Мартыненка и Мельгуй
«К нашей книге мы всю жизнь готовились!»

Эмоциональный Витаут Мартыненка в оптимистически апельсиновой футболке, интеллигентный Анатолий Мельгуй. Вдыхая цветущее лето, мы беседуем с небезызвестными рок-журналистами про отечественную музыку, истинное творчество и… про свеженькое бумажное детище мастеров пера -- книгу «222 альбомы беларускага року»!
В 1989 году в далёком Нью-Йорке свет увидел томик «Праз рок-прызму» Анатолия и Витаута. Однако же, по словам журналистов, это была всего попытка. Сегодня имеем радость держать в руках второй, наиболее полный и содержательный труд музыкальных критиков. Построенный по
энциклопедической структуре, он разбит на разделы «барды», «поп-музыка», «медиевальная музыка»… Тираж книга имеет 2000 экземпляров, рождена издательством «Медысонт», а проспонсирована Феликсом Аксёнцевым, белорусскими заграничными газетами да BMAgroup.
«222 альбомы беларускага року»,-- утверждает господин Мельгуй, -- есть в некотором роде вклад в DIY-культуру. И вправду -- вокалист AQUAMORTA был верстальщиком, вокалист zygimont VAZA -- дизайнером, а также Андрей Плесанов и Алесь Таболич свои творческие руки приложили.

-- Свежий запах типографской краски, толстенький томик с родимыми именами-фамилиями в руках. Ваши ощущения?
А: За плечами много сделанного, однако хотелось бы ещё и дальше работать!
В: Я был больше впечатлён, когда вышла моя первая заметка на 20 строчек. Глобальной радости нет. Это определённый этап нашей работы. 

-- Сколько работали над книгой?
В: К нашей книге мы всю жизнь готовились!

-- А какие цели преследовали?
В: Наша задача -- чтобы люди слушали музыку и находили ответы на жизненные вопросы. Один из первых разделов называется «Слухаць і разумець». Вот это и есть наша концепция! Рок-музыка -- это же музыка со смыслом.
А: Мы с Витаутам уже лет 20 занимаемся белорусским роком! Наша книга -- как бы подытоживание этого периода развития национального рок-движения. Мы, как первые библейские переписчики (позволю себе такое сравнение), должны сохранить то, что было за 20 лет. Чтобы белорусская культура развивалась дальше, чтобы люди анализировали предыдущие поколения.

-- В книгу войдут рецензии на альбомы только белорусскоязычных групп?
В: Да, бесспорно. Самая небелорусскоязычная группа -- beZ bileta, потому что у них белорусских и русских песен 50/50. Белорусский рок немыслим без белорусского языка! У меня вот есть хороший друг -- бизнесмен, художник, старый фанат белорусского рока Юрий Мурашка. Так он принципиально не покупает альбомов, где хоть одна песня будет на русском языке. Недавно приобрёл, правда, диск PARTYZONE, там одна песня не на белорусском. Так он каждый раз, когда её слышит, начинает ныть: «Блин, ну нафига тут эта русская песня?»

-- Не считаете ли, что, концентрируясь принципиально на белорусскоязычных командах, вы мимо таланта пройдёте? Пускай и русскоязычного… А: Просто это наша позиция такая.
В: Белорусские талантливые русскоязычные команды даже и Россия не признаёт! Они бабло зарабатывают и ничего больше. И ни в одну энциклопедию русского рока не попали!
А.: ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ талантливые, однако россиянам, безусловно, ближе ДДТ и КИНО! Я в таких ситуациях вспоминаю судьбу Максима Богдановича и Адама Богдановича, его отца. Адам всю жизнь был слугой русской культуры, однако классиком не стал. Пожалуйста, пускай кто-нибудь доказывает, что наши русскоязычные группы создают настоящую белорусскую музыку -- вряд ли у них это получится.
В: Я отпихивался от русскоязычной группы TEZAURUS. Они мне: «Придите на нашу репетицию! Мы белорусскую песню записали!» Ладно, пришёл… Оказалось, увально играют! Я им говорю: «Если будете русскоязычными, вас любая АРИЯ затрёт. Давайте я вам переведу ваши песни!» Перевёл один альбом, однако же сейчас они в англоязычие ушли. Не знаю, что с ними будет. Короче, мимо талантов мы не проходим. Мы их доделываем! А вообще, мы не милиционеры, которые в паспорте национальность проверяют.

-- Почему ваша книга называется именно «222 альбомы…». Это точное количество отрецензированных альбомов, или цифра здесь является просто символом?
В: Ну да, это символическая цифра. Первый вариант названия книги был «100 альбомы беларускага року» Книга готовилась долго, много раз дополнялась, дописывалась, и к тому моменту, когда работа уже на самом деле завершилась, количество упомянутых в ней альбомов перевалило за две сотни. Не хотелось показывать реальную цифру: это какой-то меркантилизм, поэтому по совету нашего друга Юрия Мурашка, мы окрестили книгу цифрой 222. И оказалось, что количество изображений дисков, которые будут встречаться на страницах, ровно 222.

-- Какие преграды встретились на пути написания книги?
В: Было тотальное давление со стороны редакторов. Куча людей не воспринимают белорусский язык так, как мы. Например, мы долго сражались за два варианта белорусской буквы «г».
А: Много копались в библиотеках, искали свои материалы за 20 лет.
В: Есть наши публикации на белорусском, но есть ещё на польском, на русском -- пришлось переводить. А ещё мы задумали, чтобы каждый альбом был с ссылкой, где опубликован тот или иной материал про данную запись. Но, например, статьи про эпохальный альбом ПЕСНЯРОВ от нас нет. Пришлось обращаться в «Наше слово», где сейчас материал печатали.

-- Скажите, а помимо тем музыкальных, в книге будут затрагиваться какие-либо проблемы субкультур, андерграунда?
А: Там всё будет связано с этим, потому что белорусская музыка -- это и есть субкультура и андерграунд при теперешней власти.

-- Не сложно ли ПИСАТЬ про музыку? Ведь искусство мы же чувствуем в первую очередь!
В: Музыка не будет музыкой, если она не попадает ещё и в текстовую форму. Самая главная ипостась человеческой деятельности -- это слово. Выше слова ничего нет! Ни золото, ни доллар.
А: «Сначала было слово…»
В: « И слово было у Бога, и слово было Бог». Если про что-то нельзя сказать словами, значит, этого чего-то нет!

-- А как, по-вашему, существует перспектива развития белорусского рока в будущем?
В: Я боюсь, что есть перспектива тотальной коммерциализации белорусского рока.
А: Как только для белорусского рока организуются хорошие условия, как это было в Польше…
В: …он тут же сдохнет. Но сейчас его расцвет, на самом деле расцвет, реально.

-- Выход толстенной книги про белорусский рок. Не значит ли это, что определённый этап в развитии отечественной музыки завершился?
В: Вот когда все подряд начнут петь по-белорусски, когда это будет выгодно, тогда и завершится определённый этап!

-- В Америке был ритм-энд-блюз, потом Элвис Пресли, затем битники и хиппи, позже родился панк и хардкор. А у нас нет корней, нет фундамента! Нелегко ведь ему, року “бульбяшей”…
А.: Наши корни не в роке. Они в фольклоре. В фольклоре славянской «Атлантиды». Он является стержнем фолк-модерна, фолк-рока. А фолк-рок, фолк- модерн в свою очередь -- база для рока. Не будь АЛЬТАНКІ, ТРОІЦЫ сложно было бы про белорусский рок вообще говорить.

-- Чем отличается рок вашей молодости и рок теперешний?
В: Да ничем! Появляется новая терминология, но музыка, по существу, та же.
А: Вот Лявон поёт : мол, я музыкант старых традиций. Но его же и молодые слушают! Единственное так это то, что в общей массе больше тех, кто жаждет коммерции, жаждет сделать себя популярными.

-- Дайте свои определения современному белорусскому року.
В: Это что-то ещё нетронутое.
А.: Я бы сказал он новаторский. Но чтобы это почувствовать, ухо должно быть незамыленное «москальщчиной». Наш рок свежий. С глубокими корнями в фольклоре.

-- Ну, а какие всё-таки недостатки на нашей сцене?
В: Такие же, как и на американской. Она коммерциализируется. И это начало конца (или конец начала?)
А: Многие молодые музыканты сейчас не считают примером старших, не уважают их. Низкая степень преемственности поколений наблюдается. А ещё многие музыканты выпускают альбом и забывают про него, не прикладывают усилий, чтобы распространить.

-- И в завершении ваше слово рок-музыканту двадцать первого столетия.
В: Не забывать про других -- тогда и про тебя не забудут. Большего успеха те достигают, в чьей душе не только своё творчество. Вот Андрей Плесанов! Он не боится: то МЯСЦОВЫ ЧАС похвалит, то ЯР… А потом идёт публикация про МЯСЦОВЫ ЧАС, P.L.A.N. вспоминают!
А: Музыканты должны помогать один одному, быть солидарными. Когда в Чехии была «бархатная революция», и арестовали рок-музыкантов, сразу же движение солидарности возникло! А нам, белорусам, не хватает вот этого.

-- Спасибо, Витаут, спасибо, Анатолий!

Мы горячо пожали друг другу руки и разошлись.
Плавился асфальт, цвело 2006-е лето, неизбежно приближалось 17-е «Басовішча». И думалось нам почему-то про то, что рок искренне любить и слушать -- это ведь тоже талант, наверное. Правда?


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета