Андрей Вашкевич Авторское право, или Без ДРОЗДОВ
Андрей Вашкевич -- персона в мире белорусского рок-шоу-бизнеса довольно видная. И действенная. Оставив непосредственно музыкальную деятельность, он с головой ушел в продюсирование. А чтоб в нем не захлебнуться, периодически высовывал эту самую свою голову (с которой ушел) и оглядывался. Пожалуй, один из его самых видимых для белоруской аудитории продюсерских рывков за последнее время -- это группа ДРОЗДЫ. До поры до времени. Пока не настало это «до поры», Андрей рулил ДРОЗДАМИ в компании Вячеслава Гулевича. Однако летом 2005 года он (то есть Андрей) вдруг перестает заниматься «птичьими» делами и становится руководителем компании «Глориа Медиа». И вряд ли я буду неправа, если замечу, что два этих события не могут быть не связаны вообще никак.
-- Андрей, вы занимаете руководящую должность в компании «Глориа Медиа», которая играет отнюдь не последнюю роль в белорусской (и, насколько я понимаю, не только) музыкальной... таки назовем это индустрией. Хотелось бы подробнее узнать о деятельности данной организации, дабы подчеркнуть ее уникальность по отношению к прочим подобным.
-- Я руководитель компании «Глориа Медиа», которая является официальным представителем Warner/Chappel в Беларуси и официальным партнером "Первого музыкального издательства". Также мы работаем с каталогами фирмы грамзаписи "Мелодия", с частными каталогами Таривердиева, Гладкова, Зацепина, Рыбникова... В ближайшее время ожидаем еще несколько каталогов, в том числе будет и каталог произведений Шаинского. Наша организация занимается защитой авторских прав в нескольких областях использования музыкальных произведений: механическая запись, публичное исполнение на радио, ТВ, фоновая музыка в барах и ресторанах, переработка произведений для рекламных роликов и медиаэлементы для мобильных сервисов.
-- Проходит ли регистрация авторских прав именно в вашем офисе, или вы требуете еще "бумажку" из того же самого РУПИСа? Допустим, приходит музыкант с диском, а вы ему: "Докажи, дружок, что это твоя музыка"...
-- Нет, регистрация производится прямо у нас. Подтверждение авторской принадлежности -- не самая сложная процедура. Все отношения строятся на договорной основе, и автор сам гарантирует, что не нарушаются права третьих лиц. Особенность белорусского музыкального рынка -- авторы плагиатом не грешат. По крайней мере, пока.
-- Стоимость данной услуги подъемная? Или же музыканту придется наскрести по сусекам N-ое количество больших денег?
-- Работа строится исключительно на комиссионных условиях. Сама регистрация осуществляется бесплатно. И только потом, когда вступает в силу договор, при любом использовании той или иной композиции в том или ином виде -- например, при трансляции по радио -- уже без непосредственного участия автора мы перечисляем ему заработанную сумму за исключением доли издательства.
-- Все это касается лишь маститых музыкантов, чье имя можно хорошенько тряхнуть? Или же молодые группы и соло-исполнители тоже не обделены данной привилегией?
-- В принципе, нам безразлично, играет команда десять лет или один год. Автор есть автор. Мы защищаем его права. Более того, мы даже можем взять под свое крыло тот или иной коллектив, который нам, к примеру, покажется весьма перспективным.
-- Что вы имеете в виду?
-- Продюсирование, продвижение группы или исполнителя, конкретные шаги для их популяризации. Даже последующее издание пластинки на нашем лейбле. Имея те возможности, которые есть у нас на сегодняшний день, мы можем прогнозировать успешность всех этих мероприятий.
-- Как много именно белорусских авторов зарегистрировано у вас уже сейчас?
-- Их число пока не так велико. В основном в наших каталогах западные и российские исполнители. Но их количество действительно огромно. Потихоньку начинаем осваивать и белорусскую музыкальную, как вы сказали, индустрию. Очень надеюсь, что еще через год наши каталоги значительно пополнятся за счет именно белорусских авторов.
-- Вы хотите сказать, что «Глориа Медиа» существует всего двенадцать месяцев?
-- Чуть больше. Мы работаем с первого августа прошлого года.
-- Можно ли уже сегодня сделать прогноз, насколько масштабным станет вливание белорусской музыки в ваши каталоги?
-- В условиях Беларуси вообще сложно о чем-либо масштабном говорить конкретно. Музыка -- это занятие не просто дорогое, оно еще и весьма индивидуальное. У нас, в большинстве своем, этим занимаются либо представители так называемой «богемы» либо те, кто гонится за личным пиаром. Это значит, что музыкальная деятельность понимается как политическая, в самом широком смысле. То есть это пока не бизнес, как производство продукта для массового потребления, да и не бизнес вообще. Если с альтернативной музыкой все правильно, то в области популярной -- вопрос, требующий решения. Большое количество белорусских музыкантов -- самоучки, хотя на многих из них можно смотреть с восхищением. Тех, кого было бы логично назвать профессиональным музыкантом в прямом смысле (отталкиваясь от значения слова "профессия") и работающих в области популярной музыки, можно по пальцам пересчитать (думаю, двух рук достаточно будет), поэтому и звучание студийных проектов на удивление схоже. То есть ощущается недостаток авторов и исполнителей -- ремесленников, в хорошем смысле слова. Хоть и временный, но серьезный недостаток.
-- Белорусская музыкальная общественность в лице некоторых конкретных товарищей поговаривает о том, что вы снова собираетесь пополнить ряды "сценической" тусовки...
-- Эти слухи пока не оправданы. Хотя если говорить именно о композиторстве, то его, в общем-то, я никогда полностью и не бросал. Но вновь становится музыкантом... нет. Пока нет. Хотя мне было очень приятно увидеть в одном из опросов-рейтингов (по-моему, под заголовком "Лучшие музыканты" (или рок-музыканты)), которые "МГ" публиковала в течение этого года, свою фамилию.
-- До осени прошлого года вы работали вместе со Славой Гулевичем. Потом, говорят, случилось некоторое недопонимание, и вы со Славой разбежались по разным сторонам. Что послужило причиной конфликта? Да и вообще, подробности бы узнать. Судя по всему (по крайней мере, по вашей реакции в данную минуту), конфликт носил скорее личный характер, нежели какой-то там еще. Я права?
-- Да. Мы с Гулевичем тогда занимались группой ДРОЗДЫ. А потом... Короче, все пришло к тому, что вместе мы больше не работаем. Могу сказать одно, что ДРОЗДОВ я оставлял "со спокойной душой": у команды была победа на конкурсе "Пять звезд", был, практически, записан дебютный альбом и решен вопрос о его выпуске российской компанией «Монолит» -- все необходимое для серьезного успеха.
-- Есть ли вероятность того, что вы все-таки еще будете сотрудничать именно на ниве продюсирования, как оно ранее и было? Или обиды и неприятие настолько сильны, что даже взгляд в сторону "заклятого друга" -- уже вещь непотребная?
-- Такое уже было один раз. Но видно я человек такой -- простить не простил, а просто все забыл. Негатив не нужен. Если оценивать не человека, а события -- проще решать проблемы.
-- Говорят, сейчас вы, то есть ваша компания, стала активно продюсировать некую команду из Калининграда. Можно подробности?
-- Продюссировать решило «Первое музыкальное издательство», а группа -- ДЖАНИ РОДАРИ. Судя по тому материалу, который я слышал (насколько справедливо называть материалом одну песню), музыканты там не просто сыгранные -- это, пожалуй, одна из самых профессиональных новых команд, чьи записи мне доводилось встречать в последнее время. За них и взялось "Первое музыкальное издательство". А если уж эта компания решила "опекать" музыкантов, то это не просто так. И процент вероятности последующего успеха у ребят очень и очень велик.
-- ДЖАНИ РОДАРИ... на что это похоже? Вы можете объяснить хотя бы на пальцах, оглядываясь даже на единственную композицию, с которой вам удалось познакомиться? Сомневаюсь, что пахнет попсой. Сдается мне, Калининград таких «веников» не вяжет...
-- Безусловно, в них есть что-то от ЗВЕРЕЙ, что-то от БРАТЬЕВ ГРИММ. Всегда трудно избежать натянутых аналогий, особенно когда сравнивать не с чем. Именно поэтому уверен, что ДЖАНИ РОДАРИ займет свою нишу, не уподобляясь ни одним, ни другим. Подождем -- увидим.
-- Так что же все-таки надо сделать именно белорусскому музыканту, чтобы зацепить вас (то бишь, компанию) за крючок продюсирования?
-- Произвести на нас впечатление, хотя бы как на часть публики!. Хотелось бы увидеть в проекте перспективность, потенциал и востребованность.
-- Ага, и пахнет тем, насколько везет той или иной группе. Без этого ведь тоже никак. А что касается языка исполнения? Вот, например, BMAgroup берется только за белорусскоязычных авторов. Это известно всем. Ваши предпочтения в данной области: русский, английский, тот же белорусский, японский, наконец?..
-- По-возможности хотелось бы, чтобы артист был адекватен тому образу, который выбран. Язык -- это ведь тоже его часть. А самое важное -- как на этот образ реагирует публика. Отрицательные эмоции публики, кстати, держат на плаву уйму артистов…
-- И последний вопрос. «Глориа Медиа» -- это единственная подобного плана организация в Беларуси?
-- Разумеется, нет. Не забывайте о Белорусском авторском обществе, которое кроме зарубежных защищает интересы практически всех белорусских авторов. «Глория Медиа» в свою очередь, сотрудничает с БАО в области сбора авторского вознаграждения за публичное исполнение по каталогам «Первого музыкального издательства» и Warner/Chappel.
-- Андрей, вы занимаете руководящую должность в компании «Глориа Медиа», которая играет отнюдь не последнюю роль в белорусской (и, насколько я понимаю, не только) музыкальной... таки назовем это индустрией. Хотелось бы подробнее узнать о деятельности данной организации, дабы подчеркнуть ее уникальность по отношению к прочим подобным.
-- Я руководитель компании «Глориа Медиа», которая является официальным представителем Warner/Chappel в Беларуси и официальным партнером "Первого музыкального издательства". Также мы работаем с каталогами фирмы грамзаписи "Мелодия", с частными каталогами Таривердиева, Гладкова, Зацепина, Рыбникова... В ближайшее время ожидаем еще несколько каталогов, в том числе будет и каталог произведений Шаинского. Наша организация занимается защитой авторских прав в нескольких областях использования музыкальных произведений: механическая запись, публичное исполнение на радио, ТВ, фоновая музыка в барах и ресторанах, переработка произведений для рекламных роликов и медиаэлементы для мобильных сервисов.
-- Проходит ли регистрация авторских прав именно в вашем офисе, или вы требуете еще "бумажку" из того же самого РУПИСа? Допустим, приходит музыкант с диском, а вы ему: "Докажи, дружок, что это твоя музыка"...
-- Нет, регистрация производится прямо у нас. Подтверждение авторской принадлежности -- не самая сложная процедура. Все отношения строятся на договорной основе, и автор сам гарантирует, что не нарушаются права третьих лиц. Особенность белорусского музыкального рынка -- авторы плагиатом не грешат. По крайней мере, пока.
-- Стоимость данной услуги подъемная? Или же музыканту придется наскрести по сусекам N-ое количество больших денег?
-- Работа строится исключительно на комиссионных условиях. Сама регистрация осуществляется бесплатно. И только потом, когда вступает в силу договор, при любом использовании той или иной композиции в том или ином виде -- например, при трансляции по радио -- уже без непосредственного участия автора мы перечисляем ему заработанную сумму за исключением доли издательства.
-- Все это касается лишь маститых музыкантов, чье имя можно хорошенько тряхнуть? Или же молодые группы и соло-исполнители тоже не обделены данной привилегией?
-- В принципе, нам безразлично, играет команда десять лет или один год. Автор есть автор. Мы защищаем его права. Более того, мы даже можем взять под свое крыло тот или иной коллектив, который нам, к примеру, покажется весьма перспективным.
-- Что вы имеете в виду?
-- Продюсирование, продвижение группы или исполнителя, конкретные шаги для их популяризации. Даже последующее издание пластинки на нашем лейбле. Имея те возможности, которые есть у нас на сегодняшний день, мы можем прогнозировать успешность всех этих мероприятий.
-- Как много именно белорусских авторов зарегистрировано у вас уже сейчас?
-- Их число пока не так велико. В основном в наших каталогах западные и российские исполнители. Но их количество действительно огромно. Потихоньку начинаем осваивать и белорусскую музыкальную, как вы сказали, индустрию. Очень надеюсь, что еще через год наши каталоги значительно пополнятся за счет именно белорусских авторов.
-- Вы хотите сказать, что «Глориа Медиа» существует всего двенадцать месяцев?
-- Чуть больше. Мы работаем с первого августа прошлого года.
-- Можно ли уже сегодня сделать прогноз, насколько масштабным станет вливание белорусской музыки в ваши каталоги?
-- В условиях Беларуси вообще сложно о чем-либо масштабном говорить конкретно. Музыка -- это занятие не просто дорогое, оно еще и весьма индивидуальное. У нас, в большинстве своем, этим занимаются либо представители так называемой «богемы» либо те, кто гонится за личным пиаром. Это значит, что музыкальная деятельность понимается как политическая, в самом широком смысле. То есть это пока не бизнес, как производство продукта для массового потребления, да и не бизнес вообще. Если с альтернативной музыкой все правильно, то в области популярной -- вопрос, требующий решения. Большое количество белорусских музыкантов -- самоучки, хотя на многих из них можно смотреть с восхищением. Тех, кого было бы логично назвать профессиональным музыкантом в прямом смысле (отталкиваясь от значения слова "профессия") и работающих в области популярной музыки, можно по пальцам пересчитать (думаю, двух рук достаточно будет), поэтому и звучание студийных проектов на удивление схоже. То есть ощущается недостаток авторов и исполнителей -- ремесленников, в хорошем смысле слова. Хоть и временный, но серьезный недостаток.
-- Белорусская музыкальная общественность в лице некоторых конкретных товарищей поговаривает о том, что вы снова собираетесь пополнить ряды "сценической" тусовки...
-- Эти слухи пока не оправданы. Хотя если говорить именно о композиторстве, то его, в общем-то, я никогда полностью и не бросал. Но вновь становится музыкантом... нет. Пока нет. Хотя мне было очень приятно увидеть в одном из опросов-рейтингов (по-моему, под заголовком "Лучшие музыканты" (или рок-музыканты)), которые "МГ" публиковала в течение этого года, свою фамилию.
-- До осени прошлого года вы работали вместе со Славой Гулевичем. Потом, говорят, случилось некоторое недопонимание, и вы со Славой разбежались по разным сторонам. Что послужило причиной конфликта? Да и вообще, подробности бы узнать. Судя по всему (по крайней мере, по вашей реакции в данную минуту), конфликт носил скорее личный характер, нежели какой-то там еще. Я права?
-- Да. Мы с Гулевичем тогда занимались группой ДРОЗДЫ. А потом... Короче, все пришло к тому, что вместе мы больше не работаем. Могу сказать одно, что ДРОЗДОВ я оставлял "со спокойной душой": у команды была победа на конкурсе "Пять звезд", был, практически, записан дебютный альбом и решен вопрос о его выпуске российской компанией «Монолит» -- все необходимое для серьезного успеха.
-- Есть ли вероятность того, что вы все-таки еще будете сотрудничать именно на ниве продюсирования, как оно ранее и было? Или обиды и неприятие настолько сильны, что даже взгляд в сторону "заклятого друга" -- уже вещь непотребная?
-- Такое уже было один раз. Но видно я человек такой -- простить не простил, а просто все забыл. Негатив не нужен. Если оценивать не человека, а события -- проще решать проблемы.
-- Говорят, сейчас вы, то есть ваша компания, стала активно продюсировать некую команду из Калининграда. Можно подробности?
-- Продюссировать решило «Первое музыкальное издательство», а группа -- ДЖАНИ РОДАРИ. Судя по тому материалу, который я слышал (насколько справедливо называть материалом одну песню), музыканты там не просто сыгранные -- это, пожалуй, одна из самых профессиональных новых команд, чьи записи мне доводилось встречать в последнее время. За них и взялось "Первое музыкальное издательство". А если уж эта компания решила "опекать" музыкантов, то это не просто так. И процент вероятности последующего успеха у ребят очень и очень велик.
-- ДЖАНИ РОДАРИ... на что это похоже? Вы можете объяснить хотя бы на пальцах, оглядываясь даже на единственную композицию, с которой вам удалось познакомиться? Сомневаюсь, что пахнет попсой. Сдается мне, Калининград таких «веников» не вяжет...
-- Безусловно, в них есть что-то от ЗВЕРЕЙ, что-то от БРАТЬЕВ ГРИММ. Всегда трудно избежать натянутых аналогий, особенно когда сравнивать не с чем. Именно поэтому уверен, что ДЖАНИ РОДАРИ займет свою нишу, не уподобляясь ни одним, ни другим. Подождем -- увидим.
-- Так что же все-таки надо сделать именно белорусскому музыканту, чтобы зацепить вас (то бишь, компанию) за крючок продюсирования?
-- Произвести на нас впечатление, хотя бы как на часть публики!. Хотелось бы увидеть в проекте перспективность, потенциал и востребованность.
-- Ага, и пахнет тем, насколько везет той или иной группе. Без этого ведь тоже никак. А что касается языка исполнения? Вот, например, BMAgroup берется только за белорусскоязычных авторов. Это известно всем. Ваши предпочтения в данной области: русский, английский, тот же белорусский, японский, наконец?..
-- По-возможности хотелось бы, чтобы артист был адекватен тому образу, который выбран. Язык -- это ведь тоже его часть. А самое важное -- как на этот образ реагирует публика. Отрицательные эмоции публики, кстати, держат на плаву уйму артистов…
-- И последний вопрос. «Глориа Медиа» -- это единственная подобного плана организация в Беларуси?
-- Разумеется, нет. Не забывайте о Белорусском авторском обществе, которое кроме зарубежных защищает интересы практически всех белорусских авторов. «Глория Медиа» в свою очередь, сотрудничает с БАО в области сбора авторского вознаграждения за публичное исполнение по каталогам «Первого музыкального издательства» и Warner/Chappel.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2006 год в рубрике музыкальная газета