Сирый Максим
«Я не склонен преувеличивать момент творчества»

Набрала как-то вечерком телефонный номер минского режиссёра Сирого Максима, дабы с его творческими работами ознакомиться…
-- Где-то валяются, постараюсь отыскать, -- послышалось на мою просьбу в ответ.

Улыбнувшись телефонной трубке, я только диву давалась -- этакая редкая и даже чем-то притягивающая невнимательность к собственной персоне!.. Валяющиеся где-то там творения объявились -- через неделю я не без любопытства лицезрела короткометражное кино, клипец «Принцесса» «морсов» да визуализированную песенку Сергея Пукста. На момент же нашего «вью» на рабочем столе режиссёра уже лежали отснятые материалы для белорусско- немецкого альтернативщика Атморави.

В знаменитом, с музыкальной репутацией фольварке «Добрыя мыслi» мы беседуем про творчество с нынешним выпускником Академии искусств, клипмейкером и любителем Юрия Мамлеева Сирым Максимом.

-- Клипами буквально с этой зимы начал заниматься, -- скромненько признаётся.

-- А, может быть, твоя деятельность -- это ступенька к снятию кино, например?
-- Да нет, в принципе. Клипы -- это достаточно серьёзная и самостоятельная вещь.

-- Кто кого находит: ты музыканта или же наоборот?
-- Обычно группа сама обращается. А вообще, установлением контактов не я, а продюсер занимается.

-- А что, если тот, кто не нравится вдруг обратится?
(смех в ответ. затем пауза) Это вопрос денег! Не всегда же можно зарабатывать деньги тем, что нравится. Если кто-то очень симпатичен, можно сделать скидку. А с того, кто очень не нравится, можно взять побольше! Чем больше не нравится, тем и дороже!!!

-- Есть ли кто-нибудь такой, с кем мечтаешь поработать?
-- Да честно говоря нет такого… Интерес то состоит в том, чтобы делать хороший продукт независимо от того какова музыка… Причем если музыка не нравится, то задача усложняется. А значит -- работать интереснее.

-- Задумываешься ли над контингентом слушателей группы, с которой работаешь?
-- Конечно! Одно для ИВАНУШЕК клип делать, другое для RADIOHEAD.

-- Успех клипа -- это в первую очередь успех рождённых тобой образов или же успех группы?
-- Видео не должно забивать музыку, не должно вылезать вперёд. Оно должно поддерживать её. Музыканты на первом месте!

-- Реально ли снять качественный клип, вложив минимум средств?
-- Конечно! Тому масса примеров…

-- Какие основные минусы ты видишь в белорусском искусстве клипа?
-- Никаких… То, что у нас сей час происходит, совершенно нормально. Клипмейкерство идет в ногу со всем шоу-бизнесом! У НАС ЭТО ВСЕ ПРОХОДИТ ПОКА НАЧАЛЬНУЮ СТАДИЮ, НО УЖЕ СЕЙЧАС ЕСТЬ ДОСТАТОЧНО ХОРОШИЕ РЕЖИССЁРЫ…

-- Говорят, аудитория Первого музыкального канала -- это те, кому ещё не перевалило за тридцать. Как думаешь, клип -- это исключительно молодёжная культура?
-- Первый музыкальный, скорее -- да. А вообще, нет.

-- Расскажи о впечатлениях от съёмки «морсовской» «Принцессы».
-- Приятно, интересно и весело было работать. Хорошие актёры принимали участие. Быстро очень отсняли. Хорошие сами по себе ребята! J_МОРС были оптимальными заказчиками. Помогали, как могли, а вот палок в колёса не вставляли, в творческий процесс не вмешивались.

-- Значит, не нравится, когда кто-нибудь со своими идеями нагленько навязывается?
-- Конечно, не нравится! Это же никому не нравится -- ни режиссёру, ни музыканту, ни актёру…

-- В юности у тебя была своя группа. А имеешь ли музыкальное образование?
-- Да, музыкальная школа.

-- А что если без неё? Реально ли стать успешным клипмейкером, будучи не музыкантом?
-- Да. А может, и нет. Иногда -- нет, иногда -- да. Есть же просто хорошие режиссёры. Любое образование никогда не помешает. В любом случае музыкальное образование -- скорее плюс, нежели минус.

-- Когда у тебя была группа, мечтал ли мастерить клипы для ваших песен?
-- Нет. Просто в какой-то момент надоело музыкой заниматься. Надоест заниматься режиссурой -- подамся ещё куда-нибудь…

-- Как и когда рождаются образы?
-- Сажусь работать и рождаются. Сами по себе не рождаются. Кто-то на ходу творит, а я -- нет.

-- Классик Джек Лондон сказал: «Вдохновения не ждут, за вдохновением гоняются с дубинкой». Может, и с тобой так?
-- Нет. Просто сел, настроился и работаешь. Нет напряжного ничего в этом!

-- Многие ведь стихи пишут, на гитаре играют. А режиссёра-то не встретишь за каждым углом! В чём особенность твоего искусства?
-- Много зависит от оператора, от музыки, от художника, продюсера… Моя работа -- всего частичка. А вообще, режиссура -- то же, что и музыка, например. Я не склонен преувеличивать момент творчества. Кино и клипы -- это определённая часть просто работы. Нужно быть профессионалом, а для этого нужно постоянно работать…

Вот так, господа! Да впрочем, и не открыл-то нам континента неизведанного Сирый Максим. Ведь общеизвестно, что Бах и Моцарт музицировали с детства. Только отшлифованное дерево на ощупь гладкое, не шершавое. А ещё качественное вино временем приготавливается. Причём терпкий напиток не ленится бессмысленно в тёмном и сыром погребе, а настаивается очень даже старательно.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета