Геннадий Стариков блюз таки живёт в Минске!
Накануне очередного, на сей раз праздничного концерта “Блюз живёт в Минске!” корреспондент “МГ” отправился в штаб “Союза музыкальных деятелей” за более подробными разъяснениями сути дела. Гостеприимно и радушно – с чашечкой кофе и распространёнными предложениями – встретил меня основатель, бессменный руководитель и идейный вдохновитель “Стар-клуба” Геннадий Николаевич Стариков.
– Что особенного в этом концерте, который состоится 21 декабря в к/з «Минск» в рамках фестиваля «Блюз живёт в Минске!»?– Главная его особенность в том, что это серьёзный юбилей фестиваля – ему 10 лет: первый фестиваль мы сделали в 1996 году. В остальном же он традиционен. Блюз, можно сказать, стал классическим жанром, а в классике ничего такого особенного быть не может, всё в рамках жанра – на то она и классика. Авангард есть авангард, там, на острие вечных поисков, всё время появляется что-то новое, а классический жанр должен быть в каких-то определённых рамках. Так же и у нас. Мы постараемся в этом году максимально приблизиться к истокам жанра, потому что я, например, в прошлом году «не в тему» сыграл, что у части публики вызвало неоднозначную реакцию… (смеётся. – От авт.) Я позволил себе поиграть баллады! Это раньше было совместно «blues & ballads», а в последние годы произошло изменение: «котлеты отдельно – макароны отдельно». Поэтому в этом году мы будем стараться играть больше блюза.
Кроме того, мы впервые объявим о создании белорусского «Зала славы рок-н-ролла» – Hall of Fame. Единственное, что в фойе к/з «Минск» не получается сделать приличную экспозицию, потому что там открыли ночной клуб со стриптизом… Стриптиз в массы –деньги в кассу! (смеётся. – От авт.) Раньше было «культуру в массы», теперь – стриптиз. …Поэтому там свободны только какие-то простеночки, и мы можем выставить только часть работ. То есть фактически, просто объявить о создании. Будем искать подходящие формы, помещения. Вот, предлагаем «Музыкальной газете» быть одним из «совета попечителей» этого «Зала славы». Он у нас будет распадаться на две части, точно так же, как и американский «Зал славы», – сам музей и активная, передвижная часть. Вторая часть будет «гастролировать» по Беларуси вместе с концертами, фестивалями.
На последнем фестивале я играл с таким великим мастером, как Аркадий Борисович Эскин, пианистом мирового уровня... К огромному сожалению, он скончался в августе месяце, его похоронили и… на этот раз его не будет. В ночь перед похоронами я понял, что означает выражение «душа в душу». Тогда произошла какая-то мистика: я проснулся среди ночи и было такое ощущение, что у меня в комнате витает часть его души, и она мне говорит: «Возьми инструмент и играй»… Я взял гитару, заиграл блюз, красивый-красивый... Этот блюз я посвятил Аркадию. Я также понял, что означает выражение «творческое наследие» – у меня было такое ощущение, что творческая часть его души переселилась в меня... Я даже заиграл по-другому! Как-то вот удивительно, поразительно просто! Шире, свободнее... Такая вот творческая мистика присутствует… Мы в этом году после окончания официальной части фестивального концерта исполним этот блюз, исполним его в формате такого «подготовленного джема».
– А кто там будет участвовать?
– Коля Арутюнов подъедет, конечно. А как же! Совместная «лига блюза», она же действует как-никак. Мы с Угольником сыграем пару вещей, вот сыграем этот блюз, посвящённый Аркадию... Он, кстати, называется «Играй, музыкант, твоя музыка вечна!». Сначала было название «Прощай, музыкант, твоя музыка вечна!», но мы решили заменить на более оптимистическое... Так что мы внесём свою лепту со стороны старой гвардии. Ну и молодёжи там тоже полно талантливой! Очень хорошо представлено по поколениям. Весь срез, я считаю, представлен более-менее... Из Гомеля ребята подъедут, вот Саша Цыганок, давненько их не было… Они, правда, приезжали, тут по клубам выступали, втянулись в какую-то там борьбу, как оно там называется? Битва? Мы как старшее поколение относимся к этому как к глупости несусветной! Соревнования музыкантов – такая чушь! Это существует, наверное, только в художественных фильмах для интриги… Культура и спорт – совершенно несовместимые вещи. Точно так же, как и любовь и спорт. Представьте себе, что влюблённые соревнуются одна пара с другой – кто больше полюбится за ночь. Это что, любовь?! То же самое и в искусстве. Какое соревнование может быть между Репиным и Айвазовским? Между Шишкиным и Серовым? Соревнования могут быть только между «пионэрами» и студентами. (смеётся. – От авт.) Вот там да-а-а! Там, где есть отметки, дневники, зачётки! Там Владимир Петрович Угольник нарасставляет всем оценок! Но между творцами… Вам не надо соревноваться, вам надо заниматься тво-о-орчеством. Поэтому мы, конечно же, старшее поколение, не одобряем такие вещи.
– Расскажите о планах «Стар-клуба».
– Планы разнообразные. Создание этой галереи, например. Мы, кстати, призываем всех желающих входить в «попечительский совет», потому что дело это серьёзное и на долгие-долгие годы – навсегда, наверное. Я как один из представителей первого поколения рокеров начинаю с 60-х годов, потому что сам участник тех событий. Далее будут подключаться ребята следующих поколений… Должна сформироваться целая группа, потому что в одиночку всё это провернуть совершенно невозможно! Эта галерея будет ездить с концертами разных наших групп – и старого поколения, и молодого. Вот эта линия интересна и перспективна, она будет развиваться и продвигаться. Знаете, я почему-то верю в эту фразу, по-моему, она из Библии: «Не важна цель, важна дорога». Музыка – будь это рок, будь это блюз, будь это джаз – всё это часть пути. Галерея не будет ограничиваться только рок-н-роллом, мы, конечно, какими-то отдельными линиями возьмём и параллельные жанры – и попсу, и фолк-рок, и «лабухов кабацких». Потому что кто ж их возьмёт! О них никто никогда не вспомнит, если мы этого не сделаем. Все они чрезвычайно мало изучены, мало известны, мало отражены, где бы то ни было. Я хочу также бросить клич по Беларуси: чтобы с нами связывались и сюда привозили раритеты. Был у нас, например, выдающийся музыкант Николай Даниленко, который с достоверностью 99% кончил жизнь самоубийством (документов о смерти никто не видел, но «тюремная почта» донесла, что он скончался в тюремной больнице). У Николая Даниленко была знаменитая белая кожаная гитара Hofner. Фантастическая гитара! Гитара, прославленная его выдающейся игрой. Единственный человек, с кем я могу сравнить Николая Даниленко – это John McLaughlin Mahavishnu. Может быть, кто-нибудь знает следы этой гитары? Может быть, кто-нибудь скажет, где она? Мы бы её с радостью выкупили для музея. Точно так же другие раритеты. А именно те, которые отражают нашу эпоху 60-х годов: орган типа «Юность», усилитель, например, «Ту-100», гитара «Илона-стар-5», проигрыватель «Дюал», магнитофон «Комета», приёмники всяческие... Задача – собрать раритеты тех времён и воссоздать эпоху. Конечно, если у кого-то есть какие-то хорошие фотографии музыкантов той поры – приносите, будем рады любой поддержке такого рода. Или финансовой поддержке, которая тоже необходима... Или поддержке в помещении. Мы сейчас только начинаем, но со временем всего будет становиться всё больше и больше, и нам понадобится помещение для музея, где можно будет расположить базовую часть выставки. И, может быть, нас будут обвинять в чём-то, но мы переживём это. Точно так же, как наши американские коллеги пережили это и переживают. Их обвиняли в том, что «Зал славы рок-н-ролла» – это ни что иное, как мемориал, грубо говоря, кладбище! (смеётся. – От авт.) Ну и слава Богу, что хоть оно есть! Конечно, скорее всего, мы сделаем это более оптимистично. Не будем уже на входе эпитафию вешать... Мы повесим вот что: «Играй, музыкант, твоя музыка вечна!»
Что касается планов другого рода... Я сейчас активно занимаюсь композиторским творчеством. Собираюсь создавать программу, основанную на собственных произведениях, привлекая исполнителей разных жанров. Я уже написал прекрасную инструментальную программу «Музыка моря» – красивая гитарная музыка, проникновенная такая, лучезарная... Кроме того, естественно, я напишу блюзовую программу. Она будет называться «От Москвы до Мичигана блюз играют хулиганы» – такой концепт с элементами театрализации и литературы. Но я не хочу замыкаться на одном только блюзе, ведь когда человек замыкается на одном каком-то жанре – он очень ограничен в средствах выразительности.
Хочу также объявить совершенно неожиданную линию систематических концертов, которые будут проходить в каком-нибудь небольшом зале. Это будет своего рода цикл открыто-клубных концертов под названием Fair Play – по аналогии с футболом – «за честную, корректную игру». Игра, свободная от обмана, фонограммы, мата и прочего, чем сейчас наполнены телевизионные передачи, да и на сцене много всего этого… Халтура, «фанера» и прочая дребедень, которая к музыке вообще никакого отношения не имеет! А почему-то занимает место музыки. В связи с этим, я хочу обратиться к людям, которым есть что сказать, у которых душа просит высказаться, показать какое-то своё творчество людям – пожалуйста, приходите! Ведь у нас полно удивительно талантливых людей. Я смотрел по разным фестивалям, где молодёжь участвовала – да просто жалко, что многие чрезвычайно талантливые уходят в землю как вода в песок! Что же их никто не поддерживает? Как-то так у нас поддержка «точечная» получается: Иванова поддержали, а Петров пропади ты пропадом! Разве так можно? Так нельзя… Ситуация должна меняться. Всех любителей блюза приглашаем к нам, приходите, приносите свои «демки». А нету «демок» – приходите, берите гитару, вот тут в шкафу стоит, играйте прямо тут!.. Многие известные сейчас музыканты с этого начинали! Ещё «демок» как таковых не было, но было желание показать себя, человек брал инструмент и прямо тут на стуле начинал играть! (смеётся. – От авт.) Здорово! Сейчас это настолько известные музыканты, что я даже говорить не хочу.
Да, «Стар-клуб» – очень хороший трамплин! У нас люди становятся либо счастливыми, либо богатыми.
– Что особенного в этом концерте, который состоится 21 декабря в к/з «Минск» в рамках фестиваля «Блюз живёт в Минске!»?– Главная его особенность в том, что это серьёзный юбилей фестиваля – ему 10 лет: первый фестиваль мы сделали в 1996 году. В остальном же он традиционен. Блюз, можно сказать, стал классическим жанром, а в классике ничего такого особенного быть не может, всё в рамках жанра – на то она и классика. Авангард есть авангард, там, на острие вечных поисков, всё время появляется что-то новое, а классический жанр должен быть в каких-то определённых рамках. Так же и у нас. Мы постараемся в этом году максимально приблизиться к истокам жанра, потому что я, например, в прошлом году «не в тему» сыграл, что у части публики вызвало неоднозначную реакцию… (смеётся. – От авт.) Я позволил себе поиграть баллады! Это раньше было совместно «blues & ballads», а в последние годы произошло изменение: «котлеты отдельно – макароны отдельно». Поэтому в этом году мы будем стараться играть больше блюза.
Кроме того, мы впервые объявим о создании белорусского «Зала славы рок-н-ролла» – Hall of Fame. Единственное, что в фойе к/з «Минск» не получается сделать приличную экспозицию, потому что там открыли ночной клуб со стриптизом… Стриптиз в массы –деньги в кассу! (смеётся. – От авт.) Раньше было «культуру в массы», теперь – стриптиз. …Поэтому там свободны только какие-то простеночки, и мы можем выставить только часть работ. То есть фактически, просто объявить о создании. Будем искать подходящие формы, помещения. Вот, предлагаем «Музыкальной газете» быть одним из «совета попечителей» этого «Зала славы». Он у нас будет распадаться на две части, точно так же, как и американский «Зал славы», – сам музей и активная, передвижная часть. Вторая часть будет «гастролировать» по Беларуси вместе с концертами, фестивалями.
На последнем фестивале я играл с таким великим мастером, как Аркадий Борисович Эскин, пианистом мирового уровня... К огромному сожалению, он скончался в августе месяце, его похоронили и… на этот раз его не будет. В ночь перед похоронами я понял, что означает выражение «душа в душу». Тогда произошла какая-то мистика: я проснулся среди ночи и было такое ощущение, что у меня в комнате витает часть его души, и она мне говорит: «Возьми инструмент и играй»… Я взял гитару, заиграл блюз, красивый-красивый... Этот блюз я посвятил Аркадию. Я также понял, что означает выражение «творческое наследие» – у меня было такое ощущение, что творческая часть его души переселилась в меня... Я даже заиграл по-другому! Как-то вот удивительно, поразительно просто! Шире, свободнее... Такая вот творческая мистика присутствует… Мы в этом году после окончания официальной части фестивального концерта исполним этот блюз, исполним его в формате такого «подготовленного джема».
– А кто там будет участвовать?
– Коля Арутюнов подъедет, конечно. А как же! Совместная «лига блюза», она же действует как-никак. Мы с Угольником сыграем пару вещей, вот сыграем этот блюз, посвящённый Аркадию... Он, кстати, называется «Играй, музыкант, твоя музыка вечна!». Сначала было название «Прощай, музыкант, твоя музыка вечна!», но мы решили заменить на более оптимистическое... Так что мы внесём свою лепту со стороны старой гвардии. Ну и молодёжи там тоже полно талантливой! Очень хорошо представлено по поколениям. Весь срез, я считаю, представлен более-менее... Из Гомеля ребята подъедут, вот Саша Цыганок, давненько их не было… Они, правда, приезжали, тут по клубам выступали, втянулись в какую-то там борьбу, как оно там называется? Битва? Мы как старшее поколение относимся к этому как к глупости несусветной! Соревнования музыкантов – такая чушь! Это существует, наверное, только в художественных фильмах для интриги… Культура и спорт – совершенно несовместимые вещи. Точно так же, как и любовь и спорт. Представьте себе, что влюблённые соревнуются одна пара с другой – кто больше полюбится за ночь. Это что, любовь?! То же самое и в искусстве. Какое соревнование может быть между Репиным и Айвазовским? Между Шишкиным и Серовым? Соревнования могут быть только между «пионэрами» и студентами. (смеётся. – От авт.) Вот там да-а-а! Там, где есть отметки, дневники, зачётки! Там Владимир Петрович Угольник нарасставляет всем оценок! Но между творцами… Вам не надо соревноваться, вам надо заниматься тво-о-орчеством. Поэтому мы, конечно же, старшее поколение, не одобряем такие вещи.
– Расскажите о планах «Стар-клуба».
– Планы разнообразные. Создание этой галереи, например. Мы, кстати, призываем всех желающих входить в «попечительский совет», потому что дело это серьёзное и на долгие-долгие годы – навсегда, наверное. Я как один из представителей первого поколения рокеров начинаю с 60-х годов, потому что сам участник тех событий. Далее будут подключаться ребята следующих поколений… Должна сформироваться целая группа, потому что в одиночку всё это провернуть совершенно невозможно! Эта галерея будет ездить с концертами разных наших групп – и старого поколения, и молодого. Вот эта линия интересна и перспективна, она будет развиваться и продвигаться. Знаете, я почему-то верю в эту фразу, по-моему, она из Библии: «Не важна цель, важна дорога». Музыка – будь это рок, будь это блюз, будь это джаз – всё это часть пути. Галерея не будет ограничиваться только рок-н-роллом, мы, конечно, какими-то отдельными линиями возьмём и параллельные жанры – и попсу, и фолк-рок, и «лабухов кабацких». Потому что кто ж их возьмёт! О них никто никогда не вспомнит, если мы этого не сделаем. Все они чрезвычайно мало изучены, мало известны, мало отражены, где бы то ни было. Я хочу также бросить клич по Беларуси: чтобы с нами связывались и сюда привозили раритеты. Был у нас, например, выдающийся музыкант Николай Даниленко, который с достоверностью 99% кончил жизнь самоубийством (документов о смерти никто не видел, но «тюремная почта» донесла, что он скончался в тюремной больнице). У Николая Даниленко была знаменитая белая кожаная гитара Hofner. Фантастическая гитара! Гитара, прославленная его выдающейся игрой. Единственный человек, с кем я могу сравнить Николая Даниленко – это John McLaughlin Mahavishnu. Может быть, кто-нибудь знает следы этой гитары? Может быть, кто-нибудь скажет, где она? Мы бы её с радостью выкупили для музея. Точно так же другие раритеты. А именно те, которые отражают нашу эпоху 60-х годов: орган типа «Юность», усилитель, например, «Ту-100», гитара «Илона-стар-5», проигрыватель «Дюал», магнитофон «Комета», приёмники всяческие... Задача – собрать раритеты тех времён и воссоздать эпоху. Конечно, если у кого-то есть какие-то хорошие фотографии музыкантов той поры – приносите, будем рады любой поддержке такого рода. Или финансовой поддержке, которая тоже необходима... Или поддержке в помещении. Мы сейчас только начинаем, но со временем всего будет становиться всё больше и больше, и нам понадобится помещение для музея, где можно будет расположить базовую часть выставки. И, может быть, нас будут обвинять в чём-то, но мы переживём это. Точно так же, как наши американские коллеги пережили это и переживают. Их обвиняли в том, что «Зал славы рок-н-ролла» – это ни что иное, как мемориал, грубо говоря, кладбище! (смеётся. – От авт.) Ну и слава Богу, что хоть оно есть! Конечно, скорее всего, мы сделаем это более оптимистично. Не будем уже на входе эпитафию вешать... Мы повесим вот что: «Играй, музыкант, твоя музыка вечна!»
Что касается планов другого рода... Я сейчас активно занимаюсь композиторским творчеством. Собираюсь создавать программу, основанную на собственных произведениях, привлекая исполнителей разных жанров. Я уже написал прекрасную инструментальную программу «Музыка моря» – красивая гитарная музыка, проникновенная такая, лучезарная... Кроме того, естественно, я напишу блюзовую программу. Она будет называться «От Москвы до Мичигана блюз играют хулиганы» – такой концепт с элементами театрализации и литературы. Но я не хочу замыкаться на одном только блюзе, ведь когда человек замыкается на одном каком-то жанре – он очень ограничен в средствах выразительности.
Хочу также объявить совершенно неожиданную линию систематических концертов, которые будут проходить в каком-нибудь небольшом зале. Это будет своего рода цикл открыто-клубных концертов под названием Fair Play – по аналогии с футболом – «за честную, корректную игру». Игра, свободная от обмана, фонограммы, мата и прочего, чем сейчас наполнены телевизионные передачи, да и на сцене много всего этого… Халтура, «фанера» и прочая дребедень, которая к музыке вообще никакого отношения не имеет! А почему-то занимает место музыки. В связи с этим, я хочу обратиться к людям, которым есть что сказать, у которых душа просит высказаться, показать какое-то своё творчество людям – пожалуйста, приходите! Ведь у нас полно удивительно талантливых людей. Я смотрел по разным фестивалям, где молодёжь участвовала – да просто жалко, что многие чрезвычайно талантливые уходят в землю как вода в песок! Что же их никто не поддерживает? Как-то так у нас поддержка «точечная» получается: Иванова поддержали, а Петров пропади ты пропадом! Разве так можно? Так нельзя… Ситуация должна меняться. Всех любителей блюза приглашаем к нам, приходите, приносите свои «демки». А нету «демок» – приходите, берите гитару, вот тут в шкафу стоит, играйте прямо тут!.. Многие известные сейчас музыканты с этого начинали! Ещё «демок» как таковых не было, но было желание показать себя, человек брал инструмент и прямо тут на стуле начинал играть! (смеётся. – От авт.) Здорово! Сейчас это настолько известные музыканты, что я даже говорить не хочу.
Да, «Стар-клуб» – очень хороший трамплин! У нас люди становятся либо счастливыми, либо богатыми.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2006 год в рубрике музыкальная газета