Gvidas Kovèra, Todar Kaškurèvič, Petras Vyšniauskas Tylos Labanoro
(p) 2006 Baltic Optical Dicks
10tks/55mins
Несмотря на сугубо литовскую видимость этого шикарно оформленного диска-дигипака, музыкальное содержание альбома, название которого на обложке диска в переводе на белорусский язык значится как “Цішы Лабаноры”, явлется международным -- литовско-белорусским. Об этом говорит участие в нем самого известного в стране подвижника возрождения белорусской (или литвинской, имея в виду общее культурное наследие Великого княжества Литовского) дуды, известного художника и мастера, лидера фолк-группы ESSA Тодора Кашкуревича. Тодар на Tylos Labanoro выступает партнером таким известным в Литве музыкантам, как Петрас Вишняускас (сопрано-саксафон) и Гвидас Ковера (дуда). Гвидас, в свою очередь, исполняет свои партии на инструменте, изготовленном белорусским коллегой и музыкальным визави -- Т. Кашкуревичем. Кроме этого, на диске звучат три белорусские традиционные темы -- “Аб сведку”, “Пра яшчура”, “Аб немаёмасьці”, а все тексты аннотаций, названия и имёна исполнителей поданы на трех языках -- литовском, белорусском и английском...
С музыкальной точки зрения содержание альбома трудно отнести к традиционному джазу, имея в виду участие на записи легендарного литовского саксофониста Петраса Вишняускаса. Даже со ссылкой на такой экзотический стиль, как этно-джаз. Хотя, конечно, импровизация на диске присутствует. Но это, скорее, музыкальный взгляд внутрь души исполнителей, которые реагируют на заключенную в мелодиях и ритмах энергию, дошедшую до нас сквозь столетия, раскрывают возможности древних инструментов, а также их возможности в синтезе с более современным джазовым саксофоном. Это обстоятельство и составляет внутренне содержание диска -- звучание древности, но в преломлении к реалиям современности...
Музыканты трио Ковера-Кашкуревич-Вишняускас, в силу возможности своих инструментов, стремятся заглянуть в трансцедентальную составляющую музыки, дошедшей к нам через столетия: с помощью шаманского звука дуд музыканты ведут нас к истокам подсознательного, вводят в своеобразный транс, а затем с помощью импровизаций, необычных тембров саксофона освобождают, дают волю нашей фантазии уже на образном уровне мышления...
Запись диска Tylos Labanoro производилась в музее известных литовских языковедов Йонаса и Антанаса Юшки. Поэтому атмосфера альбома сохраняет камерную атмосферу старинного здания, а также передает музыкальный колорит, характерный литовской музыке -- мелодически плавный, распевный (“Аб раўнадзенстве”, “Аб камяні”). В то же время, литовские музыканты стараются очень бережно отнестись и к белорусскому фольклору, помочь Тодару Кашкуревичу раскрыть его внутреннюю энергетику и сакральный смысл (“Пра яшчура”).
Возможности дуды, как универсального инструмента, очень убедительно продемонстрированы Тодаром и Гвидасом в композициях “Аб камяні”, “Аб зёлах”, в которых музыканты с помощью специфических приемов и инструментальных созвучий с саксофоном добиваются удивительных эффектов, отражающих созерцательную, медитативную направленность музыкальных фантазий исполнителей. Пьесы “Пра рану”, “Аб жанчыне”, “Аб каляі” представляют иной срез музыкальных новаций музыкантов -- создание музыкальных эмоциональных картин, будь то ощущений ноющей раны, рассказа женщины, что жалуется на свою долю, картин бесконечно длинной дороги…
Безусловно, создание звуковой палитры диска в ее полном смысле не стало бы возможным без участия в записи такого талантливого исполнителя, как Петрас Вишняускас. Его саксофон нельзя назвать доминирующим в джазовом смысле, но часто именно инструмент Вишняускаса придает музыкальной картине пьес завершенность, не позволяет слушателям зацикливаться только на шаманской стороне старинных наигрышей (“Аб дзясніцы”), но и услышать в них отзвуки современности...
Безусловно, литовско-белорусский диск Tylos Labanoro, кстати, изданный под патронатом ЮНЕСКО, является одной из самых интересных попыток соединить звучание возрожденных народных инструментов, история которых насчитывает тысячелетия, и тех гармоний и тембров, которые твердо ассоциируются у слушателей с современностью.
10tks/55mins
Несмотря на сугубо литовскую видимость этого шикарно оформленного диска-дигипака, музыкальное содержание альбома, название которого на обложке диска в переводе на белорусский язык значится как “Цішы Лабаноры”, явлется международным -- литовско-белорусским. Об этом говорит участие в нем самого известного в стране подвижника возрождения белорусской (или литвинской, имея в виду общее культурное наследие Великого княжества Литовского) дуды, известного художника и мастера, лидера фолк-группы ESSA Тодора Кашкуревича. Тодар на Tylos Labanoro выступает партнером таким известным в Литве музыкантам, как Петрас Вишняускас (сопрано-саксафон) и Гвидас Ковера (дуда). Гвидас, в свою очередь, исполняет свои партии на инструменте, изготовленном белорусским коллегой и музыкальным визави -- Т. Кашкуревичем. Кроме этого, на диске звучат три белорусские традиционные темы -- “Аб сведку”, “Пра яшчура”, “Аб немаёмасьці”, а все тексты аннотаций, названия и имёна исполнителей поданы на трех языках -- литовском, белорусском и английском...
С музыкальной точки зрения содержание альбома трудно отнести к традиционному джазу, имея в виду участие на записи легендарного литовского саксофониста Петраса Вишняускаса. Даже со ссылкой на такой экзотический стиль, как этно-джаз. Хотя, конечно, импровизация на диске присутствует. Но это, скорее, музыкальный взгляд внутрь души исполнителей, которые реагируют на заключенную в мелодиях и ритмах энергию, дошедшую до нас сквозь столетия, раскрывают возможности древних инструментов, а также их возможности в синтезе с более современным джазовым саксофоном. Это обстоятельство и составляет внутренне содержание диска -- звучание древности, но в преломлении к реалиям современности...
Музыканты трио Ковера-Кашкуревич-Вишняускас, в силу возможности своих инструментов, стремятся заглянуть в трансцедентальную составляющую музыки, дошедшей к нам через столетия: с помощью шаманского звука дуд музыканты ведут нас к истокам подсознательного, вводят в своеобразный транс, а затем с помощью импровизаций, необычных тембров саксофона освобождают, дают волю нашей фантазии уже на образном уровне мышления...
Запись диска Tylos Labanoro производилась в музее известных литовских языковедов Йонаса и Антанаса Юшки. Поэтому атмосфера альбома сохраняет камерную атмосферу старинного здания, а также передает музыкальный колорит, характерный литовской музыке -- мелодически плавный, распевный (“Аб раўнадзенстве”, “Аб камяні”). В то же время, литовские музыканты стараются очень бережно отнестись и к белорусскому фольклору, помочь Тодару Кашкуревичу раскрыть его внутреннюю энергетику и сакральный смысл (“Пра яшчура”).
Возможности дуды, как универсального инструмента, очень убедительно продемонстрированы Тодаром и Гвидасом в композициях “Аб камяні”, “Аб зёлах”, в которых музыканты с помощью специфических приемов и инструментальных созвучий с саксофоном добиваются удивительных эффектов, отражающих созерцательную, медитативную направленность музыкальных фантазий исполнителей. Пьесы “Пра рану”, “Аб жанчыне”, “Аб каляі” представляют иной срез музыкальных новаций музыкантов -- создание музыкальных эмоциональных картин, будь то ощущений ноющей раны, рассказа женщины, что жалуется на свою долю, картин бесконечно длинной дороги…
Безусловно, создание звуковой палитры диска в ее полном смысле не стало бы возможным без участия в записи такого талантливого исполнителя, как Петрас Вишняускас. Его саксофон нельзя назвать доминирующим в джазовом смысле, но часто именно инструмент Вишняускаса придает музыкальной картине пьес завершенность, не позволяет слушателям зацикливаться только на шаманской стороне старинных наигрышей (“Аб дзясніцы”), но и услышать в них отзвуки современности...
Безусловно, литовско-белорусский диск Tylos Labanoro, кстати, изданный под патронатом ЮНЕСКО, является одной из самых интересных попыток соединить звучание возрожденных народных инструментов, история которых насчитывает тысячелетия, и тех гармоний и тембров, которые твердо ассоциируются у слушателей с современностью.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2006 год в рубрике музыкальная газета