Сергей Будкин
Короны за 2006-й!

Церемонию награждения особо отличившихся в белорусской музыке «Рок-коронацию» возобновили в прошлом году. 25 февраля состоится очередное главное рок-событие года. На этот раз не обошлось без определенных нововведений. Одно можно сказать точно: «Рок-коронация» начинает взращивать и воспитывать в белорусских музыкантах чувство соревнования. А значит – стремление оказаться лучше, чем тот, кто находится рядом. Все это неизменно ведет к работе над собой и своей музыкой. Тому, кто хочет отличиться, придется уже играть. А не лабать, потому что лабается. Поправьте меня, если я не права. О новом формате церемонии – Сергей Будкин, один из организаторов мероприятия, смотрителей музыкального Интернет-портала «Тузін гітоу» и просто известный журналист.

– 25 февраля нам грозит вторая «Рок-коронация» после так называемого возрождения этого мероприятия. Оглядываясь на опыт прошлого года, какие изменения хотелось бы внести в церемонию на этот раз?

– «Тузін гітоу» уже два года подряд выступает соорганизатором «Рок-коронации» совместно с Юрием Цыбиным («Класс-клуб ДК»). Вчера я очередной раз просматривал видео с прошлогоднего мероприятия и опять убедился в том, что формат той церемонии не стоит повторять. Там акцент был сделан на региональные группы (из каждой области по команде). Теперь же мы решили не отделять области от столицы. Стилей тоже будет представлено гораздо больше, чем в прошлом году. Таким образом, в нынешней «Рок-коронации» несколько другая идея, другая задумка. Тем не менее, я думаю, что и в прошлом году все получилось просто супер.

– Так что же все-таки это за новая идея? Давай тут подробнее…
– Про «региональщину» я уже говорил. Мы решили совсем от нее отказаться. Это было интересно один раз. Все белорусские музыканты находятся в едином контексте. И не стоит их делить на «столичных» и «провинциальных». Поэтому сейчас мы брали в расчет только тех исполнителей и те коллективы, которые на протяжении 2006 года записали и выпустили пластинку. В прошлый раз было тяжелее, так как за период брался не один, а два года. За процессом было следить очень сложно, потому что у нас было мало времени. Но все равно мы сделали тогда, что могли.

– И что в результате у вас получилось с конкурсантами на этот раз?
– В итоге мы имеем шестьдесят дисков. Соответственно – шестьдесят исполнителей и команд. Мы все это собрали и затем разделили по жанрам. У нас получился совершенно новый формат. В этом году мы решили обратить внимание и на хип-хоп-исполнителей (чего прежде никогда не делали), и на такое направление, как «позитивная» музыка. Хотя меня самого не вполне устраивает эта формулировка – «позитивная»…

– Тут имеются в виду рэгги, ска и т.д.?
– Рэгги, ска, ска-панк… Также такое направление, которое мы назвали «арт». Это НАГУАЛЬ, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА, ГУРЗУФ… К сожалению, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА и ГУРЗУФ «пролетели», потому что у них не было дисков.

– Какие новые номинации еще были «изобретены» в этом году»?
– Учитывая опыт прошлого года, мы увидели, что не совсем понятно, что же делать с такими товарищами, как СТОКС, NEO, J:MOPC, Елфимов… Мы решили создать для них отдельную номинацию – «Поп-рок». Как только мы их выделили в отдельный блок, сразу же все стало на свои места. Еще мы отдельно обозначили на церемонии тяжелую музыку. Туда мы включили metal и все его ответвления. Дело в том, что на всех предыдущих десяти «Рок-коронациях» эта музыка почему-то обходилась стороной. Мы посчитали, что это несправедливо, так как она является визитной карточкой Беларуси в мире. Поэтому и сделали для нее, наконец, отдельную номинацию.

– Сережа, в отличие от всех предыдущих церемоний на эту «Рок-коронацию» заявлен весьма расширенный состав жюри. С чем это связано, и по какому принципу отбирались судьи?
– Жюри – это тоже одно из нововведений на этой «Рок-коронации». Состав его действительно значительно расширен. Более того, теперь каждую номинацию судят свои определенные люди. Те, которые действительно понимают такую музыку, разбираются в ней, чье слово имеет вес. В прошлом же году голосование было по большому счету интерактивным. Теперь же можно на самом деле положиться на мнение авторитетов.

– А что касается таких номинаций, как «Альбом года» или «Проект года»? Тут на чье мнение полагаться будете?
– Подобные номинации будут судить руководители крупнейших белорусских музыкальных лейблов, директора крупных музыкальных магазинов в Беларуси. Они непосредственно задействованы в процессе, поэтому смогут наиболее адекватно оценить каждый заявленный коллектив.

– И сколько всего членов жюри мы имеем в этом году?
– Более тридцати.

– Какие критерии отбора номинантов на премии были основными?
– Во-первых, наличие диска, изданного именно в 2006 году и именно на территории Беларуси. Во-вторых, активность коллектива. То есть частота концертов, участие в фестивалях, поездки за границу и т.д. И третий важный момент – наличие этой группы или исполнителя в информационном пространстве. Это могут быть рецензии на альбом, интервью, новостные заметки. Если коллектив в той или иной форме присутствует в СМИ – значит, он «светится», привлекает к себе внимание этих самых СМИ, а не просто что-то там для себя играет. Как видишь, уровень продаж здесь, конечно, имеет свое значение, но играет отнюдь не определяющую роль. Уже давно известно, что в нашей стране продажа дисков имеет ряд своих особенностей и от многого зависит.

– К 15 февраля «Тузін гітоу» обязался обнародовать списки претендентов на каждую номинацию. Может, ты уже в состоянии озвучить отдельных персонажей?
– Дело в том, что 15-е – это дэдлайн. Пока жюри судорожно отбирает номинантов, и пока еще никто не может сказать, что в результате получится. Правда, некоторые претенденты уже известны. Например, в тяжелой музыке номинируются SOK, ZNICH, RASTA, TAV.MAUZER. Подробнее об этом можно прочитать на сайте «Тузін гітоу» (www.music.fromby.net). Там же есть и еще кое-какая информация. Естественно, что в такую номинацию, как «Сьпеуная паэзія» (название предложил Михаил Анемпадистов), где имеются в виду представители авторской песни, вошли Войтюшкевич, Белоногая, Шалкевич, Плесанов, Камоцкий… Но окончательно все будет известно лишь после 15-го.

– Некоторые достаточно традиционные номинации по той или иной причине в этом году были вообще исключены из списка оных. Вот, например, куда-то пропали «Рок-князеуна» и «Дебют года». Почему?
– Да, от парочки номинации на этот раз мы действительно отказались. В первую очередь из-за отсутствия списка номинантов. Ну, нету их… Та же «Рок-князеуна». Раньше была Камоцкая, затем – Круглова, теперь – Руся. Пока ей эта корона и принадлежит. В 2006-м ей конкуренции не было. Хотя я уверен в том, что в следующем году она обязательно будет. Ведь «Рок-князеуна» это не просто девушка, которая поет. В таком случае эту номинацию следовало бы выделять как «исполнитель года женского пола». Но ведь все намного глубже. Кстати, и прежде номинация «Рок-князеуна» периодически опускалась. Потому что просто не было смысла во второй раз давать корону одному и тому же человеку. Но я уверен, что в следующем году все изменится.

– Что будет из себя представлять сама церемония? Просто раздачу «слонов»? Или обыграете еще какое-нибудь действо?
– Как и в прошлом году, режиссером-постановщиком мероприятия является Витовтас Григоленас – режиссер национального драматического театра имени Горького. Безусловно, будет раздача «слонов». Но и «живые» выступления музыкантов обязательно состоятся. Кроме основных номинантов, мы решили позвать на церемонию победителей «Басовища-2006» PARASON, NEVMA, S.D.M. Эти ребята действительно герои прошедшего года, и просто необходимо дать им возможность себя показать. Также ведутся сейчас переговоры с победителями фестиваля «Рок-кола» –смоленской группой DEIMOS.

– Удивительно, но у многих исполнителей и слушателей сложился стереотип, что «Рок-коронация» – это, прежде всего, церемония для белорусскоязычных музыкантов. Как можно опровергнуть это предубеждение?
– Я уже сам давно хотел высказаться по этому поводу. Действительно, такое мнение насчет «Рок-коронации» существует. Но даже если рассматривать только церемонию за 2006 год, сразу становится понятна неоправданность такого суждения. Ведь тут представлены музыканты, исполняющие песни и на белорусском, и на русском, и на английском языках. Конечно, с точки зрения именно «Тузіна гітоу» предпочтительней белорусскоязычная музыка. На наш взгляд, она более перспективна. Да и за границей белорусский язык в песнях принимают гораздо лучше, чем русский.

– Справедливо ли расценивать «Рок-коронацию» как хорошую гайку в механизме белорусского шоу-бизнеса, который все-таки потихоньку приходит в движение?
– Естественно. Фактически с появления самой идеи такого мероприятия и начал зарождаться этот самый белорусский шоу-бизнес. И сейчас «Рок- коронация» занимает в нем свое достойное место.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2007 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета