Сергей Тимонов
«Звукорежиссура -- стоматология современной музыки»

Сергей Тимонов -- звукорежиссёр, имеющий богатый опыт работы на радио в Беларуси и России. Человек, который записал свой собственный компакт- диск, сочиняет стихи, рисует сайты, “серфит” Интернет и налаживает компьютеры. Эмоциональный циник и человек-импульс.

-- Как Вы можете совмещать такую работу, которая требует усидчивости и концентрации, со своим темпераментом яркого холерика?
-- Это врожденная способность, что называется. Просто получается сконцентрироваться на предмете и отдаваться полностью тому, чем занимаешься. Звукорежиссура -- это не просто нажимание кнопок на компьютере, это тоже творческая работа. Техника никогда не заменит таланта, но, к сожалению, и не восполнит его отсутствие! Я никогда не сижу просто за пультом. Так же сопереживаю, если не получается запись, или радуюсь, если получается. Делая сведение, могу скакать по студии, если мне нравится результат. Холерический тип проявляется по любому. Режиссёр с кислым выражением лица -- это не про меня…

-- Сергей, видно, что Вы человек противоречий. Это не мешает Вам в работе?
-- Иногда, но, по большому счету, нет! Противоречия -- это две чаши одних весов (по знаку зодиака я -- Весы), которые всё время балансируют, и если их нет в работе, то это значит, что имеется перекос!

-- И между чем балансируем?
-- Между талантом и ремеслом, стоимостью и возможностью, желаемым и действительным…

-- И что же, как правило, перевешивает?
-- Ремесло, стоимость, действительное…

-- Да, все звукорежиссёры -- немного циники… Расскажите, где Вы имеете честь трудиться?
-- Звукорежиссеры, как правило, работают в студиях. Вот и у меня есть своя собственная студия 24 Hours. Можно открыть сайт в Интернете www.samgreymusic.com и посмотреть подробности.

-- Наслышаны, наслышаны. Скажите, Вы напрямую связаны с музыкой, а сами играете?
-- В юности имел честь играть на бас-гитаре, но так и не получилось подойти близко к профессиональному музыкальному образованию. Мои звукорежиссёрские увлечения поглотили меня целиком… и самое главное -- были успехи. “Лучше быть хорошим звукорежиссёром, чем средненьким басистом”, -- подумал Штирлиц…

-- Вы когда-то писали музыку сами и у Вас даже есть свой компакт-диск, а что сейчас? Что-нибудь пишете, сочиняете?
-- Сейчас нет! На сочинительство совершенно нет времени, да и Муза улетела. Музыки и так хватает, но уже не своей! Изначально музыка меня интересовала как материал для постижения современных технологий звукозаписи. Музыкантов, на ком можно было бы «потренироваться», не было, потому пришлось ставить опыты на себе. Сейчас меня больше увлекает «Фотошоп» и рисование сайтов. «Актер время от времени должен переодеваться…»

-- А нравится ли вам музыка, с которой приходится работать?
-- Мне иногда музыканты задают этот вопрос. Я предпочитаю не отвечать, а если настаивают, то всегда говорю, что не нравится! К работе надо относиться как к работе. Это бизнес и ничего личного. Звукорежиссёр как стоматолог! Внешне может всё нравится, а открывают рот -- не нравится! Вообще, такими понятиями стараюсь не оперировать. Согласитесь, глупо задавать вопрос типа «нравятся ли вам деньги»?

-- А правда, что вы в рабочем процессе, можете довольно жестко общаться с клиентами?
-- Истинная правда! Могу и по-матушке пройтись так, что мало не покажется! Но, конечно, не со зла… Я даже предупреждаю своих будущих клиентов, что могу себе позволить… А ещё, это хороший индикатор -- обиделся – значит, нет здоровых творческих амбиций, а без них в музыке делать нечего, зря тратим время и деньги, а если принял как толчок к действию -- то это вызывает у меня только чувство уважения! Основная масса, приходя в студию, ждет чуда, которое будет сделано чужими руками. Любопытное наблюдение -- у нас клиенты расценивают свои песни как чужую работу. Если получилось не очень, то это вина только звукорежиссёра, студии, аппаратуры, но никто и никогда не скажет, что это моя вина, это Я сыграл плохо, неэмоционально, неинтересно… Поэтому я стараюсь «выжимать» потенциал клиентов насколько это возможно. И мой принцип -- это работа на результат, именно поэтому в моей студии нет понятия «почасовая оплата». Работаем столько, сколько потребуется.

-- Вы два года работали на «Радио Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. Вам есть с чем сравнить, там и тут. Поделитесь опытом.
-- Я работал на питерском «Радио Эрмитаж 90,1 FM». У россиян всё по-другому. Там люди работают намного медленнее, чем у нас, но у них есть одно преимущество -- они всегда знают, чего хотят! У них нет времени, денег, сил на эксперименты. Если удар, то только в цель. Они приходят в студию и уже знают, как это должно быть. И они приходят уже хорошо подготовленными.

-- Ваше самое большое впечатление от работы в Петербурге и чем вас удивил сам город?
-- Что касается города, то меня поразило, что в пивных барах люди читают книги. Я читал Хемингуэя в баре на Васильевском острове -- потрясающее ощущение. А самое яркое впечатление -- это, пожалуй, концерт певицы Малии в Театре «Эрмитажа». Мне посчастливилось с немецким коллегой «вызвучивать» её группу. Это был первый и единственный джазовый концерт, который прошел в самом сердце «Эрмитажа» за всё время существования музея!

-- И как работалось с “иноземными” музыкантами?
-- Просто потрясающе! Это очень простые и, как у нас сказали бы, «беспонтовые» люди! Но, они музыканты до мозга костей и совершенно вменяемые люди, чего нельзя сказать о наших. Звезда на звезде и звездой погоняет! У Малии ударник работает у Стинга, но за два дня совместной работы я не поймал ни одного взгляда поверх голов! Они просто ребята, которые просто играют и играют потрясающе профессионально!

-- А что вы можете сказать о наших музыкантах?
-- Недавно я занимался записью группы MORE SOUNDS. Их песня выложена у меня на сайте в директории «Музыканты». Я был просто приятно удивлён, что есть музыканты такого уровня мышления, и это в 22 года! Так что молодежь продолжает удивлять, но, к сожалению, таких единицы. Ещё, в своё время, мне очень понравилась работа с Иваном Кирчуком. Кому ещё не слабО встать у микрофона и одним махом записать весь альбом от начала и до конца за один дубль?

-- Может кому-то и не слабо… А как вы думаете, чего больше всего не хватает нашим музыкантам?
-- У наших музыкантов есть абсолютно всё, но чего-чего, по моему мнению, не хватает, так это упорства. Как-то бывал в Киеве, в тамошних клубах, где практикуются «живые» выступления! Там средней руки музыканты и мечтать не могут об инструментах и аппаратуре, которые есть здесь! Но их уровень исполнительского мастерства намного выше нашего.

-- Получается как-то мрачновато у нас…
-- Лично я предпочитаю пессимистический взгляд на реальность, чем петь дифирамбы тому, что есть. Говори то, что думаешь -- думай то, что говоришь! В связи с введением 75% белорусской музыки на ТВ и радио могу сказать, что по прошествии времени количество пришло, но качеством так и не стало -- звук записываемого материала стал лучше, но много пресного и скучного.

-- А вы вообще слушаете кого-нибудь из белорусских исполнителей?
-- Представьте себе, ДА! Очень люблю творчество Александра Баля -- это мне очень близко. У меня есть все его компакт-диски и я знаю их практически наизусть. Хожу на все его концерты. Я видел и слышал его в работе -- это достойный пример для подражания. Вот с ним мне было бы очень интересно поработать.

-- Что бы вы могли посоветовать нашим музыкантам, которые только задумываются о походе в студию?
-- Единственный совет -- это будьте адекватны. Награждается только старание и усердие. В студии сбываются мечты, но только в том случае, если вы их делаете сами, а я смогу вам только немного помочь.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета