«Басовище» И в семнадцатый раз!

21 и 22 июля. Два дня… всего два дня продолжался музыкальный угар, которому не ведомы понятия «формат», «черный список» и им сопутствующие. 20 июля -- день отъезда. Автобус тронулся относительно вовремя. Относительно через некоторое время начали вскрывать «частички родины», которые добросовестно согревали тело, мысли и душу, до первого польского привета. «Незлоупотребляющие» занимались «лепкой по пластилину», превосходно создавая образы не одним нам известных народных героев последнего десятилетия и не только. Скорее всего, данные «лепилы» -- знаменитые резчики по дереву, умело скрывающиеся под личиной одних из лучших музыкальных журналистов. Просто для работы с поленом в автобусе маловато места, вот и пришлось довольствоваться пластилином. Дабы не потерять профессиональных навыков. Так начиналось «Басовище-2006»…
Пятница. Утро. Здравствуй, Городок. Здравствуй пока ровно настолько, насколько можно здороваться в состоянии практически полной моральной и физической невесомости. Счастлив тот, кому таки удалось в этот день восстановить оптимальный баланс содержания крови и алкоголя в своем организме. Кому не удалось -- тоже особенно не жалуется. Просто внимать музыке пришлось в продолжении марафона. Забег, кстати, был на длинную дистанцию.
«Вольная сцэна» началась в 16.00. Признаюсь честно, к этому моменту до «поляны» еще не добралась… Однако от всех присутствовавших там слышала: «И ничего не потеряла». В этом году -- одни поляки. Причем впечатление, говорят, создавалось такое, что это совершенно случайные ребята, которые были пойманы здесь же, около пивной палатки. Им сунули в руки инструмент и велели: «Дерзайте!» Большинство мнений по данному вопросу совпадало от и до: чем сидеть и во все это «втыкать» в надежде обнаружить там для себя нечто интересное, лучше было использовать эти четыре часа для более увлекательных дел. Так что ты (то есть, я) ничего не потеряла, а только избавила себя. Очень хочется верить.

МОЦАРТ. Несмотря на то, что именно они победили в Интернет-голосовании, удача во время самого фестиваля их одарить не поспешила. Жюри группу не отметило никак. Кто-то говорил о том, что в их выступлении было слишком много детства. А кое-кто из судей не преминул назвать причиной фиаско и “не слишком удачные аккорды”. В конце концов, им виднее.
PARASON. Не в первый раз пытаются покорить сцену «Басовища». Если долго мучиться -- что-нибудь получится. Упорство всегда влечет за собой достойное вознаграждение. В этом году PARASON звучали не в пример лучше, чем в прошлом. Как результат -- первый приз фестиваля: сорок часов записи в студии Apollo и 1800 польских денег от БАСа.
TERMIN X. Признаюсь, очень болела за эту команду. Есть причины. Группа молодая. Как я поняла, это их первое выступление в таком составе. Однако тщетно, потому как приза не получили. С одной стороны -- парадоксально, потому как это была одна из тех команд, которая действительно понравилась зрителям (я узнавала). С другой -- Скрипа (один из членов жюри, zygimont VAZA) уточнил и прокомментировал: «Чувствуется, что они играют не на пустом месте. По-моему, музыкальная база у каждого из них прекрасная. Единственный недостаток -- отсутствует ощущение КОМАНДЫ. То есть, мы видим лидера-вокалиста и кого-то, стоящих сзади, сбившихся в одну кучку или выстроившихся в одну линию, кто вроде бы играет на музыкальных инструментах. Группа не должна распадаться на элементы…»
KROK. Все четко. Все профессионально (не даром же и с N.R.M. в свое время выступали, и с «дюбелями»). Для истинных ценителей стиля грандж и почитателей Курта Кобейна. Но мимо «басового» жюри. Как объяснял кто-то после вручения «слонов» -- потому что у ребят уже есть записанный альбом и вполне пристойный видеоклип. Зачем им, таким всем из себя известным еще какие-то часы в польской звукозаписывающей студии? Тут ведь и так есть, кого тянуть.
SDM. Почти как N.R.M. Что аббревиатурно. Что музыкально. Особенность команды: группе всего пару месяцев (по крайней мере, так сообщают осведомленные товарищи), инструменты тоже чуть ли не впервые в руках держат. Но тут случилось «тем не менее». Уж не знаю, какой аргумент жюри выдвинуло в качестве решающего, но двадцать пять часов записи в польской студии Rembrant у ребят в итоге в кармане. Плюс 1200 злотых от Союза белорусов в Польше. Молодцы. Такого же вам попутного ветра и далее на волнах белорусской рок-музыки.
VODAR SUSVIET. Еще одни победители. Они не доехали в прошлом году до фестиваля -- одного из них обули в сапоги. На сей раз преграду преодолели. То, что творят, называют лав-рок. Оно, вероятно, действительно так, потому как все очень романтично и душевно, проникновенно и действительно о любви. Сейчас имеют новую гитару от радио «Рацыя».
BAND A. Ребята очень любят группу БОНДА. Поэтому и назвались очень похоже. Об этом заявляют сами, ничего не скрывая. На самом деле, есть что-то трепещуще-блюзовое в их композициях. Очень красивый женский вокал. Жаль, что ничем не отметили.
РОСТРА. И тут мимо. Жюри заявило только одно: «Надо еще работать. И все получится».
NEVMA. Очень многие хотели видеть этот коллектив в списке призеров. Увидели – 1300 с чем-то злотых от радио «Палёнія».
ЛЮДЗІ СЬВЯТЛА. Когда-то они уже побывали на «Басовище». По крайней мере, вокалистка и гитарист. Только тогда они назывались TAXI. В «тот» раз они стали одними из победителей. Теперь они «дважды чемпион». Подобное удается не каждому. 1000 злотых от администрации Городка. Это тоже что-то значит.

Основной концерт открыли IMPRUDENCE и ЗЬМЯЯ. Первые вдарили так мощно и красиво, что их отметили даже отъявленные нелюбители тяжелой музыки. ЗЬМЯЯ же, как и было объявлено ранее, приготовила небольшой сюрприз: первую половину программы вокалистка коллектива Зоя Корольчук отпела самостоятельно, а вторая представляла собой дуэт с вокалисткой TARPACH Ольгой Самусик. Идея прошла “на ура”. За сценой ребят встретил гитарист IQ 48 Евгений Бузовский с криком: «Берите ее на постоянку. Такого у нас еще не было!» Оля только развела руками: мол, это разовый случай, который, скорее всего, и будет иметь продолжение, но только как Оля TARPACH и группа ЗЬМЯЯ. Слава Корень же заметил: «Своим выходом Оля добавила ЗЬМЯЕ большое количество энергии. Мало того, что стало очень интересно слушать, было еще и на что посмотреть, появилась настоящая динамика». Затем были INDIGA. Очень интеллигентные и вдумчивые. Как всегда. Пожалуй, в этот вечер они разбавили собой основное настроение дня. Очень удачное выступление. TAV.MAUZER -- крайне импозантно-тяжело, как и в прошлом году. У этой команды есть свой стиль, которого они держатся очень уверенно. Сказать, что было что-то из ряда вон? Вряд ли. Просто очень хорошо. КРАМА -- команда, которой элементарно грешно отписывать комментарии. Такой элегантной музыки у нас не делает больше никто. Истинный блюзовик Игорь Ворошкевич и его «поплечники» заставили танцевать всю белорусскую богему, сгруппировавшуюся до поры до времени за сценой. Очень понравилась польская группа SIEL, а их кавер «энэрэмовской» «Фабрыкі» только добавил любви, как от польской, так и от белорусской сторон аудитории. Очень интересно было слушать и еще одних поляков -- RED EMPREZ. Приятны были и DRUM ECSTASY. Один из моих любимых коллективов, который по-настоящему разрядил традиционную атмосферу «Басовища». Это не просто барабаны. Это «всамделешное» чудо! Два самых ярких выступления – IQ 48 и :B:N:. И те, и другие уже могут смело называть себя звездами белорусского рока. Даже несмотря на свою относительную молодость. Кач был настоящий. :B:N:’овцы на последней песне «Канюшня» поставили «на уши» буквально всех. Откуда ни возьмись с ними вместе на сцене оказались Сергей Машкович (текстовик коллектива), Ольга Самусик и Евгений Бузовский (они обозначены выше). Короче, «Канюшню» пел хор. «Я даже сразу не понял, кто мне подпевает, -- говорит Алесь Лютич, -- получилось прикольно». А IQ 48 даже удалось выйти «на бис». Для этого была специально заготовлена песня «Кумба», в которой задействован и Лявон Вольский. Это стало логичным переходом к заключительному этапу концерта -- N.R.M., на них-то все и завершилось. Изюминкой стала композиция, написанная Алезисом Демидовичем, которого в тот момент выдвинули к микрофону, а Лявон временно занял его место за барабанами.
…Вот и все. Пора отправляться домой. Автобус стартует из Городка ранним утром. Кто-то уже практически без сознания от пережитых за два дня эмоций. Кто-то пытается философствовать с рюмкой дешевого польского абсента в руках. Впереди адаптация к белорусскому пиву. И целый год ожидания и нетерпения. Но и он ведь тоже пройдет незаметно.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2006 год в рубрике музыкальная газета