Панк-рок Бунт окончен!? Что дальше?
Очень многие говорят, что увлечение панк-роком — это прерогатива подросткового возраста! Это своеобразный юношеский максимализм, негативизм, агрессия, неадекватное психическое состояние и даже проявление девиантного поведения! Проще всё это в различных средствах СМИ называют: "Бунт против родителей!"
Возможно, так оно и есть. Где-то в 14-16 лет, когда во всей красе проявляется подростковый возраст, ребята и начинают слушать панк-рок. В это время подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса. Именно в этом возрасте очень ярко проявляется противостояние "отцы-дети". Со стороны старшего поколения идёт непонимание, а благодаря высокой степени негативизма у подростков они зачастую сами идут на обострения конфликта. Вследствие чего возникают обида и агрессия по отношению к родителям. На мой взгляд, панк-музыка и посещение панк-концертов — это один из лучших способов вымещения агрессии. Может быть, именно поэтому многие подростки и начинают слушать в эти годы агрессивную музыку, среди множества стилей которой есть и панк-рок. Ну что ж, понятно, что в этом возрасте заинтересованность панк-роком — чисто бессознательное вымещение накопившейся агрессии.
Но постепенно, когда подростковый возраст проходит, а негативизм и агрессия ослабевают, человек, скорее всего, должен отойти и от панк-музыки как элемента вымещения агрессии и "Бунта против родителей". Многие так и делают. Становясь законопослушными гражданами. Они выбирают семью, приличную работу, мебельный интерьер IKEA и "Голубой огонёк" по телевизору с широким и плоским экраном в кругу семьи в новогоднюю ночь. Они меня мало интересуют…
Прежде всего, меня интересуют те люди, которые и после подросткового возраста остаются верны музыке в стиле панк. Почему они продолжают её слушать и дальше? Что заставляет их ходить на концерты и в возрасте 20, 25 и даже 40 лет (в Беларуси, правда, 40-летних я не видел, но, судя по описаниям европейских концертов, такой контингент там присутствует!)? Что же двигает ими?
Естественно, почти всё, что происходит в подростковом возрасте, — накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь. Именно тогда окончательно усваивается и закрепляется индивидуальная модель поведения. В этом возрасте идёт расширение круга интересов, развитие самосознания. Всё это ведёт к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. И именно эти качества очень чётко вписываются в идеологическую (если, конечно, можно применить такое слово) составляющую панк-рока.
Думающие люди всегда понимают под словом "панк" не только музыкальную составляющую. Панк для них — смысл жизни. Это целый мир, со своими особенностями, своими законами и традициями. И именно те люди, которые смогли это понять в подростковом возрасте, и продолжают на протяжении долгих лет оставаться частью организма под названием "ПАНК". Чтобы не быть голословным, в пример приведу ответы людей, которым уже давно не 16 лет и которые уже не первый год слушают панк-рок, на несколько вопросов, которые для всех были одинаковыми:
1. Почему ты до сих пор слушаешь панк-рок?
2. Панк-рок для тебя просто музыкальное составляющее или нечто большее?
3. Как думаешь, будешь ли ты слушать его через 10-15 лет?
Дима (18 лет, учащийся музыкального училища им. Глинки):
1. Панк-рок... наверное, я родился, чтобы слушать панк-рок! Мало того, что мне нравится музыка и все фишки в этом стиле, так ещё в песнях я узнаю себя (как будто песня написана про меня либо про то, что со мной когда-то случилось)
2. Панк-рок — это моя жизнь!
3. Думаю, буду! Так как я его слушаю с 12 лет, и мне он не надоедает до сегодняшних минут! Даже старые песни, которые я слышал 10000 раз, мне не надоедают и я их слушаю снова и снова! Так что, думаю, и в 60 лет я буду слушать панк-рок!
Андрей (21 год, учащийся БГЭУ):
1. Потому что мне нравится эта музыка, мне близка философия панк-рока, это то, что я хочу делать и слушать.
2. В основном — музыкальная составляющая. Я музыкант — для меня это важно. Идеологическая составляющая тоже не на последнем месте.
3. Буду, правда, нет уверенности, что это будет такой же панк-рок, как и сейчас. Скорее всего, панк-рок мутирует, но непонятно в какую сторону. То ли в сторону эмо/скримо/металкора (что сейчас весьма модно), то ли уйдет вместе с хардкором в полный андерграунд, то ли полностью переселится на музыкальные каналы. Но, мне хочется верить, что в большинстве своем ничего не изменится.
Александр (19 лет, учащийся БГЭУ):
1. Я слушаю разную музыку, в том числе панк-рок. А в панк-роке меня больше всего подкупает искренность, поэтому слушаю я только искренний и честный панк-рок. Вот этот заряд искренности и аутентичности мне довольно часто необходим для того, чтобы чувствовать себя нормально. Вот поэтому я и слушаю панк-рок до сих пор.
2. Панк-рок — это образ мышления прежде всего, а уже потом музыка, причём описать эту музыку невозможно, используя музыкальные термины.
3. Наверное, буду, не понимаю, что этому может мешать...
Андрей (25 лет, банковский работник):
1. Я очень поздно вообще увлекся музыкой, мне было 16 лет. До этого ничего не слушал, а сейчас я даже не представляю жизни без нее. Что касается панка, то мне он ближе всего по духу.
2. Это не просто увлечение, это состояние души. Панк — очень выразительное направление, будь он слащавый с приставкой "поп" или олдовый.
3. Я как-то не зацикливаюсь на одном панке, т.е. слушаю разноплановую музыку. Но что бы меня ни цепляло, это все только на время, я всегда возвращаюсь к панку. Потому что он вечен.
Как видно из опроса, у людей, которые, в принципе, уже вышли из подросткового возраста, пристрастие к панк-року осталось до сих пор. Кто-то любит музыкальную составляющую этого жанра, а кто-то идеологическую. Но никаким "бунтом против родителей" это не назовешь. Я так думаю, что если ТЫ искренне полюбил эту музыку, то она останется с тобой навсегда, а если же это дань моде, то, я думаю, что продлится эта любовь недолго.
И хочется закончить свою статью цитатой: "…Панк-рок — для тебя — не игрушка и не временное развлечение. Не образ жизни и не стиль её, а САМА ЖИЗНЬ", Дмитрий Спирин, "Тупой панк-рок для интеллектуалов: ЧЕТЫРЕ ТАРАКАНА и ТАРАКАНЫ!".
Возможно, так оно и есть. Где-то в 14-16 лет, когда во всей красе проявляется подростковый возраст, ребята и начинают слушать панк-рок. В это время подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса. Именно в этом возрасте очень ярко проявляется противостояние "отцы-дети". Со стороны старшего поколения идёт непонимание, а благодаря высокой степени негативизма у подростков они зачастую сами идут на обострения конфликта. Вследствие чего возникают обида и агрессия по отношению к родителям. На мой взгляд, панк-музыка и посещение панк-концертов — это один из лучших способов вымещения агрессии. Может быть, именно поэтому многие подростки и начинают слушать в эти годы агрессивную музыку, среди множества стилей которой есть и панк-рок. Ну что ж, понятно, что в этом возрасте заинтересованность панк-роком — чисто бессознательное вымещение накопившейся агрессии.
Но постепенно, когда подростковый возраст проходит, а негативизм и агрессия ослабевают, человек, скорее всего, должен отойти и от панк-музыки как элемента вымещения агрессии и "Бунта против родителей". Многие так и делают. Становясь законопослушными гражданами. Они выбирают семью, приличную работу, мебельный интерьер IKEA и "Голубой огонёк" по телевизору с широким и плоским экраном в кругу семьи в новогоднюю ночь. Они меня мало интересуют…
Прежде всего, меня интересуют те люди, которые и после подросткового возраста остаются верны музыке в стиле панк. Почему они продолжают её слушать и дальше? Что заставляет их ходить на концерты и в возрасте 20, 25 и даже 40 лет (в Беларуси, правда, 40-летних я не видел, но, судя по описаниям европейских концертов, такой контингент там присутствует!)? Что же двигает ими?
Естественно, почти всё, что происходит в подростковом возрасте, — накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь. Именно тогда окончательно усваивается и закрепляется индивидуальная модель поведения. В этом возрасте идёт расширение круга интересов, развитие самосознания. Всё это ведёт к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. И именно эти качества очень чётко вписываются в идеологическую (если, конечно, можно применить такое слово) составляющую панк-рока.
Думающие люди всегда понимают под словом "панк" не только музыкальную составляющую. Панк для них — смысл жизни. Это целый мир, со своими особенностями, своими законами и традициями. И именно те люди, которые смогли это понять в подростковом возрасте, и продолжают на протяжении долгих лет оставаться частью организма под названием "ПАНК". Чтобы не быть голословным, в пример приведу ответы людей, которым уже давно не 16 лет и которые уже не первый год слушают панк-рок, на несколько вопросов, которые для всех были одинаковыми:
1. Почему ты до сих пор слушаешь панк-рок?
2. Панк-рок для тебя просто музыкальное составляющее или нечто большее?
3. Как думаешь, будешь ли ты слушать его через 10-15 лет?
Дима (18 лет, учащийся музыкального училища им. Глинки):
1. Панк-рок... наверное, я родился, чтобы слушать панк-рок! Мало того, что мне нравится музыка и все фишки в этом стиле, так ещё в песнях я узнаю себя (как будто песня написана про меня либо про то, что со мной когда-то случилось)
2. Панк-рок — это моя жизнь!
3. Думаю, буду! Так как я его слушаю с 12 лет, и мне он не надоедает до сегодняшних минут! Даже старые песни, которые я слышал 10000 раз, мне не надоедают и я их слушаю снова и снова! Так что, думаю, и в 60 лет я буду слушать панк-рок!
Андрей (21 год, учащийся БГЭУ):
1. Потому что мне нравится эта музыка, мне близка философия панк-рока, это то, что я хочу делать и слушать.
2. В основном — музыкальная составляющая. Я музыкант — для меня это важно. Идеологическая составляющая тоже не на последнем месте.
3. Буду, правда, нет уверенности, что это будет такой же панк-рок, как и сейчас. Скорее всего, панк-рок мутирует, но непонятно в какую сторону. То ли в сторону эмо/скримо/металкора (что сейчас весьма модно), то ли уйдет вместе с хардкором в полный андерграунд, то ли полностью переселится на музыкальные каналы. Но, мне хочется верить, что в большинстве своем ничего не изменится.
Александр (19 лет, учащийся БГЭУ):
1. Я слушаю разную музыку, в том числе панк-рок. А в панк-роке меня больше всего подкупает искренность, поэтому слушаю я только искренний и честный панк-рок. Вот этот заряд искренности и аутентичности мне довольно часто необходим для того, чтобы чувствовать себя нормально. Вот поэтому я и слушаю панк-рок до сих пор.
2. Панк-рок — это образ мышления прежде всего, а уже потом музыка, причём описать эту музыку невозможно, используя музыкальные термины.
3. Наверное, буду, не понимаю, что этому может мешать...
Андрей (25 лет, банковский работник):
1. Я очень поздно вообще увлекся музыкой, мне было 16 лет. До этого ничего не слушал, а сейчас я даже не представляю жизни без нее. Что касается панка, то мне он ближе всего по духу.
2. Это не просто увлечение, это состояние души. Панк — очень выразительное направление, будь он слащавый с приставкой "поп" или олдовый.
3. Я как-то не зацикливаюсь на одном панке, т.е. слушаю разноплановую музыку. Но что бы меня ни цепляло, это все только на время, я всегда возвращаюсь к панку. Потому что он вечен.
Как видно из опроса, у людей, которые, в принципе, уже вышли из подросткового возраста, пристрастие к панк-року осталось до сих пор. Кто-то любит музыкальную составляющую этого жанра, а кто-то идеологическую. Но никаким "бунтом против родителей" это не назовешь. Я так думаю, что если ТЫ искренне полюбил эту музыку, то она останется с тобой навсегда, а если же это дань моде, то, я думаю, что продлится эта любовь недолго.
И хочется закончить свою статью цитатой: "…Панк-рок — для тебя — не игрушка и не временное развлечение. Не образ жизни и не стиль её, а САМА ЖИЗНЬ", Дмитрий Спирин, "Тупой панк-рок для интеллектуалов: ЧЕТЫРЕ ТАРАКАНА и ТАРАКАНЫ!".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2006 год в рубрике музыкальная газета