V/A
Песьні свабоды-2

(p) 2006 VoliaMusic
19tks/72mins
Ну вот вам и ещё одна святыня земли белорусской -- третий диск созданного этой весной лейбла VoliaMusic. О нём уже говорят не только масс-медиа Беларуси, но и газеты Польши, Украины, Венгрии... Дело в том, что ударным хитом здесь стал трек украинской группы DE SHIFER “Час прыйшоў!”, успевший засветиться на политакциях Киева, Минска и Будапешта. Причем всюду он звучал на родном языке названных территорий (на украинском, белорусском, венгерском). Белорусская версия нового украинского мегахита прошла даже испытания лаврами местного Интернет-плебисцита “Тузін гітоў”. Хит действительно ударный, но не все его однозначно приняли. Нашлись и в Украине иронизаторы национального рока, где в Интернет-ресурсах, как и у нас, идет реальная борьба за сферы влияния старых и новых рок-традиций. Вот как пытался сбить восторги простых украинских ребятишек безымянный русский паренек Muir, не оставивший даже своего адреса: “Ломание стен, стыснувшы зубы, час настав... А чему удивляться??? Перепеть STEREOPHONICS, наворовать разного брит-попа, поназывать альбомы украинскими переводами названий от MUSE. Нормально!!!! На ..я думать???” Интересно: это не только не остановило восторги в украинском Нете, а скорее даже подстегнуло активность рок-фэнов из Минска, Будапешта. И хоть это лишь спор о вкусах, но очень веселый и убедительный. Кстати, поют эти украинцы на чистейшем белорусском, хоть это все-таки перевод с родного им украинского. Но на диске “Песьні свабоды-2” есть ещё зарубежные гости -- хип-хоповые звезды из Польши ČYRVONYM PA BIEŁYM и IMPERATAR, которые поют по-белорусски изначально. Проницательность социальных аллюзий первой команды прошибает просто насквозь, из-за чего особенно радует помещенная в буклете реклама выпущенного лейблом VoliaMusic переиздания ранних альбомов этого так поздно дошедшего до нас таланта (это будет CD VM 004).
Говоря о новой традиции белорусских сиквелов, трудно не заметить её политический аспект, но это свидетельствует вовсе не о несостоятельности релиза. Просто у кого что болит, тот о том и говорит: американцы говорят о “Чужих 1, 2, 3”, россияне гонят “Старые песни о главном 1, 2, 3”, а мы всё плачем о свободе. Но зато рейтинг наших сиквелов развивается по нарастающей. “Песьні свабоды-2” получились ещё более хитовыми, чем “Песьні свабоды-1”, разошедшиеся в разных издательских форматах более 50000 экземпляров.
Тему свободы второго диска серии раскрывают песни о многострадальном белорусском Дне независимости, который одни празднуют 25 марта, когда в 1918 году возродилась идея нашей государственности, другие сохраняют верность Конституции 1990-х годов, когда вышла Декларация о восстановлении этой самой государственности, а вот потом, если помните, вовсе начали тягать этот праздник по календарю, связывая его то с какой-то датой одной из последних войн, то с очередной годовщиной очередного братского союза, что даже в музыке дало бесчисленный каскад сатирических образов насчет “эпохі пакрадзеных сьвятаў” (А. Помидоров, P.L.A.N.).
Впрочем, дабы не углубляться в политические нюансы, лучше больше внимания уделим музыке этого масс-культовского продукта.
Среди легенд национального рока здесь есть и полоцкий МЯСЦОВЫ ЧАС (“Ускраіна”), и березовский :B:N: (“Цягнік”), и минские НЕЙРО ДЮБЕЛЬ да КРАМА (соответственно “Край” и “Будзь разам з намі”). Но не будем рассматривать релиз как очередной архивный сборник, поскольку самые громкие открытия национальных хит-парадов последнего времени здесь тоже есть: и могилевский ТАВАРЫШ МАЎЗЭР (хит с экс-вокалисткой ТАРПАЧА Светой Сугака “Беларусь будзе вольнай”), и минский SOK (“Горад свабоды”), и жодинский SIVER (“Колер маёй рэвалюцыі”), и таинственный, потому что нигде не прописанный, UltraВожык (“Фабрыка сноў”).
ULIS, ZET, Лявон Вольский, Андрей Плесанов, Дмитрий Войтюшкевич и даже ушедший в русскую попсу beZ bileta представили в это издание лучшие песни, создающие яркий и объемный образ белорусской независимости. То есть святыни, день празднования которой кощунственно переносить со дня на день, как кому удобно.
Стоит добавить, что столь насыщенная программа не помешала включить в диск и мультимедийный файл с двумя яркими клипами ПАРТЫZАНСКАЙ ШКОЛЫ (польский режиссер Мирек Дэмбиньски) и N.R.M. (швед Томас Норденстад).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2021 Музыкальная газета