Единственный недостаток – компромисс при воспроизведении низких частот. Но это присуще практически всем устройствам такого класса. Пару таких мониторов в Минске можно приобрести по цене около 1100000 рублей.
Мониторы YAMAHA HS50M
Линейка мониторов HS разработана для обеспечения доступного высококачественного мониторинга широкого назначения. Производитель приводит сферы применения своей акустики: домашняя студия; написание музыки на компьютере; мониторинг для клавишных инструментов и синтезаторов; для 5.1 видео постпродакшн рабочих станций; активная акустика для компьютера. В качестве ВЧ-компонента производитель использует твиттер с купольным тканевым диффузором. Диаметр купола – 20 мм. Диаметр диффузора среднечастотной головки составляет 12 см. Диффузор изготовлен из полимера. Магнитные системы обоих динамиков имеют магнитное экранирование. Мощность мониторов – 140 ватт (пара).
Специалистами отмечена натуральная передача тембров инструментов в средне- и высокочастотном диапазоне. С воспроизведением низких частот ситуация аналогичная ситуации со всеми представителями данного класса систем – компромисс при их воспроизведении, обусловленный размером динамика, и объемом корпуса мониторов.
Средняя цена по Минску – около 1000000 рублей за пару.
Мониторы TAPCO by MACKIE S5
Весьма интересная модель от дочерней компании именитого производителя. Именно под брэндом TAPCO компания MACKIE возобновила производство оборудования для малобюджетных проектов – недорогие, но качественные микшерные пульты, приборы обработки, акустические системы. Тот же среднечастотный динамик диаметром 5,25 дюймов и однодюймовый твиттер. Мощность мониторов – 120 ватт (пара).
В данном устройстве применены решения, использующиеся в знаменитых мониторах MACKIE HR! Наверное, поэтому, при первом включении в них слышна порода – четкая детализация по верхам и середине, очень внятное для этого класса устройств воспроизведение низких частот. При перегреве электроники включаются специальные термопереключатели, отключающие высокочастотные/или низкочастотные усилители до тех пор, пока они не остынут. Фильтр отклонения (over-excursion), расположенный перед низкочастотным усилителем, защищает вуфер от повреждений при приближении низких частот к максимуму. Эта дополнительная защита гарантирует длительный срок службы монитора.
Все помещения отличаются друг от друга по размеру, форме, имеющейся мебели, дверям, окнам, покрытиях на полу и стенах. Все это, а также место, где вы сидите, определяет то, что вы слышите. В S5 включены регуляторы для точной калибровки, которые позволят отрегулировать низкочастотную (+2, +4 дб ниже 100 гц) и высокочастотную (+/- 2 дб выше 5 кгц) характеристику для исправления любого плохого фактора в помещении.
Под стать характеристикам и цена. В Минске такие мониторы стоят около 1660000 рублей.
При всем многообразии обзоров и тестов оборудования в специализированных изданиях – откровенно мало статей, предлагающих конкретные средства к реализации такой идеи и освещающих данную проблему комплексно.
Итак, начнем с шутки, в которой, как известно – доля… шутки. Читая эту статью, вы соглашаетесь с тем, что принимаете правила и основы звукорежиссерского искусства, и обязуетесь построить свою домашнюю студию, руководствуясь этими правилами. Для большей информативности и упорядоченности восприятия я решил построить статью в форме «вопрос-ответ».
Что самое важное в построении домашней студии?
Здесь основополагающих моментов – два. Первый – четкое представление, ЧТО и КАК вы собираетесь в ней записывать. Наиболее типичный вариант: – запись вокала, запись «живых» инструментов, использование виртуальных инструментов, обработка эффектами и сведение с помощью программных средств, импорт в двухдорожечный трек в той же программной среде.
Необходимый набор оборудования – вокальный микрофон, аудиоинтерфейс с одним микрофонным предусилителем, инструментальной (линейной) стереопарой, студийные мониторы. Предположим, с этим определились. Четко представляем себе, сколько входов-выходов нам необходимо для удовлетворения своих творческих потребностей, изыскана необходимая сумма и … При составлении спецификации всплывает второй основополагающий момент – ровность вашего звукозаписывающего тракта во всех его составляющих. Нет смысла «втыкать» тысячедолларовый микрофон в двухсотдолларовую звуковую карту. И грош цена студии, в которой дорогущие интерфейсы-микрофоны-обработки звучат в откровенно недорогие мониторы. С 99% вероятностью вы в них ничего не услышите!
Мониторы
Начнем с конца. А именно – со студийных мониторов. В принципе от них в первую очередь зависит, сколько нюансов и деталей вы сможете услышать в записанном вами треке. И, соответственно, сколько огрехов, технических и музыкальных, вы сможете подправить. В этой связи мы не будем рассматривать устройства мультимедийного назначения, коих, по цене около 300 вечно условных единиц за «активную» пару, продается великое множество.
Устройства, претендующие на профессиональное использование, разработаны с учетом специфических требований студийного производства, и главная их задача – достижение максимальной линейности (точности передачи звука во всем диапазоне частотного спектра). И всегда помним о том, что разработка качественных акустических кабинетов (в просторечии – колонок) – задача, решить которую способны лишь производители с очень серьезным инженерным потенциалом.
Студийные (контрольные) мониторы подразделяются на активные и пассивные, мониторы ближней, средней и дальней зоны. Активные мониторы имеют встроенный усилитель мощности, пассивные требуют внешнего усилителя. Первые считаются более предпочтительными, так как подбор усилителя для студийного мониторинга – задача ответственная и недешевая. А в активных мониторах разработчик уже позаботился о соответствии параметров усилителя выполняемой им задаче. В домашних студиях, как правило, используются мониторы ближней зоны.
Цифровые мониторы ROLAND DS-5
Главное их достоинство – наличие цифрового интерфейса, позволяющего избежать потерь в качестве звука при использовании устройств конвертации сигнала из аналогового в цифровой, и наоборот. Тем паче, что наличие цифрового интерфейса не вывело эту модель из ценового диапазона устройств данного класса. Цифра, проще говоря – в подарок! В мониторах используется среднечастотный динамик с диаметром диффузора 12 сантиметров. Диффузор изготовлен из полимера. Гибкий подвес выполнен из резины средней жесткости. В качестве пищалки производитель использует купольный (Soft Dome) твиттер, c диаметром купола 19 миллиметров. Мощность мониторов – 90 ватт (пара).
По тестам и отзывам специалистов, звучат очень реалистично, качественно передавая фактуру музыкального материала. Единственный недостаток – компромисс при воспроизведении низких частот. Но это присуще практически всем устройствам такого класса. Пару таких мониторов в Минске можно приобрести по цене около 1100000 рублей.
Мониторы YAMAHA HS50M
Линейка мониторов HS разработана для обеспечения доступного высококачественного мониторинга широкого назначения. Производитель приводит сферы применения своей акустики: домашняя студия; написание музыки на компьютере; мониторинг для клавишных инструментов и синтезаторов; для 5.1 видео постпродакшн рабочих станций; активная акустика для компьютера. В качестве ВЧ-компонента производитель использует твиттер с купольным тканевым диффузором. Диаметр купола – 20 мм. Диаметр диффузора среднечастотной головки составляет 12 см. Диффузор изготовлен из полимера. Магнитные системы обоих динамиков имеют магнитное экранирование. Мощность мониторов – 140 ватт (пара).
Специалистами отмечена натуральная передача тембров инструментов в средне- и высокочастотном диапазоне. С воспроизведением низких частот ситуация аналогичная ситуации со всеми представителями данного класса систем – компромисс при их воспроизведении, обусловленный размером динамика, и объемом корпуса мониторов.
Средняя цена по Минску – около 1000000 рублей за пару.
Мониторы TAPCO by MACKIE S5
Весьма интересная модель от дочерней компании именитого производителя. Именно под брэндом TAPCO компания MACKIE возобновила производство оборудования для малобюджетных проектов – недорогие, но качественные микшерные пульты, приборы обработки, акустические системы. Тот же среднечастотный динамик диаметром 5,25 дюймов и однодюймовый твиттер. Мощность мониторов – 120 ватт (пара).
В данном устройстве применены решения, использующиеся в знаменитых мониторах MACKIE HR! Наверное, поэтому, при первом включении в них слышна порода – четкая детализация по верхам и середине, очень внятное для этого класса устройств воспроизведение низких частот. При перегреве электроники включаются специальные термопереключатели, отключающие высокочастотные/или низкочастотные усилители до тех пор, пока они не остынут. Фильтр отклонения (over-excursion), расположенный перед низкочастотным усилителем, защищает вуфер от повреждений при приближении низких частот к максимуму. Эта дополнительная защита гарантирует длительный срок службы монитора.
Все помещения отличаются друг от друга по размеру, форме, имеющейся мебели, дверям, окнам, покрытиях на полу и стенах. Все это, а также место, где вы сидите, определяет то, что вы слышите. В S5 включены регуляторы для точной калибровки, которые позволят отрегулировать низкочастотную (+2, +4 дб ниже 100 гц) и высокочастотную (+/- 2 дб выше 5 кгц) характеристику для исправления любого плохого фактора в помещении.
Под стать характеристикам и цена. В Минске такие мониторы стоят около 1660000 рублей.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2007 год в рубрике музыкальная газета