XLAM
белорусская альтернатива

Портал xlam.of.by существует около двух лет. За это время ни одно значимое музыкальное событие в Республике Беларусь не ускользнуло от промо- кампании на данном веб-ресурсе. Поддержка молодых и уже известных команд альтернативной направленности -- таково кредо идейных основателей портала -- Dzmiter’a и p1xel’a…
А не так давно благодаря совместным усилиям гомельского лейбла Go-Records и портала xlam.of.by свет увидел сборник белорусской альтернативы X- LAM.

-- Расскажите, с чего начался портал xlam.of.by? Кто был его идейным вдохновителем, как долго он уже существует?
Dzmiter: Идея возникла на одном из первых альтернативных форумов, который принадлежал порталу inslam. Именно там была создана тема по поводу первого альтернативного портала в Беларуси, идея возникла благодаря тому, что мы наблюдали глобальное движение в России, сайты, посвященные альтернативной музыке, там появлялись ежемесячно, но только единицы из них были достойными и держались на плаву. И вот, благодаря стараниям и упорству двух людей, появился первый Белорусский альтернативный "гигант". После долгих раздумий, он получил название xlam.
p1xel: Этим летом сайту исполнилось 2 года. Малыш, у него ещё все впереди.

-- Можно ли сегодня говорить о коммерческом успехе белорусской альтернативной музыки (DRUM XTC, RASTA…)?
p1xel: Смотря, что считать коммерческим успехом. Если то, что музыканты получают какие-то деньги за свои выступления, тогда об этом говорить можно. Но спросите у них -- каким трудом и спустя сколько лет? Если говорить о суммах, которых музыкантам будет хватать на жизнь, как это происходит в Европе и на Западе, то ответом будет грустная улыбка.
Dzmiter: Мы очень далеки от коммерчески успешной музыки. Мы очень рады, что у наших соотечественников получается хоть что-то, но с такими доходами очень трудно прокормить семью, и у большинства наших команд музыка является либо хобби, либо дополнительным заработком. К сожалению, у нас сейчас такие условия, что эта музыка скорее антикоммерческая. Группы тратят больше денег на репетиции и записи, чем зарабатывают, по сравнению с той же Россией.

-- Совсем недавно вышел сборник альтернативной музыки X-LAM (при поддержке вашего портала и лейбла Go-Records). Каков был критерий при выборе групп?
Dzmiter: Выбором занимался рекорд-лейбл. Внимание обращалось на нестандартность музыкального материала, а также на качество представленных записей. Благодаря этому, сборник получился разноплановым, и любители тяжёлой музыки смогут найти на диске то, что им по душе.

-- Портал xlam.of.by -- альтернативная музыка Беларуси -- предоставляет поддержку коллективам, играющим в разных стилистических направленностях. Так, например, можно встретить и анонс ска-концерта, и рецензию на альбом beZ bileta (которые в том же UK были бы вполне мэйнстримовым коллективом), и каких-нибудь приверженцев нового метала… Что для вас входит в понятие alternative? Ведь на том же Западе (да и в России) -- это вполне сложившаяся стилистика.
p1xel: Я не особо силен в стилях, да и это вечная тема для споров -- определить, что же играет та или иная группа, когда, порой, сама группа затрудняется это сказать. Мы стараемся, поддерживаем разноплановую музыку, не делая каких-либо жестких рамок. И я считаю это единственно правильным решением -- каждый найдет то, что ему нужно. Для меня альтернатива в плане музыке -- это целый пласт музыкальных направлений, как правило, обладающих тяжестью в звучании и эмоциональностью. В общем же случае альтернатива -- это возможность свободного выбора -- начиная выбором одежды, заканчивая своим жизненным путем. К сожалению, чаще всего людям хватает иллюзии выбора.
Dzmiter: Для alternative не существует каких-то рамок, существуют лишь людские стереотипы, и это касается всего: музыки, стиля жизни, стиля одежды, прически, прочих атрибутов. Каждый из нас определяет, что для него alternative -- для кого-то это будет рок, для кого-то метал и так далее.
-- Каковы ваши музыкальные предпочтения? Вы стараетесь слушать известные коллективы, либо популяризовывать (для себя лично) менее известные команды?
p1xel: В основном слушаю довольно разнообразную гитарную музыку: nu metall, indie, grunge, rock, post-rock, emo-core, hard-core. Иногда электронную музыку: IDM, ambient, drum-n-bass. Смотрю на известность коллектива в последнюю очередь. Качественная и цепляющая музыка получается как у групп с мировым именем, так и у неизвестных.
Dzmiter: Это тоже неправильное разделение. Почему мы должны зацикливаться на чем-то определенном? Я слушаю как альтернативный мэйнстрим, так и музыкальные коллективы мало кому известные. Да и по долгу «службы» у нас так и выходит -- мы освещаем либо известные музыкальные коллективы, либо открываем для людей новые имена. И то и другое -- одинаково приятно.

-- Ваше отношение к mp3 и файлообменным сетям в Интернете? Это пиратство или свободный обмен информацией?
Dzmiter: Не знаю как p1xel, а я ярый противник всего этого. Я очень рад, что сеть Интернет развивается такими большими темпами, но это просто воровство, когда на следующий день после выпуска компакта он уже лежит для всеобщего скачивания. Почему люди не могут этого понять? Ведь наши музыканты не мультимиллионеры. Я считаю абсолютно нормальным, когда коллектив выкладывает для ознакомительного прослушивания 2-3 трека в сеть, люди слушают их, если им нравится, то они приобретают диск. То же самое касается концертов -- прослушал концерт и оценил по достоинству группы -- люди приобретают компакт-диски.
p1xel: Обмен mp3 для ознакомления -- отличное явление. После этого, в идеале, слушатель должен заплатить группе, купив диск. Но тут я вижу нюансы -- у нас в стране практически нет лицензионной продукции иностранных коллективов. А выход пластинки отечественной группы -- это целое событие. Заграбить в этом случае диск любимой группы -- простое неуважение.

-- На ваш взгляд, современное обезличивание музыки, прослушивание её за компьютером в огромных количествах -- это шаг назад по отношению к культуре сознательной покупки CD/винила любимой команды?
Dzmiter: Опять же... Я считаю правильным поддержать коллектив, если он тебе понравился. После прослушивания на компьютере, даже в 320 kbps -- приобретай диск, помогай группе, у нее будет больше шансов сделать качественный продукт, если ты приобретешь диск, а не скачаешь её песни из Интернета.
p1xel: О поддержке любимых команд я ответил. А то, что есть из чего выбирать -- это отлично. Мы ограничены лишь нашим свободным временем и способностью обрабатывать в голове огромный поток музыки.

-- Как часто вы сами покупаете свежие музыкальные CD? Не кажется ли вам, что современная цивилизация пришла к пресыщению медиа-контентом (как аудио, так и видео) и вот-вот начнётся стагнация?
p1xel: В последнее время покупаю довольно редко, наверное, как результат постоянного вращения в музыкальной среде. Застой начинается у людей, которые не могут (или не хотят) выбирать из общего потока действительно стоящие и достойные вещи. И это их проблемы.
Dzmiter: Стараюсь приобретать компакты по мере возможности, руководствуясь правилами которые уже изложил... Последствия перенасыщения медиа могут быть разными: вариант 1 -- его избыток и ненужность, вариант 2 -- возможно, чем больше мы будем потреблять медиа, тем больше оно будет требоваться.

-- В Беларуси не проводится концертов с участием передовых альтернативных музыкальных коллективов (западных). Однако у нас есть соседи, для которых это не редкость -- Россия, Украина да и Латвия (которая недавно ввела в одностороннем порядке безвизовый режим) -- используете ли вы эту возможность посетить концерты любимых команд? Это пока единственный вариант увидеть «живьём» любимые группы или можно ожидать в Беларуси в ближайшем времени концертный бум?
Dzmiter: Мы не только используем эту возможность, но и способствуем развитию альтернативной сцены в Беларуси. Уже было проведено 2 фестиваля под маркой xlam, а так же концерты под непосредственным патронажем портала. По поводу альтернативных концертов в Беларуси хочу сказать то, что немногое зависит от нас, все проводимые мероприятия исполняются на 100% возможностей, если их будет больше, то и концерты будут больше по масштабам.
p1xel: К сожалению, даже такой возможности у меня пока нет (говоря о концертах западных групп). Что касается второго вопроса, то я не думаю, что в ближайшие лет 5 мы увидим группы первого эшелона в нашей стране. Если в России и находятся организаторы и промоутеры, готовые вложить большие деньги, то эти люди уверены в том, что нет третьей силы, которая может сыграть решающую роль в судьбе всего мероприятия. У нас же подобной уверенности нет ни у кого. Да и плюс к этому публика еще не та, мало её.

-- На диске X-LAM присутствует всего 2 композиции на белорусском языке. На ваш взгляд, с чем это связано, что в Беларуси альтернативные коллективы не желают в основной своей массе петь на родном языке?
Dzmiter: В Беларуси достаточно команд поющих на белорусском языке. Но очень часто белорусский язык переплетается с политикой, по моему мнению, музыка и политика -- это два разных русла и они не должны никак пересекаться. Музыка должна быть свободной, музыка не должна затрагивать политику, в свою очередь политика не должна создавать препятствий музыке.
p1xel: Я вижу несколько причин: одним группам все равно на каком языке петь, и поддержкой белорусского языка они даже не думают заниматься. Другие, видимо, рассчитывают не столько на нашего слушателя, сколько на русско- и англоговорящего.

-- Какая местность у вас ассоциируется с альтернативной музыкой (если провести ассоциативный ряд, industrial -- заброшенный завод, gothic -- кладбище или костёл, то альтернатива…)?
Dzmiter: Неожиданный вопрос, но почему-то в голову пришел океан, безграничность и свобода = альтернатива.
p1xel: Противоположные вещи ассоциируются. Первая ассоциация -- большой перекресток дорог. Вторая -- маленькая комната без окон с ободранными обоями.

-- Огромное количество альтернативных команд, снявших запоминающиеся видеоклипы, -- насколько они дают представление о том, что из себя представляет альтернативная сцена?
Dzmite: Каждая команда -- это часть сцены, её компонент. Нельзя судить по одной-двум командам об альтернативной сцене, альтернатива -- это совокупность, каждый сегмент которой играет свою роль.
p1xel: В Беларуси группы, имеющие хотя бы один клип, можно пересчитать по пальцам. Судить по ним в целом о сцене нельзя. В России, наверное, можно, потому что для них качественный клип это не такая проблема -- существует много медиа-группировок достойного уровня.

-- Вы пропагандируете своим стилем жизни активную позицию?
Dzmiter : Явно не пассивную. Мы в основном молодежь и нам положено по статусу не сидеть без дела, а находиться все время в движении. По-моему, альтернативный стиль жизни, если его так можно назвать, полон энергетики, которая является основным свойством молодежи. В тоже время не хочется приписывать какие-то рамки альтернативы, что-то вроде, если ты альтернативщик, то ты должен то, если ты этот, то ты должен это... Рамки могут быть в чем-то другом, но не в альтернативе...
p1xel: Я ничего не пропагандирую. Пусть этим занимается тот, кому это надо. Наверное, я не совсем правильно понял вопрос… Стиль жизни очень меняется в зависимости от времени. Иногда приходится неделями не отрываться от компьютера, изредка отвлекаясь на сон. Иногда, как противоположность, нет времени поесть и заскочить домой.

-- Каковы планы на ближайшее будущее по развитию портала? Можно ли ожидать он-лайн-радио, или видео-вещания (так, например, представители электронного сообщества уже поступили -- теперь многие провайдеры ретранслируют 24 часа в сутки радиостанцию www.drumwave.org -- только некоммерческую электронную музыку и никакой рекламы)?
p1xel: В ближайшее время я планирую доработать программную составляющую сайта, что сделает работу по добавлению материалов и администрированию более доступной. Насчет вещания аудио/видео -- мне кажется, что это довольно затратный проект хотя бы в плане времени, которого порой не хватает даже на сам сайт. Так что только своими силами мы вряд ли справимся, но в перспективе -- чем черт не шутит.
Dzmiter: ОООООй! Планов очень много, лично у меня, не хочется раскрывать -- а вдруг не выйдет. Могу сказать точно одно: то, что портал не будет стоять на месте, т.к. альтернатива = движение. Если всё получится, то посетителям портала xlam.of.by не останется времени на скуку.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета