Караван любви солнечных бардов Поющая душа
Давным-давно, в 2002 году, в г. Жёлтые воды Днепропетровской области проходили фестивали бардовской песни под названием "А на земле быть добру", их инициатором был Александр Самофал. К зиме 2003 года фестиваль приобрёл международное значение, потому что на него съехались уже и россияне, украинцы, белорусы, молдаване. Появилось столько песен "позитивного характера", что несколько добрых бардов просто были вынуждены взять в руки гитары, купить билеты на ближайшие электрички и отправиться в путь -- "нести людям радость". Так и прошло много лет в дороге. Нынешний, уже двенадцатый, "Караван любви солнечных бардов" стартовал в Донецке 23 января и проехался с концертами через Украину, Россию, Казахстан, а теперь уже и Беларусь. Сейчас отважные романтики направляются в Литву. "Мы любим петь в электричках. Вообще, мы любим петь где угодно, так что нас спонсирует народ", -- рассказывал со сцены Дома литератора Виктор Пашнык, один из членов бардовской братии. О путешествиях они могут и рассказывают часами. Скороговоркой произносятся десятки городов, через которые пролегал маршрут музыкантов. Особенно отмечали наши белорусские Брест, Пинск, Барановичи и, конечно же, Минск.
Коллектив каравана (а вернее было бы сказать "семья" каравана) очень велик и насчитывает десятки, а, может быть, и несколько сотен человек, разбросанных по всем мыслимым и немыслимым странам бывшего СССР. К бардам постоянно кто-то присоединяется, за счёт чего постоянно появляются новые лица. Нередко люди срываются с насиженных мест, просто побывав на концерте, и отправляются в дорогу. Состав, выступавший в начале апреля в Минске, содержал в себе двенадцать уроженцев Беларуси, России, Украины, Молдовы, Эстонии, Казахстана: "Вы знаете, где находится Чувашия? -- произносит, вопросительно глядя на слушателей, Александр Зотов, обнимая правой рукой коллегу Колю Воронина. -- Вот он оттуда. Он Чувак!" Шутки являются неотъемлемой частью выступлений. Так, Виктор Пашнык, прижимая к груди "любую бандуру", сетует на непонимание белорусами текста его юмористическое песни: "Вы смеётесь не из-за смысла песни, а из-за её украинских слов".
Перед входом в зал вижу разложивших свои изделия мастеров народного творчества с их плетёными корзинами, сшитыми из натурального льна и хлопка рубахами, поясами, цветными кокошниками. Женщины, стоящие за длинными столами, предлагают попробовать квашенной капусты, "особой" свеклы -- все барды вегетарианцы. Здесь же можно приобрести непонятного вида картофелины и саженцы кедров, настоящих сибирских кедров. И диски. Их тут великое множество. Как рассказали сами барды, почти у каждого "караванщика" есть свой альбом. Так, у Ирины Крайнер их имеется уже четыре, у Алёны (РОСЫ КЛЕВЕРА) -- два, у Сергея Солёного записано четыре диска и великое множество магнитных альбомов.
То по одиночке, то все вместе появляются на сцене участники бардовского движения. Облачённые в лён и бисер, они поют о своей земле, о легендах родных краёв. Всё здесь получается как-то натурально, естественно: этому способствует то ли природная грация Алеси Алесиевич, импровизирующей с танцевальными номерами, то ли фоновое звучание бубенчиков и камертонов откуда-то из-за сцены, а то ли простота и незамысловатость текстов песен -- почти все они о добре, любви, счастье. Вроде бы банально, однако, когда совершенно незнакомый мужчина подарил мне книгу Мегре "Анастасия", взяв слово прочесть её, либо "передарить", отношение к происходящему изменилось. Может, и в правду существуют своеобразные хиппи сегодняшних дней?
На сцене маленькая девочка продолжает раздавать всем цветы... Впечатляющим показалось выступление Сергея Солёного, "народного осилка" Украины. Он исполнил "Земля моя, вставай", после чего зал аплодировал стоя. Концерт продолжался четыре часа. Отключённая аппаратура дала возможность пришедшим услышать акустические версии трёх народных песен: на белорусском, русском и украинском языках. После того, как барды ушли со сцены, народ перебрался в фойе Дома литератора: музыканты стояли с гитарами, а народ водил хороводы, подпевая караванщикам (причём за этим делом были замечены и вахтёр, и гардеробщица). Это групповое помешательство на почве всеобъемлющей любви длилось почти до одиннадцати -- спустя час после завершения концерта ни один слушатель не покинул здание. И только когда улыбчивые музыканты объявили, что так могут играть и до утра, народ начал прощаться. Прощались нежно.
"Наши песни и стихи дают человеку уверенность в себе, в завтрашнем дне, пробуждают творческий порыв, стремление к совместному действию, перенаправляют мысль человеческую с разрушения на созидание, -- рассказывает ведущий каравана Александр Зотов. -- Среди нас нет или почти нет профессионалов, зато среди нас -- настоящие любители, делающие своё дело с душой, и поющие свою песню от души!"
Коллектив каравана (а вернее было бы сказать "семья" каравана) очень велик и насчитывает десятки, а, может быть, и несколько сотен человек, разбросанных по всем мыслимым и немыслимым странам бывшего СССР. К бардам постоянно кто-то присоединяется, за счёт чего постоянно появляются новые лица. Нередко люди срываются с насиженных мест, просто побывав на концерте, и отправляются в дорогу. Состав, выступавший в начале апреля в Минске, содержал в себе двенадцать уроженцев Беларуси, России, Украины, Молдовы, Эстонии, Казахстана: "Вы знаете, где находится Чувашия? -- произносит, вопросительно глядя на слушателей, Александр Зотов, обнимая правой рукой коллегу Колю Воронина. -- Вот он оттуда. Он Чувак!" Шутки являются неотъемлемой частью выступлений. Так, Виктор Пашнык, прижимая к груди "любую бандуру", сетует на непонимание белорусами текста его юмористическое песни: "Вы смеётесь не из-за смысла песни, а из-за её украинских слов".
Перед входом в зал вижу разложивших свои изделия мастеров народного творчества с их плетёными корзинами, сшитыми из натурального льна и хлопка рубахами, поясами, цветными кокошниками. Женщины, стоящие за длинными столами, предлагают попробовать квашенной капусты, "особой" свеклы -- все барды вегетарианцы. Здесь же можно приобрести непонятного вида картофелины и саженцы кедров, настоящих сибирских кедров. И диски. Их тут великое множество. Как рассказали сами барды, почти у каждого "караванщика" есть свой альбом. Так, у Ирины Крайнер их имеется уже четыре, у Алёны (РОСЫ КЛЕВЕРА) -- два, у Сергея Солёного записано четыре диска и великое множество магнитных альбомов.
То по одиночке, то все вместе появляются на сцене участники бардовского движения. Облачённые в лён и бисер, они поют о своей земле, о легендах родных краёв. Всё здесь получается как-то натурально, естественно: этому способствует то ли природная грация Алеси Алесиевич, импровизирующей с танцевальными номерами, то ли фоновое звучание бубенчиков и камертонов откуда-то из-за сцены, а то ли простота и незамысловатость текстов песен -- почти все они о добре, любви, счастье. Вроде бы банально, однако, когда совершенно незнакомый мужчина подарил мне книгу Мегре "Анастасия", взяв слово прочесть её, либо "передарить", отношение к происходящему изменилось. Может, и в правду существуют своеобразные хиппи сегодняшних дней?
На сцене маленькая девочка продолжает раздавать всем цветы... Впечатляющим показалось выступление Сергея Солёного, "народного осилка" Украины. Он исполнил "Земля моя, вставай", после чего зал аплодировал стоя. Концерт продолжался четыре часа. Отключённая аппаратура дала возможность пришедшим услышать акустические версии трёх народных песен: на белорусском, русском и украинском языках. После того, как барды ушли со сцены, народ перебрался в фойе Дома литератора: музыканты стояли с гитарами, а народ водил хороводы, подпевая караванщикам (причём за этим делом были замечены и вахтёр, и гардеробщица). Это групповое помешательство на почве всеобъемлющей любви длилось почти до одиннадцати -- спустя час после завершения концерта ни один слушатель не покинул здание. И только когда улыбчивые музыканты объявили, что так могут играть и до утра, народ начал прощаться. Прощались нежно.
"Наши песни и стихи дают человеку уверенность в себе, в завтрашнем дне, пробуждают творческий порыв, стремление к совместному действию, перенаправляют мысль человеческую с разрушения на созидание, -- рассказывает ведущий каравана Александр Зотов. -- Среди нас нет или почти нет профессионалов, зато среди нас -- настоящие любители, делающие своё дело с душой, и поющие свою песню от души!"
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2006 год в рубрике музыкальная газета