Ла Шу
Девушка-флейта

Девушка-флейта
2005
Для начала немного истории. Группа ЛА ШУ появилась в городе Архангельске еще в 1996 году и с тех пор успела получить признание, как одна из лучших групп этого северного города, распасться и снова собраться, чтобы снова завоевать локальную популярность. Нынче ЛА ШУ известны и в Санкт-Петербурге и в Москве, но известны, к сожалению, немногим. Я же вполне серьезно готов заявить: ЛА ШУ -- одна из лучших российских групп, услышанных мной за ближайшие несколько лет. А переслушать этих групп и отдельных сингеров-сонграйтеров, уж поверьте, мне пришлось немало. Итак, ЛА ШУ играют изысканный и очень свободный фолк-рок, как правило, без сознательных привязок к каким-то конкретным традициям. Это не совсем та музыка, которая у многих в нашей стране ассоциируется с термином «фолк-рок». Но какое нам дело до общепринятых ассоциаций?
Данный релиз -- первый полноценный альбом группы. До этого были только разрозненные демо-записи и сольный альбом вокалистки Ларисы Шуниной. Семь композиций (из которых одна -- двухчастная сюита), вошедших в альбом «Девушка-флейта», представляют публике широкий спектр музыкальных исканий участников ЛА ШУ -- впрочем, как мне известно, далеко не полный. Однако органичность сочетания самых разных элементов не позволяет говорить об эклектике. Музыканты основательно поработали над аранжировками, но при этом отнеслись очень тактично как к изначальному песенному материалу, так и к тому, чего они хотели достичь при совместном творчестве. Говоря проще, чувствуется, что могли бы наворотить и побольше всякого, но подумали о музыке, а не о своих амбициях.
Если попытаться выделить какие-то песни особо, то придется выделить все -- проходных на альбоме нет. В то же время нужно сказать, что Лариса -- мелодист, каких в российской рок-музыке очень мало. Полагаю, что при желании она могла бы стать заправским хит-мейкером, да вот не возникло у нее такого желания. Музыка ЛА ШУ на самом деле разнообразна, сложна, интересна, но не элитарна. Это одно из ее главных достоинств. Не забывайте, это же все-таки фолк-рок. Пожалуй, самыми структурно замысловатыми композициями являются здесь «Ночь может последней стать» (хотя тут больше эмоциональных, чем формально-аранжировочных перепадов) и вышеупомянутая сюита, первая часть которой, «Тучи закрыли небо», написана на музыку жившего в XVI веке Джакомо Горцаниса, во второй же, «Небо, ищи меня», воздушный вальс перерастает в рваный хард-рок с мрачноватой квазискандинавской вокальной мелодией, переходящей в речитатив. Удаются ЛА ШУ и дуэты солирующих инструментов -- скрипки и гитары в «Небо, ищи меня», скрипки и фортепиано в «Я бы хотела…» и «Песочные зерна». На запись альбома собрались весьма хорошие инструменталисты: скрипачка Анна Манаенкова, гитарист Михаил Никонов, клавишница Марина Макарова. Уместную жесткость звучанию ЛА ШУ придает сыгранная ритм-секция -- басист Дмитрий Прасолов и барабанщик Вячеслав Ненашев.
Отдельно надо сказать и о текстах Ларисы -- это очень красивая поэзия, но созданная не для искушенных литературноозабоченных снобов (к вопросу о неэлитарности ЛА ШУ). И признаюсь, мне не хочется ее анализировать, хочется просто воспринимать. Поэзию эту трудно, а главное, не нужно отделять от музыки -- в этом едином целом содержится и является нам великое множество образов, эмоций, мыслей, и все это без болезненной страстности, без надрыва. От утонченной музыки группы ЛА ШУ не веет затхлой интеллигенщиной (уж простите за грубость). Именно после прослушивания таких записей хочется говорить о возрождении русского рока (уж простите за высокопарность). Альбом «Девушка-флейта» звучит по-настоящему свежо.


НОТ7. Статья была опубликована в номере 05 за 2007 год в рубрике НОТ7

©1996-2024 Музыкальная газета