Тимофей Яровиков
«Законы просты…»

Возможно, звезды однажды сойдутся так, что этот человек окажется в кресле Министра культуры. Почему бы и нет? Хочется верить, что и в министерские кресла попадают душевно здоровые и компетентные в вопросах культуры люди. С одним из таких, молодых и ранних, я перебросился парой слов. Для тех, кто не в теме: Тимофей Яровиков, 24-х лет от роду, филолог, заведующий литературной частью Могилевского драматического театра. В Могилеве и далеко за его пределами более известен как поэт и музыкант, лидер могилевской группы СЕРДЦЕ ДУРАКА. Это если коротенько… Однако, спешу перейти поближе к делу…

– Ты работаешь в сфере культуры, как официальной (в театре), так и неофициальной – являешься культовой фигурой в рок-тусовке. Делишь ли ты для самого себя две эти сферы?
– Несомненно. В театр я вообще попал случайно. Но некоторое время здесь проработав, понял одну штуку: законы в творчестве просты. Любые процессы в любом виде искусства подчиняются одним и тем же законам. Важно уловить их суть… Но несмотря на это, я разделяю свою деятельность в театре и собственно творчество. Для меня мое творчество является более весомым и значимым. А театр – это работа в обычном ее понимании. Но работа приятная, поскольку мне она близка и понятна.

– Ты много раз говорил со сцены, что рад тому, что не актер. В чем же разница между рок-музыкантом и актером?
– Актерский труд – бесконечно тяжел. Не имея к этому таланта и внутреннего расположения, стать актером невозможно. Актер должен найти в себе силы, приемы и методы, чтобы, взяв какой-то материал извне, переосмыслить, переработать его и с его помощью сказать что-то новое, быть может, даже для самого себя. Мне в своей роли – в роли автора-текстовика, музыканта – намного легче. Я имею дело, условно говоря, с «первичным продуктом», с собственным внутренним миром. С материалом «извне» работать было бы гораздо сложнее.

– Если бы в свое время тебя обошла стороной поэзия и музыка, можешь ли представить, где бы ты еще смог реализоваться?
– Мне всегда было интересно поработать в прозе. Но сейчас уже перейти на эти рельсы сложно – нужно перекраивать сам образ мышления. А вообще я считаю, что творческий человек реализуется, так или иначе. Творчество – это ведь не обязательно талант к чему-то художественному. Можно и за станком работать творчески…

– У тебя бурный гастрольный график, ты довольно популярен в Москве. В связи с этим вопрос: как ты относишься к высказыванию «нет пророка в своем отечестве». Не кажется ли тебе, что более благодарная публика там, где ты – гость пришлый?
– Насчет «пророка» – тут момент пространственный. Со стороны некоторые вещи видятся как бы «в фокусе». То есть люди знакомятся с чьим-нибудь творчеством в таком «концентрированном» виде. Дома другое. Публика зачастую становится свидетелем эволюции личности, где творческому процессу соседствует быт. Своим людям понятны причины и следствия, поэтому и отношение более спокойное. А издалека наша деятельность видится как какие-то вспышки активности, поэтому это больше привлекает внимание… Но я не думаю, что это проблема. Если ты чем-то искренне увлечен, твой труд обязательно найдет признание. Мне приятно, что люди вдалеке от Могилева находят близким мое творчество, но призрачных надежд куда-то уехать и стать там неимоверно известным я не питаю. И пытаться не буду. Я патриот своего города. Тут я родился и хочу быть полезным здесь.

– Можешь сравнить могилевскую и иногороднюю публику?..
– Публика в разных городах разная. Иной раз очень трудно найти с нею общий язык. Но могилевская публика вообще уникальная. Во-первых, она очень воспитанная, внимательная. Умеет быть хорошим собеседником. И при этом – очень требовательная… Я думаю, в Могилеве это происходит потому, что в городе сложились сильные традиции в молодежной культуре, в рок-движении особенно. В других городах подобное встречается редко. Там чаще разброд и шатание. Но благодарные слушатели есть везде.

– Ты десять лет наблюдаешь могилевскую тусовку, музыкальную и поэтическую. Замечен ли качественный сдвиг по сравнению с тем, что было раньше?
– Я бы сказал даже не сдвиг, а взрыв. На протяжении лет накапливалась какая-то энергия. Были какие-то люди, личности, которые двигали этот процесс своей волей, своей любовью к делу. И сейчас эта энергия просто выплескивается из нашего города. Этот процесс вообще приобретает стихийные масштабы. Но хотелось бы эту стихию направить в какое-то общее созидательное русло. Только тогда это может к чему-то привести. Сейчас творческий потенциал Могилева задействован менее чем на треть, но его уже достаточно, чтобы можно было говорить о целом движении.

– Можешь ли ты назвать три самых важных, определяющих культурных события года для Могилева?
– Во-первых, это Международный молодежный театральный форум «Март-контакт». Этот форум имел огромное культурное значение для города и страны. И он более необходим городу, чем некоторые другие культурные мероприятия. Это объективно, а не потому что я в театре работаю. Во-вторых – музыкальные дела, творящиеся в Могилеве. Здесь я боюсь выделить какой-то концерт или фестиваль. В целом: такого плодотворного, богатого на события года на моей памяти еще не было. Надеюсь, что это еще не конец, что все должно развиваться дальше.
Меня очень радует, что за последний год в Могилеве появилось много молодых талантливых поэтов. Хочется отметить Виталия Рыжкова. Это не просто подающий надежды белорусскоязычный автор из Могилева, это, на мой взгляд, надежда белорусской поэзии вообще. Очень интересна поэзия Екатерины Самигулиной и Анки Упалы – каждая из этих девушек нашла собственную форму отображения мира. Много талантливой молодежи появилось и в песенном жанре, таких, как Артем Иванов, Женя Седов и другие. Мы уже просто не поспеваем вовремя за всем, что происходит…

– Какие задачи ставишь перед собой в новом году. Клянись на Библии!
– Самая большая мечта – это запись электрического альбома с моей группой СЕРДЦЕ ДУРАКА. Много лет я занимаюсь музыкой, но до сих пор нет какого- то основательного продукта, на который можно было бы опереться и двигаться дальше. Очень надеюсь, что этот момент себя не заставит ждать.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2007 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета