НЕУМОЛКАЕМЫЕ СНЫ сНАМИ
Хип-хопа в Беларуси не так много. Это в принципе. Кого-то, кроме НЕСТАНДАРТНОГО ВАРИАНТА (да так, чтоб с настроением и на уровне), -- по пальцам пересчитать. Сюда же попала и минская команда НЕУМОЛКАЕМЫЕ. Небольшой экскурс в биографию коллектива: появились примерно в 2001 году. В 2002-м, поднакопив порядочное количество композиций, решили сделать отчетный диск, да так чтоб своими силами: накупили матриц, записали в каком-то там качестве треки и распространили среди друзей и по Интернету. Альбом назывался «Пойдем с нами» (прошу заметить, «с» -- предлог). В прошлом году перед поездкой на международный фестиваль хип-хопа в Чебоксарах решили поднять авторитет. Подняли: записали мини-альбом «Пять», снова накупили матриц, с помощью друзей (музыкальных пиратов -- только тс-с-с!) осуществили вполне приемлемую накатку на диски. А потом организовали двустороннюю полиграфию.
Теперь, наконец, пластинка номер три. Уже официальная и лицензионная. Вышедшая из-под West Records. Об этом и был разговор со Сказочником (он же Дима) и Руслом (он же Руслан). «Пойдем снами» (только снова прошу заметить, «с» -- НЕ предлог).
-- Первый официально выпущенный альбом… Какие эмоции по данному поводу преследуют вас? До этого было две пластинки, которые вы как-то самостоятельно вытягивали чуть ли не за уши. А тут, наконец, появился законнорожденный ребенок…
Сказочник: В первую очередь, это любопытство. Интересно, как люди воспримут и оценят уже полностью сбитый альбом. Интересно мнение именно широко круга слушателей, потому что раньше все это ограничивалось лишь знакомыми, посетителями тематических форумов. А теперь материал пошел в массы. Русл: Мои эмоции вылились еще в прошлом ноябре, после полугодичного сведения. Я тогда ушел в глубокую депрессию…
С.: Было затрачено очень много сил. Но, видимо, я подготовился несколько лучше, чем Руслан: по окончании работы он выбыл из наших рядов примерно месяца на два-три.
-- А дальше?
С.: А дальше мы стали заниматься вопросами распространения пластинки. В Минске-то с этим проблем никаких вроде нет -- West Records отлично справляется. А вот с периферией все несколько сложнее. Мы сами договаривались с нашими друзьями, например, из Гродно, о том, чтобы они как-то помогали с распространением. Мы тогда поняли, что с выпуска альбома все еще только начинается и придется заниматься еще многими вещами, которые за нас никто не сделает.
-- Пластинку записывали сами?
С.: Да сами. Сняли студию, обвешались коврами, привезли оборудование, которого не хватало… Запись сделали за июль 2005-го. К этому времени у Руслана было достаточно навыков, чтобы осуществить задуманное самостоятельно в таких условиях. Раньше он считал, что еще не готов, и мы долго думали -- обращаться к специалисту или нет. Руслан получил консультацию у такого известного звукорежиссера, как Олег Воронов, под четким руководством которого у нас все и получилось. Потом был долгий процесс мастеринга, который завершился только в ноябре.
-- Ребята, как у нас в Беларуси сегодня с хип-хоп-культурой дела обстоят? Что-то мне кажется, раньше рэп-движение было несколько активнее. Сегодня же только пару команд на виду, да и простые любители ушли чуть ли не в подполье…
С.: Безусловно, как культура все развивается. Люди занимаются этим в своих городах, районах, дворах. К сожалению, очень не хватает той площадки или платформы, которая бы могла вывести культуру из этих дворов. Есть команды, которые достаточно хорошо известны именно своему хип-хоп- окружению.
-- Например?
С.: Это группа НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ. Ей удалось уже выйти и за рэп-тусовку. Также еще ГОРОДСКАЯ ТОСКА из Гомеля, ЮЖНЫЙ ЦЕНТР из Могилева, в Гродно -- СВОБОДНЫЕ МЫСЛИ и ДЕВЯТЬ ГРАММ, в Минске -- ШОРОХ УЛИЦ и СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ.
-- Насколько я понимаю, сейчас перечисляются «самые-самые». Не так уж и мало, замечу. В чем же проблема «закрытости» тусовки?
Р.: Главная проблема -- в качестве, которое требует материальных затрат (в том числе и на оборудование). Да и образования музыкального у битмейкеров практически нет. А когда нет качества -- продукт не слушается.
С.: А еще у нас нет того лейбла, который бы помог талантливому исполнителю, дал хотя бы первый толчок. У нас для того, чтобы твой диск вышел, необходимо идти и на компромиссы, и на ухищрения. Без наличия клипа альбом (особенно первый) выпустить очень тяжело. Хороший ролик -- это большие затраты. Их никто не покроет, если у тебя нет альбома… Вот такой круговорот. Не каждому это под силу. Так что, хип-хоп-культура есть, но ей не хватает целостности. А для ее создания, скорее всего, каждому придется вкладывать свои деньги.
-- Лично у меня, белорусы, как нация, с хип-хопом как-то слабо не то, что ассоциируются, а даже сопоставляются. А то, что происходит, в большинстве своем напоминает некую детскую забаву. Если это стереотип, то вы, люди, которые все-таки тут варятся, скажите мне, в чем его причина?
С.: Так получается, что у нас люди хип-хопом занимаются в среднем до двадцати лет. Потом появляется необходимость содержать семью, зарабатывать деньги…
-- Якобы хип-хоп -- это несерьезно, и вообще -- баловство какое-то?
С.: Да, такой стереотип. Причем, совершенно безобразный. Ни в Европе, ни в Америке такого давно уже нет. Естественно, это не дает моментальную отдачу. Порой приходится ждать до семи-восьми лет. И не факт, что эта отдача все-таки будет. Именно поэтому многие команды разваливаются, когда музыканты перешагивают отметку «20». Ну, нам уже, слава богу, несколько больше лет. Думаю, что мы этот критический период спокойно миновали. -- По-моему, это характерно для музыки ВООБЩЕ. Хип-хоп не исключение…
С.: Ты, безусловно, права. Но мне кажется, что база именно для рок-исполнителя у нас в стране гораздо прочнее. Наверное, эти люди зарабатывают достаточно денег, чтобы потом их спокойно вложить в свою музыку.
-- Тут я не согласна. Мы точно также скребем по сусекам свои собственные средства, зачастую сами же сводим и записываем материал. Есть еще такой вариант, как спонсоры и гранты… Но это очень сомнительно и маловероятно, что естественно -- люди с большим скрипом безвозмездно расстаются со своими деньгами. А вот временнАя база -- да, у рока она сегодня в Беларуси намного сильнее. Но это же вопрос какого-то десятка лет… Вернемся к нашим «баранам». Презентовать диск вы собираетесь? Когда? Где? Интересные идеи по данному поводу?
С.: Конечно, презентацию планируем. Пока еще сложно говорить о конкретной дате. Но думаю, что в идеале было бы совершить это осенью. Помимо музыки, я еще занимаюсь студенческим театром. Наверное, поэтому в моей голове крутится немного сумасшедшая идея рэп-пьесы. Это был бы шанс -- оставаясь в своей теме, привлечь внимание людей вне хип-хоп-культуры, сохранив свое лицо (что самое главное), попробовать заполучить еще какой- то процент аудитории. Пьеса с брейк-дансом, сцена оформлена в граффити, придумать сценарий, канву… предложить лучшим белорусским командам поучаствовать, завязать все это на теме альбома -- на снах.
-- Кстати, тут путаницы не возникало… Пластинка называется «Пойдем снами» (в то время, как самый первый диск -- «Пойдем с нами»). Эта игра слов… она ведь не каждому с первого раза будет понятна. Так?
С.: Да, было такое. Нам даже как-то указывали на ошибку в макете обложки. Да и мама моя, когда увидела диск, спросила, не опечатка ли это. Я всем постоянно объясняю: можно идти путями, дорогами… а мы в этом альбоме идем СНАМИ.
-- Уже не единожды было сказано о возможном вовлечении новой аудитории… Насколько сегодня, когда альбом готов и продается не первый месяц, возросло количество ваших почитателей или хотя бы интересантов? Реакция вообще была на ваш продукт?
С.: О новой аудитории, в принципе, можно было уже говорить с момента выхода клипа. Когда у людей появилась первая возможность видеть, они уже стали оценивать. Причем, ролик у нас получился достаточно неоднозначный. Поэтому люди либо вообще не понимают его, находятся в состоянии шока и спрашивают: «Что это вы там наснимали?» Либо совсем наоборот. А сегодня… конечно, такого резонанса, чтобы нас просто смело, нет. Но люди уже начинают знакомиться.
-- Оно было вами ожидаемо? Или все-таки рассчитывали со стороны публики на некоторое «вау!!!»?
С.: Лично я очень трезво оценивал наши силы и возможности, я знал, как продается в белорусских музыкальных магазинах хип-хоп, и был уверен, что никто не побежит, роняя тапки, расхватывать наши диски… Поэтому то, что мы наблюдаем сейчас -- это уже отлично. Я совсем не расстроюсь, если на концерте продастся только пять наших дисков. Потому что я знаю, в чем проблема: в отсутствии информации, а отнюдь не в том, что это плохая или непопулярная музыка. А некоторые этого не знают или просто не задумываются над этим.
-- Кроме презентации, что планируете уже сегодня?
С.: Пока Руслан сводил материал, я тоже не сидел сложа руки. Я писал тексты для новых песен. Так получилось, что к тому моменту, как сведение было завершено, у меня по текстам оказался полностью готов следующий альбом. Поэтому сейчас будем окутывать его звучанием, доводить до ума и записывать. Ну и, конечно, снимать второй клип. Потому как практика показала -- видеоролики делают свое дело.
Теперь, наконец, пластинка номер три. Уже официальная и лицензионная. Вышедшая из-под West Records. Об этом и был разговор со Сказочником (он же Дима) и Руслом (он же Руслан). «Пойдем снами» (только снова прошу заметить, «с» -- НЕ предлог).
-- Первый официально выпущенный альбом… Какие эмоции по данному поводу преследуют вас? До этого было две пластинки, которые вы как-то самостоятельно вытягивали чуть ли не за уши. А тут, наконец, появился законнорожденный ребенок…
Сказочник: В первую очередь, это любопытство. Интересно, как люди воспримут и оценят уже полностью сбитый альбом. Интересно мнение именно широко круга слушателей, потому что раньше все это ограничивалось лишь знакомыми, посетителями тематических форумов. А теперь материал пошел в массы. Русл: Мои эмоции вылились еще в прошлом ноябре, после полугодичного сведения. Я тогда ушел в глубокую депрессию…
С.: Было затрачено очень много сил. Но, видимо, я подготовился несколько лучше, чем Руслан: по окончании работы он выбыл из наших рядов примерно месяца на два-три.
-- А дальше?
С.: А дальше мы стали заниматься вопросами распространения пластинки. В Минске-то с этим проблем никаких вроде нет -- West Records отлично справляется. А вот с периферией все несколько сложнее. Мы сами договаривались с нашими друзьями, например, из Гродно, о том, чтобы они как-то помогали с распространением. Мы тогда поняли, что с выпуска альбома все еще только начинается и придется заниматься еще многими вещами, которые за нас никто не сделает.
-- Пластинку записывали сами?
С.: Да сами. Сняли студию, обвешались коврами, привезли оборудование, которого не хватало… Запись сделали за июль 2005-го. К этому времени у Руслана было достаточно навыков, чтобы осуществить задуманное самостоятельно в таких условиях. Раньше он считал, что еще не готов, и мы долго думали -- обращаться к специалисту или нет. Руслан получил консультацию у такого известного звукорежиссера, как Олег Воронов, под четким руководством которого у нас все и получилось. Потом был долгий процесс мастеринга, который завершился только в ноябре.
-- Ребята, как у нас в Беларуси сегодня с хип-хоп-культурой дела обстоят? Что-то мне кажется, раньше рэп-движение было несколько активнее. Сегодня же только пару команд на виду, да и простые любители ушли чуть ли не в подполье…
С.: Безусловно, как культура все развивается. Люди занимаются этим в своих городах, районах, дворах. К сожалению, очень не хватает той площадки или платформы, которая бы могла вывести культуру из этих дворов. Есть команды, которые достаточно хорошо известны именно своему хип-хоп- окружению.
-- Например?
С.: Это группа НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ. Ей удалось уже выйти и за рэп-тусовку. Также еще ГОРОДСКАЯ ТОСКА из Гомеля, ЮЖНЫЙ ЦЕНТР из Могилева, в Гродно -- СВОБОДНЫЕ МЫСЛИ и ДЕВЯТЬ ГРАММ, в Минске -- ШОРОХ УЛИЦ и СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ.
-- Насколько я понимаю, сейчас перечисляются «самые-самые». Не так уж и мало, замечу. В чем же проблема «закрытости» тусовки?
Р.: Главная проблема -- в качестве, которое требует материальных затрат (в том числе и на оборудование). Да и образования музыкального у битмейкеров практически нет. А когда нет качества -- продукт не слушается.
С.: А еще у нас нет того лейбла, который бы помог талантливому исполнителю, дал хотя бы первый толчок. У нас для того, чтобы твой диск вышел, необходимо идти и на компромиссы, и на ухищрения. Без наличия клипа альбом (особенно первый) выпустить очень тяжело. Хороший ролик -- это большие затраты. Их никто не покроет, если у тебя нет альбома… Вот такой круговорот. Не каждому это под силу. Так что, хип-хоп-культура есть, но ей не хватает целостности. А для ее создания, скорее всего, каждому придется вкладывать свои деньги.
-- Лично у меня, белорусы, как нация, с хип-хопом как-то слабо не то, что ассоциируются, а даже сопоставляются. А то, что происходит, в большинстве своем напоминает некую детскую забаву. Если это стереотип, то вы, люди, которые все-таки тут варятся, скажите мне, в чем его причина?
С.: Так получается, что у нас люди хип-хопом занимаются в среднем до двадцати лет. Потом появляется необходимость содержать семью, зарабатывать деньги…
-- Якобы хип-хоп -- это несерьезно, и вообще -- баловство какое-то?
С.: Да, такой стереотип. Причем, совершенно безобразный. Ни в Европе, ни в Америке такого давно уже нет. Естественно, это не дает моментальную отдачу. Порой приходится ждать до семи-восьми лет. И не факт, что эта отдача все-таки будет. Именно поэтому многие команды разваливаются, когда музыканты перешагивают отметку «20». Ну, нам уже, слава богу, несколько больше лет. Думаю, что мы этот критический период спокойно миновали. -- По-моему, это характерно для музыки ВООБЩЕ. Хип-хоп не исключение…
С.: Ты, безусловно, права. Но мне кажется, что база именно для рок-исполнителя у нас в стране гораздо прочнее. Наверное, эти люди зарабатывают достаточно денег, чтобы потом их спокойно вложить в свою музыку.
-- Тут я не согласна. Мы точно также скребем по сусекам свои собственные средства, зачастую сами же сводим и записываем материал. Есть еще такой вариант, как спонсоры и гранты… Но это очень сомнительно и маловероятно, что естественно -- люди с большим скрипом безвозмездно расстаются со своими деньгами. А вот временнАя база -- да, у рока она сегодня в Беларуси намного сильнее. Но это же вопрос какого-то десятка лет… Вернемся к нашим «баранам». Презентовать диск вы собираетесь? Когда? Где? Интересные идеи по данному поводу?
С.: Конечно, презентацию планируем. Пока еще сложно говорить о конкретной дате. Но думаю, что в идеале было бы совершить это осенью. Помимо музыки, я еще занимаюсь студенческим театром. Наверное, поэтому в моей голове крутится немного сумасшедшая идея рэп-пьесы. Это был бы шанс -- оставаясь в своей теме, привлечь внимание людей вне хип-хоп-культуры, сохранив свое лицо (что самое главное), попробовать заполучить еще какой- то процент аудитории. Пьеса с брейк-дансом, сцена оформлена в граффити, придумать сценарий, канву… предложить лучшим белорусским командам поучаствовать, завязать все это на теме альбома -- на снах.
-- Кстати, тут путаницы не возникало… Пластинка называется «Пойдем снами» (в то время, как самый первый диск -- «Пойдем с нами»). Эта игра слов… она ведь не каждому с первого раза будет понятна. Так?
С.: Да, было такое. Нам даже как-то указывали на ошибку в макете обложки. Да и мама моя, когда увидела диск, спросила, не опечатка ли это. Я всем постоянно объясняю: можно идти путями, дорогами… а мы в этом альбоме идем СНАМИ.
-- Уже не единожды было сказано о возможном вовлечении новой аудитории… Насколько сегодня, когда альбом готов и продается не первый месяц, возросло количество ваших почитателей или хотя бы интересантов? Реакция вообще была на ваш продукт?
С.: О новой аудитории, в принципе, можно было уже говорить с момента выхода клипа. Когда у людей появилась первая возможность видеть, они уже стали оценивать. Причем, ролик у нас получился достаточно неоднозначный. Поэтому люди либо вообще не понимают его, находятся в состоянии шока и спрашивают: «Что это вы там наснимали?» Либо совсем наоборот. А сегодня… конечно, такого резонанса, чтобы нас просто смело, нет. Но люди уже начинают знакомиться.
-- Оно было вами ожидаемо? Или все-таки рассчитывали со стороны публики на некоторое «вау!!!»?
С.: Лично я очень трезво оценивал наши силы и возможности, я знал, как продается в белорусских музыкальных магазинах хип-хоп, и был уверен, что никто не побежит, роняя тапки, расхватывать наши диски… Поэтому то, что мы наблюдаем сейчас -- это уже отлично. Я совсем не расстроюсь, если на концерте продастся только пять наших дисков. Потому что я знаю, в чем проблема: в отсутствии информации, а отнюдь не в том, что это плохая или непопулярная музыка. А некоторые этого не знают или просто не задумываются над этим.
-- Кроме презентации, что планируете уже сегодня?
С.: Пока Руслан сводил материал, я тоже не сидел сложа руки. Я писал тексты для новых песен. Так получилось, что к тому моменту, как сведение было завершено, у меня по текстам оказался полностью готов следующий альбом. Поэтому сейчас будем окутывать его звучанием, доводить до ума и записывать. Ну и, конечно, снимать второй клип. Потому как практика показала -- видеоролики делают свое дело.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2006 год в рубрике музыкальная газета