Одинокий Летчик
Селеновые выпрямители

(p) 2005 ОДИНОКИЙ ЛЕТЧИК
Вот он -- прекрасный пример по настоящему свободного творчества. Пока толпы музыкально озабоченных человечков разных возрастов вовсю стараются казаться профессионалами, а то и, того хуже, соответствовать неким “форматам”, участники группы ОДИНОКИЙ ЛЕТЧИК, не будучи виртуозами игры на инструментах, не заморачиваясь с поиском каких-то там студий, собираются и записывают в домашних условиях нечто по меньшей мере весьма оригинальное. Дело тут не в стилистике, не в музыкальном новаторстве, а в этой самой свободе, с которой люди занимаются любимым делом.
Группа ОДИНОКИЙ ЛЕТЧИК когда-то базировалась в Харькове и играла нормальный такой русский рок, немного грязноватый, немного психоделический и с интересными текстами. От того состава сейчас остался только лидер -- певец, декламатор, ритм-гитарист, автор и генератор идей Виктор Джалилов. А группа уже несколько лет, как питерская. Впрочем, еще один участник проекта, Игорь Ковтунов и раньше некоторое время играл в ОДИНОКОМ ЛЕТЧИКЕ на гитаре, но потом долго не появлялся в рядах группы. Сейчас же он играет в основном на мандолине, хотя при записи альбома брался и за гитару, и за перкуссию, и за рожок, а также выполнял работу “инженера по звуку” (как написано на вкладке к диску), при котором Джалилов состоял “звуколаборантом”. Также в группе играет теперь флейтистка Ольга Волкова, кроме этого участвующая еще в нескольких питерских проектах. Таким образом основа музыки нынешнего ОДИНОКОГО ЛЕТЧИКА -- прозрачный акустический фолк-рок, мелодичный и проникновенно исполняемый, а уж вокруг этого…
Если предыдущий альбом ОДИНОКОГО ЛЕТЧИКА “Ледяной Том” был вообще записан на кухне при помощи одного микрофона, то “Селеновые выпрямители” -- результат более кропотливой студийной работы, хоть и проделанной в домашних условиях. Впрочем, объединяет две эти работы нечто для “русского рока” нехарактерное: в том, чем занимается группа ОДИНОКИЙ ЛЕТЧИК, детской игры не меньше, чем душевной боли и пафоса. В первой песне -- “Коровье тесто” -- голос Виктора звучит под аккомпанемент мандолины и далеких хоровых распевок, сама же песня настраивает слушателя на некую шизоидную отрешенность и на странный симбиоз предельной конкретики и абсурдизма. За ней следуют лирический марш на стихи Мусы Джалиля “Влюбленный и корова”, проникновенный вальс с очень красивой мелодией “Отпустило, отхлынуло”, написанный харьковским автором-исполнителем Александром Юрченко и почти панк-рок “Свинки в конце лета” на стихи трагически погибшей в 2003 году Кати Гуцал. Еще один опус с текстом Мусы Джалиля -- “Волки”. Если во “Влюбленном и корове” музыка только подчеркнула добрый юмор, заложенный в самом стихотворении, то здесь участники группы сумели своими фолково-психоделическими изысками вывести текст в какое-то новое пространство. Песня с вычурным названием “Ля-ля-ля” (текст Романа Ростовцева) украшена детским хором, а также в ней очень уместна непрерывная партия флейты. “Даром, что…” (вновь с текстом Кати Гуцал) -- самая депрессивная на альбоме. Правда, в музыке и в интонациях Виктора слышится, скорее, не депрессия, а печаль. Еще одна композиция Александра Юрченко -- “Существо” -- есть и на альбоме “Ледяной Том”, здесь же представлена в инструментальном варианте с солирующей флейтой. В песне “Сны Зигмунда Фрейда” (текст опять-таки Романа Ростовцева) к фолк-року примешиваются какие-то окологотические настроения. Она словно бы выводит на композиции, полностью сочиненные самим Джалиловым. “Двеминутыгимн” кажется каким-то странным эпосом, в котором текст почему-то состоит из отдельных ярких образов, связанных между собой почти на подсознательном уровне. “Возвращение солдата” -- тоже по своему эпична, но по настроению ближе к открывающей альбом песне “Коровье тесто”. Атмосферно-медитативная песня “Степи” исполняется а капелла, хотя ее можно вообразить и сыгранной в манере ранних PINK FLOYD. Лаконичная “Не найти такой земли”, напротив, яростна и пронзительна. Завершает альбом, композиция, которая по прихоти его создателей и дала ему название -- “Селеновые выпрямители”. Под меланхоличный гитарный перебор Виктор произносит числа из некой таблицы, а в перерывах откуда-то возникают голоса… Чьи? Наверно, кое-кого из тех, что оставили следы в душах музыкантов.


НОТ7. Статья была опубликована в номере 05 за 2007 год в рубрике НОТ7

©1996-2024 Музыкальная газета