Ur'ia
Kali-Chakra

(p) Ariawarta & BMAgroup
7tks/35mins
Обратив внимание на продолжительность нового альбома группы UR’IA, кое-кто может посетовать, что вот, дескать, опять Выдронок минуты кайфа зажилил. Ан нет: ведь кроме щедрой на энергетику аудиочасти диск вмещает еще аж 20 минут видеофайлов с европейских концертов прославленного белорусского коллектива (Германия, Чехия, Словакия, Польша...) и фото. Поэтому просто начинаем слушать.
Ша! Вот он, белорусский LED ZEPPELIN нового века, который по силе драйва можно сравнить разве что с последним альбомом любимцев нашей интеллектуальной элиты -- PARTYZONE («Сьмерці няма», 2005). Но такое сравнение рискует напороться на неприятие апологетов чистоты стиля: мол, как можно’с, это ведь не кроссовер какой-то, а фолк-рок!!!
Увы. Сравнивать не только можно, но и нужно, поскольку даже Джими Пейдж называл рок-музыку фольклором нового века.
Признаться, слушая еще на концертах заводной хит группы UR’IA «Фолк-н-рол» (ребята выступали с ним на первом фестивале «Таўкачыкі-2000» в КЗ «Минск»), я полагал, что это будет самый эмоционально крутой шедеврик будущего альбома, но, дойдя в альбоме до композиции «На Вялікадню», понял, что заложенную в народном духе живую энергетику ничем не перешибешь.
Когда группа еще только работала над пластинкой в польских студиях, а Выдронок в интервью все говорил о желании глубже осознать аутентику, я не мог даже представить, что они там задумали, но очень остерегался ухода от уникального шаманского воздействия психоделик-роковой «Вэсначухі» (2000), выдержавшей уже два издания на родине и столько же за рубежом. Сегодня априорно могу сказать, что «Калі-Чакра» аккурат приблизившись к аутентике стала самым роковым и драйвовым альбомом UR’IA. Живые голоса коренных автохтонов между треками и фрагменты первичного звучания песен только усиливают аргументацию psychedelic-структуры альбома.
Самое интересное, что целый ряд песен («Русалкі», «Курка-рябушка») известны в совершенно иных обработках белорусских групп ПАЛАЦ, KRIWI, TROITSA (только не относите к этому разделу произведение «А ў лузі, у лузі», поскольку оно не имеет ничего общего с одноименной балладой группы ЛІЦЬВІНЫ). И хоть во многих коллективах работал Юрий Выдронок, ни в одном из них он не опускался до самоповторов. Так что скучать слушателю и здесь не придется, а только удивляться неуемной фантазии талантливого артиста.
Особенно этот АРТИСТ проявляется в оригинальных аранжировках и просто невероятной вокальной манере, которая несет в себе безграничную увлеченность белорусской песней (и как обокрало БТ фестиваль Eurovision, не пустив в 2004-м как раз песню «Калі-Чакра» даже в национальный отборочный тур! Мол, неформат).
Продолжает Выдронок удивлять и художественным оформлением своих альбомов, открывая нам все новые грани белорусской авангардной живописи (тут снова оживают в современном контексте картины бессмертного Язэпа Дроздовича).
Но что это мы все Выдронок да Выдронок. Ведь крутой гитарный драйв этому альбому обеспечил легендарный Юрий Задиран, которого многие помнят еще с 80-х годов по группе ЧИСТОЕ СЕРЕБРО. Так вот теперь он демонстрирует чистое золото своей гитарой и ситаром.
Ситар? А что делает такая экзотика в белорусском фольклоре?
А то же, что и Кали-Чакра. Сидели этак 5000 лет назад белорусские бабушки кружком вокруг купальского костра и, наяривая на ситарах, погружались через Кали-Чакру в Нирвану. Это было, когда страна наша называлась Арияварта (см. издательские реквизиты), а мы, арийцы, учили индусов родному языку (санскриту) и землю арать (пахать то есть). А уж арать арийцы умели издавна, поскольку прекратили набеги на чужие земли, а жили с ухаживания за своей.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета