Дмитрий Позныш
«У каждого своя патология…»

Мастеровое искусство -- дело довольно тонкое, особенно применительно к музыкальным инструментам. Когда берёшь в руки мастеровой инструмент, то как будто получаешь возможность побеседовать с его создателем, так как в нём частица его души. Чтобы делать музыкальные инструменты, надо абстрагироваться от всего мирского, что в наш техногенный век сделать сложно. Мастерами становятся далеко не все.
Представляем вашему вниманию интервью с необычайно интересным человеком, чьё имя довольно известно в музыкальных кругах, руками которого и создаются мастеровые инструменты, гитарных дел мастером Дмитрием Познышем.
-- Профессия гитарного мастера – это, можно сказать, редкость… Дим, расскажи о специфике твоей работы.
-- Гитара, какой мы её знаем сегодня, появилась сравнительно недавно, а электро-гитара вообще была изобретена только в 50-х годах ХХ столетия. За эти прошедшие годы электро-гитара так эволюционировала, что на сегодняшний день практически ни один музыкальный стиль не обходится без её применения. Вот созданием электро-гитар я и занимаюсь… упорно…

-- И как успехи?
-- Я думаю, успехи есть… не только по количеству заказов, которые приходится выполнять, но и по качеству. Музыканты знают разницу между инструментом мастер-класса и обычным серийным. Порой это как небо и земля. И я очень рад, что на моих инструментах играют клёвые музыканты.

-- А как так случилось, что ты начал делать гитары?
-- Если скажу случайно, не поверите. «Дело было давно и неправда». Как и все пионеры тех лет, я “бренькал” на обыкновенной акустической гитарке и мечтал стать музыкантом. Но однажды Его Величество Случай познакомил меня с человеком, великолепным гитаристом, который изменил моё представление о гитаре, как таковой. Именно Валентин Юрчик показал мне, как по-настоящему может звучать электро-гитара. Захотелось научиться самому. Только вот инструмента своего у меня не было…

-- И где ты раздобыл инструмент?
-- Всё было до смешного просто. Я одолжил гитару у друзей на пару дней (как сейчас помню – «Ямаху-312»), разобрал её на части, снял необходимые размеры, сделал чертежи, и буквально на следующий же день приступил к производству… на кухне… можно сказать -- “на подоконнике”… На изготовление моей первой гитары ушло полгода.

-- Целых полгода? А что же не пошёл в магазин? Купил бы себе готовый инструмент и учись на здоровье…
-- Я думаю, музыканты ещё помнят те времена, когда фирменные инструменты достать было практически не возможно, да и стоили они прилично по всем меркам. Многие всё делали своими руками.. клепали усилители, колонки, гитары. В то время просто вообще не было никакой гитарной фурнитуры, поэтому всё приходилось делать самому: колковую механику, струнодержатели, самому выпиливать лады, а из перламутровых пуговиц делалась разметка грифа (из одной большой пуговицы выходило 6 размёточных точек).

-- Трудно конечно представить, что можно вот так самому сделать электрогитару. Ты где-то учился этому?
-- Знаете, как в поговорке «с дуру чего только не наворотишь… глаза бояться, а руки делают». А если серьёзно -- жизнь учила. Я по специальности токарь-универсал, смежная специальность -- координатчик. Если бы не эти специальности, то можно было бы даже и не думать об изготовлении такого инструмента, как гитара.

-- Но чтобы делать, гитары необходимы знания в различных областях, начиная от сушки древесины и заканчивая акустикой звука…
-- Всё приходит со временем… Знания черпались из собственного опыта. Метод “научного тыка” особенно эффективен, если его применять настойчиво… А уж сколько литературы пришлось перелопатить… Учение -- свет, а неучение -- сами понимаете что. Во многом помогло общение с профессионалами. Я очень благодарен своему преподавателю по гитаре Москальчуку Павлу Михайловичу, который по счастливому совпадению тоже сам делал гитары. И пока я учился у него игре на гитаре, параллельно выведывал у него секреты и нюансы производства. Более глубокое понимание специфики процесса изготовления инструментов пришло позже. Ещё был опыт сотрудничества с канадским производителем гитар, благодаря которому я получил возможность поэкспериментировать со звукоснимателями различных типов и различных фирм, а также «пощупать» на звук много фирменных инструментов, различных по качеству и по цене. Это был очень полезный опыт.

-- А где ты берёшь материалы и какие породы дерева используешь для производства своих гитар?
-- По-разному. Часть заказываю у белорусских поставщиков, иногда езжу в Москву за экзотическими видами древесины, а иногда приобретаю у местных мастеров. На самом деле пород древесины, применяемых для производства гитар, очень много: махагони, палисандр, ольха, ясень, кедр, клён, ель -- всё зависит, какие звуковые характеристики закладываются для будущего инструмента. Разные сочетания различных пород дерева в качестве вставок, проклеек, накладок дают необычные звуковые оттенки, что и создаёт эксклюзивность каждого мастерового инструмента. А с экзотическими породами дерева работать ещё интересней, это бесконечный поиск. Какое-то время назад я просто “болел” амарантом -- это экзотический сорт древесины чумового лилового цвета, который я использовал в качестве накладок на грифе. Получался более яркий, более чистый и прозрачный звук, если сравнивать с палисандровой или эбеновой накладкой. А сейчас “болею” зебрано -- это африканская порода дерева полосатой зебристой структуры.. Очень хочется поэкспериментировать.

-- Как интересно ты “болеешь”…
-- У каждого своя патология…

-- А как обстоят дела с механикой?
-- Механика ведущих мировых фирм стоит довольно дорого и впрок её особо не наберёшься, поэтому она привозится в основном под заказ, тем более, что на разные модели гитар идёт различная фурнитура. Да и каприз заказчика имеет немаловажное значение -- когда речь идёт об индивидуальном заказе, то человек имеет право “запаковать” свой инструмент совершенно не стандартно, в чём собственно и заключается весь кайф.

-- Скажи, отличаются ли технологии производства электро-гитар и акустики..?
-- Конечно. Наряду с классической технологией производства у электро-гитар есть и другая составляющая -- электрическая. Электро-гитары в процессе производства записываются, тестируются на “читаемость”, снимаются спектрограммы. От компьютерного диагноза во многом может зависеть будущая корректировка инструмента.

-- Дим, у тебя есть мастерская или место где ты работаешь..?
-- Четыре года назад осуществилась моя давняя мечта -- у меня появился загородный дом, где я оборудовал себе свою собственную мастерскую. Теперь я могу заниматься своим любимым делом, когда хочу и сколько хочу. Свобода творца в какой-то мере -- одна из составляющих успеха…

-- Поздравляю. Как классно, когда мечты сбываются. Сколько гитар ты уже “сотворил”?
-- С момента изготовления моего первого инструмента прошло ни много, ни мало 15 лет… За это время было сделано около 100 гитар.

-- А сколько времени уходит на изготовление одной гитары в среднем?
-- Нельзя сказать конкретно сколько. В каждом случае по-разному, в зависимости от класса инструмента и, соответственно, от объёма работ… 4 месяца… полгода…

-- А что имеется ввиду под классом инструмента? И можно ли хороший инструмент купить в магазине?
-- Класс инструмента определяется не только брэндом, хотя многие считают это основным показателем. Блеск и громкое имя не всегда является показателем качества. Понимающего музыканта в первую очередь интересует звук, а не внешний вид инструмента. А если касаться более тонкого понимания этого вопроса, то музыканты серьёзного уровня ищут инструменты с неповторимым звуком, не похожим на звучание ни одной серийной гитары. И вообще, сам по себе процесс создания гитары очень творческий. Это работа не только рук, но и головы (в большей степени «ушей»). Каждый инструмент эксклюзивен, неповторим. К сожалению, в нашу страну почти не поступают инструменты профессионального высокого уровня.

-- А у тебя, как у мастера, есть какие-то свои разработки или ты копируешь модели уже зарекомендовавшие себя на рынке?
-- Бывают заказы конкретных моделей, а бывает люди сами приносят эскизы. Конечно, у меня есть несколько своих разработок, как же без творчества. В авторских работах для получения необходимого звучания применяются конкретные материалы с определёнными метрическими характеристиками, которых нет ни у одной серийной модели. Это уже как бы “от кутюр”…

-- А как ты сам оцениваешь свои инструменты?
-- Не скромно давать оценку своей работе. По настоящему инструмент может оценить его владелец, желательно музыкант, а не коллекционер. Так что это вопрос не ко мне, а к гитаристам, играющим на моих инструментах. А вообще, уровень работы оценивается сравнением. Принято всё сравнивать. Поэтому приходится конкурировать непосредственно с самыми известными мировыми гитарными брэндами. Очень много исчерпывающей информации о моих творческих изысканиях можно найти на моём сайте www.samgreymusic.com.

-- Заглядывала на твой сайт. Да, действительно много интересного там можно найти. Ты сам создавал сайт?
-- Да, можно сказать, собственноручно. Просто порой очень много времени уходит на объяснения элементарных (с точки зрения мастера) вещей. Возникла насущная необходимость сделать сайт, где подробно и доступно изложена полезная информация, ознакомившись с которой люди имеют более точное представление о том, какой инструмент им хотелось бы иметь и по тому ли адресу обратились.

-- Кажется, твой авторский логотип тоже Sam Grey. Откуда появилось это название?
-- Моментом рождения моего гитарного брэнда можно считать 1998 год. Название появилось, собственно, благодаря Сергею Трухановичу, одному из лучших белорусских гитаристов. У него была своя группа SAM GREY, что означает американизированный вариант имени Сергей. На гитаре, которую я ему сделал, поставили логотип Sam Grey. Так название и приклеилось. Так что если вам доведётся увидеть на инструменте клеймо Sam Grey, значит моих рук произведение.

-- А правда, что тебя пригласили поучаствовать в конкурсе гитарных мастеров?
-- Да. В конце декабря этого года в Гомеле будет проходить конкурс мастеров «Гитарная фиеста», куда меня пригласили поучаствовать. Собираюсь выставить там свой авторский инструмент. Уже приступил к работе. Могу сказать, что это будет очень необычная, своеобразная, ни на что не похожая модель…

-- А как ты думаешь, можно ли стать мастером, не играя на инструменте..?
-- Я думаю, не играя на инструменте, мастером не станешь. Это взаимосвязанные вещи. Инструмент надо чувствовать. Если знания чисто технические можно приобрести, то слышать инструмент и определять малейшие отклонения в звуке, не играя, не получится. Это факт…

-- Известно, что ты занимаешься также и ремонтом инструментов…
-- Да, это ещё одна часть моей работы -- обслуживание, ремонт, доводка гитар. Ремонтируется практически всё, что имеет струны. Более 4 лет я работал гитарным мастером в Белорусском музыкальном торговом доме, являющемся крупнейшим поставщиком музыкальных инструментов (в том числе и гитар) в Беларусь.

-- Какой у тебя богатый опыт... То есть, чтобы стать мастером, надо пройти “через тернии к звёздам”, и нет гарантии, что что-нибудь получится ?
-- Как говорил Остап Бендер: “Гарантии может дать человеку только страховой полис…”

-- А как же твоя мечта стать музыкантом? Не жалеешь, что не стал им? Ты же классно играл когда-то…
-- Я и сейчас люблю поиграть, что, собственно, и делаю почти ежедневно в процессе работы. Но вот сам процесс изготовления гитар настолько меня увлекает, что всё время доминирует... над желанием стать кем бы то ни было. Чтобы овладеть профессионально чем-либо, желательно направить на это все свои усилия, что я и делаю. Как шутил граф Калиостро: на две лошади одновременно не сядешь -- седалища не хватит. Так что свой выбор я уже сделал, и абсолютно об этом не жалею. К тому же, гитара -- женского рода… приятно иметь дело с “женщинами”… особенно такими, можете мне поверить…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета