Железный понедельник
«Железный понедельник». West World Club. 13 ноября

Оказалось, не каждый понедельник в West World Club является официальным выходным. Когда за дело берутся молодые энтузиасты, готовые идти ва-банк и рисковать рублём, возможно всё. Даже стройная очередь из примерно шести сотен металхэдов, культурно ожидающих возможности войти, тёплые и отзывчивые секьюрити, goregrind у шестов для стриптиза и импровизированная шоу-программа от самого продвинутого ди-джея «Радио-Минск». Всё то, что предстало перед моими глазами 13 ноября на метал-акции «Железный понедельник» благодаря группе DEATHERT, пожелавшей не размениваться и по- взрослому презентовать свой мини-альбом Inside в компании метал-звёзд разной величины.

…ЭТО случилось со мной на разогревающем сете молодечненско-минских подписантов грайндового чешского лейбла Bizarre Leprous STICKOXYDAL. Атмосфера заведения вернула в лучшие времена эпохи минской "Альтернативы". Туда, где мог ударно выступить каждый, причём сразу после своего дебютного концерта в "Космополитене". Последний, кстати, существовал неподалёку от места расположения West World. Так вот, "Альтернатива" давала возможность отдохнуть моим студенческим мозгам после сдачи лабораторных и выпить на стипендию дешёвого пива. Точно так же, но со вдвое более дорогим «дешёвым пивом» и на порядок лучшим клубным звуком, в до безобразия цивилизованной обстановке можно было наблюдать грайндкор в WW 13 ноября. Чем активно занимались уставшие от понедельника современные фэны, пока в баре ещё было это…"Крынiца" по две с половиной. Напрягались только сами ньюскул-грайндеры, причём по техническим причинам выглядели не очень убедительно. Очень жаль, но грув этого замечательного коллектива ушёл в армию вслед за басистом. А экстремальная музыка без низких частот – это секс с нелюбимой женщиной. Солнце зимой. Белорусская конопля. Но поверьте, даже недоделанный грайндкор в WW – это было необычно и прекрасно. Спокойные, как Будда, охранники, ни разу не удивившиеся продвинутому вокальному "унитазу" Миши… Причём, вполне возможно, они столкнулись с прогрессивным типом "пения" вообще впервые в своей жизни. Вот что было необычно и прекрасно вдвойне!
Вторым вдарил DEATHERT – очень молодой, но очень умный, т.е. уже запутавшийся в классификации собственного музыкального направления коллектив. Итак. Во-первых, это ни разу не death metal! Мелодичный студенческий метал с использованием неплохого гроулинга и претензией на полифонию, это да. Но не более того. А «мелодичный death metal», мои дорогие, это DISMEMBER или DEATH, PESTILENCE, NECROPHAGIST и т.д. Не DEATHERT, уж точно. И давайте не будем спорить. Абстрагируясь от этого недоразумения в афише замечу, что коллектив понравился поклонницам и раскачал гораздо большую часть танцпола, нежели недопонятые трезвыми массами STICKOXYDAL. Не меньший подарок для мужской части публики преподнёс Александр Литвинский, новообретённый поклонник DEATHERT, который заполнил их выступление шоу-программой «Титьки» и «развёл» одну… х-м-ммм… красотку на импровизированный стриптиз в обмен на бельё музыкантов. Сами же музыканты овладевали сердцами женской половины исполнением ретро-хита Opium португальской группы MOONSPELL. Но пока вовсю работала эта стандартная схема (зрелища + хлеб), мы с товарищем уже давно удалились из зала на свежий воздух. Обсуждать ультрабрутальный death metal, группу BRODEQUIN и пейзажи Старого Города.

Во время приготовлений к выходу следующего участника концерта нарисовался басист динозавров FRODMORTELL, назвавшийся, однако, гитарным техником стиляг из NIGHTSIDE GLANCE. Вампирический мэйкап, молодые лица артистов изящно гармонировали с их чёрнокожаными прикидами и такой же модной музыкой. Чур, меня, спьяну можно спутать с DIMMU BORGIR! Музыканты очень искренне исполнили симфо-металические произведения из своего дебютного демо-альбома Twilight Visions of The Night, доведя после DEATHERT слабый пол до окончательного исступления. Но брутальные со товарищи снова нашли повод. На этот раз мы не признали "Крынiцу" по 2,5 тысячи пивом, к тому же дешёвым. И снова покинули зал, оставив в покое эротичную маечку Гровера, лидера ВИА ПЕРИАЛЬНЫЕ КОНДИЛОММЫ, подвизавшегося вторым гитаристом на столь важное для NG выступление. Предавал ли во глубине души идеалы грайнда Гровер, покрывая своё лицо гримом? Ведь грайнд, как и панк-рок, – такой же открытый и честный протест против мажорных клубов в частности и ценностей западного мира в целом.

К моменту нашего третьего пришествия в клуб позиции сцены были укреплены музыкантами IRATUS DOMINUS. Непереваренная информация для размышлений, почерпнутая из Интернет-форумов, настораживала, т.к. анонсировала «новый IRATUS DOMINUS». Что же это означало в итоге, пока никто не знал. Но результат впечатлил: главный «гневный повелитель», господин Wrathtodd, усилил свой состав очень техничным вторым гитаристом (им оказался Артём, лидер гродненского DEATHBRINGER) и электронщиком-сэмплером. Саунд и имидж коллектива также претерпели апгрейд в сторону усложнения, наращивания оборотов ритм-секции и трансмутации в киберпанк-black metal. На мой взгляд, не уступающий энергетически в «живом» исполнении даже западному прототипу ABORYM. Нестандартная визуальная подача музыкантов, адские гитары и бласт-бит, техногенный электро-бэкграунд словно элементы культового ритуала современного постчеловеческого племени резонировали с коллективным бессознательным посетителей концерта, превращая данный сет в постиндустриальную чёрную мессу и шизофренический коллапс для мозга неподготовленного слушателя. Больше ни слова до момента выхода второго альбома ID или, по крайней мере, их очередного выступления с данной программой. Новый материал кардинально отличается от более традиционно звучащего дебютника группы! Забегая вперёд, замечу, что выступление ID стало самым сильным впечатлением от концерта. В Беларуси появилась ещё одна группа практически европейского уровня.

Не заявленные в минской афише уроженцы Кракова THY DISEASE, сопровождающие RASTA в СНГ-туре The Age of Movement Tour 2006, устроили солидный антракт, пока настраивались и размещали эффектный сценический реквизит с символикой нового альбома Rat Age (Sworn Kinds Final Verses). Очень долго, как будто готовили зал к священной мистерии. И тому (ещё не слыханному в наших пенатах «живьём»), что RASTA, ставшие во время польского тура соратниками THY DISEASE, описали на своём сайте как «индустриально-математический дэз-метал». Ну что же, любовь польской группы к тщательно продуманному имиджу, на мой взгляд, на порядок превзошла их музыкальную составляющую. Нео-метал, сыгранный в одну гитару при поддержке дистортированного баса, очень сухо выстроенных ударных и синтезаторщика-микшера лично меня оставил равнодушным. Я объяснил себе это затянувшимся саундчеком, который обещал большее. Вдобавок ко всему, просто убил кавер на «самую готическую песню Мадонны» Frozen (а какой клип снял для неё Крис Канингхэм! – Прим. авт.), опустивший красивейшую композицию до уровня незамысловатого дискотечного метал-микса. Тем не менее, публика принимала THY DISEASE более чем гостеприимно. Вполне объяснимо. Так происходит всегда, когда в Минск приезжают зарубежные музыканты. Я же при первой возможности оценю THY DISEASE на студийных работах, тем более что есть, из чего выбрать. Держу в голове, что состав этой незнакомой мне до некоторых пор бригады, включает в себя гитариста, известного как основателя хорошей польской tech death-группы SCEPTIC.

«Синенькая юбочка, ленточка в косе./Кто не знает Любочку? Любу знают все./Девочки на празднике соберутся в круг./Ах, как танцует Любочка…» Как обычно, с вошедшей в альбом The Age of Movement программой, многократно показанной городам Республики Беларусь, России, Украины и пока лишь однократно странам Восточной и Западной Европы, гомельские парни добились «…Либе, либе, аморе, аморе, либе, либе, любовь». Другими словами, группа RASTA стала хэдлайнером этого концерта. Перечислять названия композиций нет смысла, их все уже давно знают. Бонусом стала Enjoy the Silence DEPECHE MODE, исполненная в дуэте с музыкантами из THY DISEASE. По-моему, план пятилетки давно выполнен и перевыполнен. Итак, Павел Павлихин, даёшь новый альбом RASTA, а не новые синт-поп-кавер-версии!

Подведу итог. Клуб West World. Тот самый. Расположенный в самой живописной части Минска и в самой непосредственной близости от Троицкого предместья. Примыкает к зданию гостиницы "Беларусь". Последним фактором объяснялась его многолетняя оторванность от "тяжёлых" мероприятий, прошедших в белорусской столице за последние восемь лет. Известный своим демократичным казино, изысканной кухней ресторана "Беларус", регулярно возбуждающий вальяжную денежную публику стриптизом. Время от времени баловал своих посетителей и «живой» музыкой. Много-много звёзд и звездунов российской эстрады почтило своим присутствием сцену клуба: "Доска почёта" в холле засвидетельствовала Валерию, Володю Преснякова, Валерия Меладзе и прочих красавцев. И ровно столько, сколько существует сам клуб, ни один организатор пока не рисковал провести там металический концерт. Слишком мажорно, открыто и э-э-э… неандерграундно. Однако, я думаю, скоро там могут появиться, как говорится, и совсем другие лица. Например, представим себе ситуацию, что MARDUK оперативно подберёт кандидатуру на место покинувшего штатный экипаж «танковой дивизии» барабанщика Эмиля Драгутиновича и всё-таки доедет до Минска в январе 2007-го. Чем чёрт не шутит, промоутер может оформить их в West World, а постоянные резиденты клуба попозже испытают культурный шок от нордического гламура «живой» фотосессии шведских парней, представленной на всё той же "Доске почёта". Пока же промоутер MARDUK на постсоветском пространстве, он же тур-менеджер гомельской группы RASTA, он же Вадим Хомич имеет время для принятия решения после увиденного им на «Тяжёлом понедельнике». А я лишь рассказал вам о прецеденте, что случился в стенах этого самого клуба West World 13 ноября 2006 года. Итак, долгожданная качественная новая «тяжёлая площадка» для серии «тяжёлых понедельников» открыта. У меня есть только один вопрос – люди, а вы будете ходить на концерты по понедельникам?

P.S. Автор выражает свою благодарность Павлу Соломевичу (DISGOD) и Максиму Соловьяну (ТРК «Свой круг») за техническую поддержку, оказанную при подготовке данного материала, и организаторам фестиваля «Тяжёлый понедельник» за предоставленную аккредитацию.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2021 Музыкальная газета