ZNICH
10 лет

До 2 декабря, когда группа ZNICH представит вниманию общественности свой новый альбом, осталось совсем немного, поэтому готовим небольшую сумму денег на вход в клуб «Арена», а уши и мозг – к принятию очередной дозы «народного» метала. Десятилетний стаж, а также стремление к аутентичности и самоидентификации в области экстремального искусства, нестандартность творческого подхода – этих факторов достаточно, чтобы уважать и ценить эту самобытную команду, а сюрпризов, ожидаемых от перемены состава-смены стиля (возвращения к корням (?)), хватит для поддержания интереса к предстоящей презентации. Ну, а для тех, кто чего-то забыл… или не знал, предлагаем небольшое ретроспективное интервью с неизменным лидером «зничей» Алесем Таболичем.

Дабы несколько сгладить впечатление от пафосного интро, воссоздадим дух беседы также аутентично, по максимуму приближаясь к действительности. Итак, темная комната в квартире на Юго-Западе, на полу – водка, свечи, АС, Painkiller, ряд внимающих товарищей. На диване, возвышаясь над всей честной компанией, сидит ответчик.

– Началось все во времена, когда мы учились в «Парнасе» (художественно-музыкальная школа такая): я, Беленький и Горох. Я все думал, почему на нашей сцене так мало серьезного экстрима –движухи хотелось… В это время появилась школьная группа ЖАХ, игравшая такую... в общем, бодягу. Дэз- панк непонятный, с белорусскими текстами. Играли на чем попало. А потом появился Беленький и сказал: «Блин, у меня ж отец в Профсоюзах работает, там аппарат классный, давайте полабаем нормально. Я буду клавишником! Я умею играть. Самоучка». У него было такое маленькое пианино с маленькими клавишами, смешное очень… но играл неплохо.

– А ты сразу решил петь?
– Я попробовал себя в роли бас-гитариста, а потом решил… или, точней, остальные решили: давай, мол, лучше порычи чего-нибудь. Я и порычал, поорал. Вроде, получилось. Так я стал вокалистом.

– Надо полагать, играл ты совсем плохо?
– Да я вообще не играл! Ни по одной струне не попадал!.. Итак… о чем это я? Да, по времени это был год 95-й. А уже в 96-м появился ZNICH. Название придумал я – знаешь, очень люблю такие маленькие, короткие слова, которые много значат. Тогда мы репетировали составом: я, Беленький, Горох (барабанщик) и Таргонский (наш первый гитарист, по кличке Чырвоны Твар). Очень быстро, буквально за пару месяцев сделали программу.

– Откуда такой интерес к национальной культуре?
– Это как раз со школы пошло, с нашего «Парнаса», в котором были экспериментальные классы на белорусском языке с сильным упором на национальные традиции. Тогда это все, конечно, поддерживалось государством, и у нас проходило много культурных мероприятий. (Произнося последнюю фразу, Алесь вливает в себя очередной стопарь… общий смех). Ых… между прочим, в первый раз я набухался в восьмом классе!!! И ехал тогда вместе со своим бывшим «парнасовским» директором… причем ехал я на концерт EXHUMATOR… и завис на три дня.

– Кстати, с какого возраста слушаешь тяжелую музыку?
– Лет с тринадцати. Тогда же я задумываться начал: а почему колбасят у нас в стране всякие ULIS, МРОЯ, другая рок-музыка, а тяжеляка так мало? Тем более, на роднай мове. С этого вся наша фишка и пошла…

– Ты сам музыку писал когда-нибудь?
– Ну, как… я участвовал. Например, на последнем альбоме есть песня «Беларусь», которую я написал – не только в плане текста, но и структуру придумал, аранжировку. Эта мелодия давно в голове сидела – и вот, воплотилась. Хотя бывшие участники группы эту мою идею рубили на корню.

– С бывшими участниками группы ты в хреновых отношениях?
– Ну почему, не со всеми. В самых хреновых отношениях я только с Дэном Галицким (экс-барабанщик. – Прим. авт.), с остальными нормально.

– Ладно, что-то мы отвлеклись. Возвращаемся к истории. Группа собралась… вас объединила какая-то идея или просто так, потусоваться, пива попить, поиграть в свое удовольствие собрались?
– Идея, да. Ну и просто… не знаю, как это сказать. Перло нас тогда, просто перло! Хотелось что-то делать. Именно тяжелое и именно основанное на традиционной белорусской культуре.

– После альбома «Запаветы…» и составных перестановок произошло своего рода возвращение к метал-корням: группа снова «потяжелела», перестала делать упор на фолковый элемент, отказалась от женского вокала…
– Но от фолкового звучания мы не отказывались! А что касается женщин… нет, я вовсе не против, чтобы в ZNICH был женский вокал, наоборот. Народная белорусская традиция, кстати, такова, что занимались вокальными делами, пели в основном женщины – за небольшим исключением, например, Полесья, где также развивалась культура мужского пения. В нашей группе просто так получилось… из состава «выпала» Наташа. Она вышла замуж, ушла из Академии, вообще как-то отошла от этого всего. И, конечно, можно было бы найти кого-то на замену… но именно в тот момент это было не нужно. Что дальше будет… посмотрим.

– Со «старым новым» звучанием будет гораздо сложнее вписаться в чисто фолковые мероприятия…
– Это да. Послушаешь новый альбом – и так сразу не скажешь, к какому стилю он относится. Что-то промежуточное между фолковой музыкой и металом (снова-таки, трудно определить, в каком именно жанре) синтезированное в единое целое, и, как мне кажется, что-то оригинальное, ни на кого не похожее, свое.

– Как ты сам оцениваешь качество нового диска: запись, реализацию и т.д.? По сравнению с теми же «Запаветами…», которые звучали, мягко сказать, не идеально.
– Да, но это все-таки был экспериментальный альбом. Не удачный и не неудачный – именно экспериментальный. Он совместил в себе сразу несколько стилей, плюс ко всему писался три года, в разных студиях. Музыкально он мне видится очень интересным и нестандартным, ну а по качеству записи… если оценивать по пятибалльной системе – может быть, тройка. Тогда как новый альбом – твердая четверка. Он звучит гораздо лучше, да и в плане восприятия будет попроще. Если «Запаветы…» – это все-таки материал на любителя, то новый альбом смогут слушать самые разные люди, в том числе далекие от экстремальной музыки.

– Что интересного можно будет увидеть на презентации 2 декабря? Снова девки со свечами?
– Нет, на этот раз будут детки, а не девки. Есть в Михановичах народная группа КАЛЫХАНКА, существует уже 15 лет. В ней только дети: 5-6-7 лет. Вот… и я придумал такую фишку: они споют с нами песню на этом концерте. У них уже есть некоторый опыт: руководительница говорила, что они пели с Бутусовым, КАЛИНОВЫМ МОСТОМ и так далее… а вот теперь будут с нами. Хочу устроить полнейшее звуковое мясо на сцене – и эти детишки поют под него!

– А они знают, на что они идут?
– Думаю, пока еще нет!!! И мне, конечно, немного жалко деток… но, думаю, им это даже понравится!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета