Memento Mori
пользуемся узнаваемостью брэнда

И вновь 28 октября Молодежный театр эстрады распахнет калитку навстречу любителям всего мрачного, тяжелого, экстремального и неординарного. Полагаю, что нет особой нужды представлять наших сегодняшних собеседниц. Творческий дуэт Decadence и Venomous Butterfly давно на слуху, благодаря не только фестивалю, о котором пойдет речь, но и газете Metascript, и одноименному сайту. Итак, давайте поговорим об искусстве, фестивалях, дарк-перфомансах и всем прочем, что нас так интересует.

-- Memento Mori -- это уже, простите за модное словечко, своеобразный брэнд, который узнаваем и любим многими фанатами разнообразной мрачной музыки. Что, лично для вас, обозначает это словосочетание сейчас, по прошествии двух фестивалей с этим названием?
VB: Приятно, что Memento Mori уже называют брэндом (смеется). Однако хочу заметить, что он включает в себя не просто концерт разнообразной «мрачной» музыки. Это, прежде всего, фестиваль даркового арта, который нашел свое воплощение и в фотовыставке, и в инсталляции, и в перфомансе. D: Если изначально для нас это было удачным креативным ходом, емкой латинской идиомой, то сейчас эти 2 слова стали и нами восприниматься иначе. Это своеобразная планка качества, т.е. отчасти мы даже, наверное, смотрим на фест глазами зрителей и групп, которые только мечтают принять участие в нашем мероприятии. Мы по-прежнему относимся к нему с благоговейным трепетом, нам интересно делать Memento Mori, мы его ждем и любим, хотя никогда неизвестно, что выйдет из очередного нетривиального микса стилей и групп.

-- Давайте повспоминаем, какими были первый и второй фестивали Memento Mori?
D: То, что хочется отметить сразу: они были разными!
VB: Разной была и аудитория.
D: Первый раз Memento Mori Fest был более спокойным, сдержанным, что ли. Люди уже подзабыли некоторых участников, были совершенно новые имена, которые сейчас благодаря нашим мероприятиям полюбились белорусской публике. Именно первый фест показал, что можно делать концерты, уходя от многочисленных стереотипов. Например, на метал-афишах наконец появились мрачные девушки, они же стали ведущими (смеется).
VB: Второй Memento Mori был масштабнее и привлек к себе много внимания как со стороны публики, так и прессы. Стилистически второй фест был «тяжелым» и расширил свою географию за счет гостей из Молдовы. А фотовыставка стала мероприятием в мероприятии.

-- Наверняка каждый из концертов-акций наводил на мысли хотя бы частичного изменения формата. Что было не так раньше и что будет не так сейчас?
D: Надеемся на Memento Mori Fest все будет ТАК (смеется).
VB: Формат, безусловно, частично изменялся. Особенно ярким это изменение будет заметно на грядущем Memento Mori 3. Появится фолковая часть.
D: Раньше мы подбирали группы, которые интересны нашему слушателю, а сейчас мы, пользуясь узнаваемостью брэнда (смеется), хотим показать группы, которые не так широкоизвестны, однако достойны этого.
VB: Вот, к примеру, ЛIЦЬВІНСКІ ХМЕЛЬ недавно вернулись из тура по Литве. А еще играли на разогреве у МЕЛЬНИЦЫ. Их коллеги по цеху группа РОКАШ на момент нашего интервью готовятся к поездке в Вильнюс. Следует также сказать, что этим летом они выступали на этно-фестивале в Польше.

-- Расскажите подробнее о коллективах, собранных для третьей части феста…
VB: Что ж, продолжим. Не так знаком в метал-кругах коллектив BRAVE HEART, и мало кто знает, что его гитарист Сергей Урывский занял второе место на «Гриффомании-2005». А открытие первого Memento Mori, группа LIKE A GOSSAMER, подготовила эксклюзивную белорусскоязычную программу, включающую кавер на группу FLEUR.
D: Коллектив VOLK также готовит массу музыкальных сюрпризов. Одним из них будет являться сингл в подарок первым ста вошедшим в зал. А FAVOURITE MIRROR презентует DVD группы, который можно будет приобрести только на Memento Mori. Ну, а о мрачных ритуальных безумствах, которые готовит SAUDADE, все уже давно знают.

-- В принципе, что важнее для Memento Mori: являться самобытным событием, продвигать альтернативную культуру и команды, приносить удовольствие и прибыль организаторам или что-то еще? Можно в порядке приоритетов…
VB: Я думаю, ни для кого не секрет, какую прибыль приносит Memento Mori Fest. Однако если бы она все же была, то мы бы обязательно вложили ее в наш же фестиваль, например, пригласив именитую группу, организовав визуальный ряд либо выпустив лицензионный тираж Memento Mori compilation. К сожалению, скромные финансовые возможности лишили нас и некоторых участников. Именно поэтому у нас нет коммерческого интереса к фестивалю. D: Для нас он средоточие современных дарк-культурных явлений в Беларуси. Это любимое дело, это творчество, это смелость, это вызов. Это коктейль соответствующий вкусам не только аудитории, но и самих организаторов, что случается крайне редко.

-- На сегодняшний день в Минске проводится достаточное количество концертных акций. Многие из них совершенно не рекламируются, проводятся в мелких клубах. Некоторые пытаются стать большими фестивалями. Отдельные вообще оставляют больше вопросов и недоумений, чем впечатлений от увиденного. Единицы оправдывают ожидания. Что лично для вас интересно на нашей сцене, кроме собственных мероприятий?
VB: Metal-акции в чистом виде утратили свою актуальность. Для меня больший интерес представляют душевные квартирники с непринужденной атмосферой и возможностью соприкоснуться с нерассеивающейся энергетикой музыкантов, чего не достичь в клубах.
D: Мне интересны open-air’ы, фолковые мероприятия. Очень люблю небольшие клубы и тематические вечеринки. Еще мне интересны любые организаторские дебюты. Я стараюсь следить за белорусской сценой, выбираться на концерты за пределы нашей страны…

-- Как сейчас поживает проект Metalscript, с которого и началась история ММ? Газета будет? Новые идеи карикатур-комиксов не появляются?
D: В газету я, наверное, уже наигралась (смеется). Журналистика и аналитика хороша там, где сцена развита настолько, что слушателю нужно объяснять, что хорошо, а что плохо. Если дальше продолжать все эти сатирические рецензии и репортажи, то ни одна группа не перешагнет за порог второго-третьего альбома. Теперь хочется как-то способствовать развитию сцены, стимулировать коллективы профессионально развиваться, делать качественные фотосессии, заниматься промоушном и т.п. Мне кажется, это должно стать нормой для наших белорусских групп. Лучше вместо карикатуры на команду помочь ей с редактурой текстов или дать ей номерок портнихи, которая сошьет группе концертный костюм.

-- И, само собой, напоследок поведайте о творческих планах. Кого мы увидим на Memento Mori-4? В общем, ваши фантазии на тему завтрашнего дня…
V.B.: Мы немного побаиваемся 4-го Memento Mori (смеется). И уже ломаем себе головы над тем, кого позовём в качестве участников, если за это время не появится что-то новое и интересное. Вот тогда-то вы снова увидите FAVOURITE MIRROR, LIKE A GOSSAMER, ARTICULO MORTIS... Шутка. D: Планы? Следующей акцией, которую мы сделаем, будет не Memento Mori, а… Но это уже совсем другая история.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета