beZ bileta
новый бренд в музыке, кино, клипмейкерстве, театре и мультипликации

Поводов для встречи с лидером группы beZ bileta Виталием Артистом у корреспондента "МГ" было предостаточно. В начале года "безбилетники" выпустили макси-сингл "Поправка 22", этой весной планируют снять целых три новых клипа, а уже 20 апреля состоится большой сольный концерт beZ bileta в клубе "Реактор". Кроме того, группа записала значительную часть саундтрека к уже знаменитому российскому боевику "Охота на пиранью". Так что я был готов к тому, что на мои вопросы будет отвечать музыкант и кинокомпозитор в одном лице. Однако, как выяснилось в ходе интервью, Артист нашел себя и в других видах искусства…

-- Накануне выхода макси-сингла "Поправка 22" ты говорил о том, что этот диск отражает рост группы и ее состояние на сегодняшний день. А в каком направлении beZ bileta двигаются сейчас?
-- Направление во многом зависит от песен, которые пишутся. Нам не хочется метаться, нам нравится, как звучит "Поправка 22", нравится, как группа звучит в данный момент. Саунд, конечно, будет еще больше шлифоваться. Не секрет, что мы больше тяготеем к западному звучанию. Например, в данный момент я активно слушаю COLDPLAY, BRAINSTORM и ОКЕАН ЕЛЬЗИ, мне нравятся их аранжировки и звук в целом. Недавно мы с басистом beZ bileta Денисом Стурченко специально ходили на минский концерт ОКЕАН ЕЛЬЗИ, чтобы намотать что-нибудь на ус. Понравилось, что музыка у этой группы масштабная, созданная для больших пространств, нам есть чему у них поучиться.

-- Я обратил внимание на то, что в трех песнях на макси-сингле звучит дудук. Чем вызван ваш интерес к этому инструменту?
-- Повальная востокомания мимо нас не прошла. Мы использовали его как раз на волне моды, которая вот уже несколько лет как закончилась (смеется. -- Прим. авт.). Вообще в последнее время произошла некоторая трансформация по пути упрощения звучания группы. Но это отнюдь не стремление к примитиву, это уход от заумных музыкальных сложностей, которые не помогают услышать песню. Теперь все стало более внятным и определенным. Я вижу следующий альбом beZ bileta как более усовершенствованный макси-сингл.

-- А есть ли уже какие-то конкретные планы по срокам создания нового альбома?
-- Таких планов пока нет, но я уже примерно представляю себе, какие песни будут на нашем следующем альбоме. Если бы нужно было срочно садиться за его запись прямо сейчас, то материала было бы уже достаточно.

-- Как проходила работа над саундтреком к "Охоте на пиранью"? Не было ли волнения из-за того, что в фильме снимались такие звезды, как Евгений Миронов, Владимир Машков, Сергей Гармаш?
-- Было волнение, конечно. Но в основном не из-за личностей в кадре, а из-за масштаба самого фильма. Когда нам предоставили сцены из картины, готовых композиций у нас не было, и мы очень быстро писали музыку. Причем тогда ещё всё было на стадии конкурса, и мы не знали, попадут ли треки в картину. Мне больше всего нравятся “Сибирская охота” и “Бой. Завод”. Всего было написано 5 композиций. Кроме как в кинотеатрах, их можно будет услышать на диске с саундтреком фильма, релиз которого запланирован на 22 апреля. Для нас участие в "Охоте на пиранью" -- большой шаг вперед. Погружение в мир кино получилось длительным. Ранее я писал музыку к сериалам, и вот настала очередь настоящего блокбастера. Мне интересно быть кинокомпозитором и я хочу расти дальше. Это не мешает продвижению группы, а только помогает. Иногда в ходе написания мелодий для кино и анимации параллельно возникают новые песни beZ bileta.

-- Постой-ка, ты упомянул анимацию. То есть получается, что к мультфильмам ты тоже создаешь саундтреки?
-- Да, не так давно я написал музыку к мультфильму "Мальчик с пальчик" режиссера Игоря Волчека. Думал, что это будет скукотень, а получился современный мультик с юмором и приключениями. Для меня это был первый опыт подобного рода, и я считаю, что он удачный. Забавно, что при просмотре окончательной версии мультфильма своего имени в титрах я не нашел. Смотрим -- а композитором записан некто В. Актёр. Оказалось, имели в виду меня, но не помнили точно, то ли артист, то ли актёр. Сейчас я взялся написать саундтрек для нового спектакля театра Вячеслава Иноземцева ИНЖЕСТ. По стилистике это будет такой "alternative underground" с электроникой.

-- А с театром ИНЖЕСТ тебя как свела судьба?
-- Раньше просто приходил на их спектакли. Знал также, что Матвей Сабуров с группой ПЛАТО делают к ним музыкальное оформление. Прошлым летом им не хватало музыкантов для поездки на фестиваль уличных театров в Тюмень, и я просто предложил свои услуги. Можно сказать, что органично вписался в ту поездку, и сейчас, когда меня зовут, с удовольствием принимаю участие в действиях ИНЖЕСТА. Часто выступления этого театра вызывают неоднозначную реакцию у неподготовленного зрителя и проходят в экстремальных условиях. Как было, например, в Тюмени. Вечером, в праздник города, когда разгорячённые тюменцы ожидали привычных салюта и мордобоя, им неожиданно показали перфоманс. Музыканты стояли на строительном вагончике, окружённом толпой, и стучали в бочки с горящим бензином. Артисты выступали на ходулях и имели очень смелый грим. Тюменцы испытали чрезмерный культурный шок. Они даже пытались физически устранять непонятных пришельцев. Милиция отгоняла особо разгоряченных зрителей, да и сами актеры размахивали факелами, чтобы к ним близко не подступились.

-- Если сравнивать музыку для кино, музыку для театра, музыку для мультипликации, музыку для музыки…
-- Это все музыка (улыбается. -- Прим. авт.)...

-- Я понимаю. Но в чем различие?
-- Можно музыкой придать герою совершенно особый характер, чтобы зритель или влюбился в него, или, наоборот, -- начал его ненавидеть. Отдельные инструментальные композиции пишутся под определенные сцены, скажем, борьбы или любви. Мультфильмы создаются для детей, и в них больше смеха и веселья. А кино взрослые люди смотрят в основном, поэтому там нужна музыка с нагрузкой на мозг, чтобы она вызывала какие-то сильные ассоциации. Чтобы можно было услышать музыку отдельно от фильма и сразу понять, про что кино.

-- Получается, что у тебя есть большой опыт по созданию различного рода инструментальных сопровождений. Есть ли планы в дальнейшем перейти к каким-то крупным музыкальным формам?
-- Вообще, всегда интересно что-то новенькое. Наверное, в будущем, когда понадобится писать что-нибудь для кино, попытаемся привлечь симфонический оркестр. Мы хотели поступить так, работая над "Охотой на пиранью", но не успели всё организовать, обошлись силами группы и струнным квартетом под управлением Ани Харченко. Я хотел бы привлечь оркестр к записи следующего альбома beZ bileta. Это очень здорово, когда можно смешать электронику, рок и симфонизм. А вообще, beZ bileta и есть та крупная музыкальная форма, к которой я предлагаю перейти. Потому что самое интересное для меня -- это писать песни для bZb, работать над ними вместе с ребятами и как можно больше выступать.

-- Кто из белорусской музыкантов тебе на данный момент интересен?
-- Интересны ТРОІЦА, INDIGA, из электронщиков STONE PEOPLE, а также ROSARY, ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ, НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ.

-- Что бы ты мог поведать о других участниках группы читателям "МГ"?
-- С самого начала в команде Сергей Баковец (гитара) -- художник по образованию, закончил Академию искусств. Наверное, поэтому, у него особый, "художественный" взгляд на наше творчество. В последнее время Серёга сам начал писать песни. Одну из них мы планируем включить в большой апрельский концерт в Минске. Денис Шуров (ударные) и Денис Стурченко (бас-гитара) учатся в Институте культуры. Преподаватель Дениса Шурова по специальности -- ударник «ляписов» Александр Сторожук. Прошлой осенью Денис Шуров стал призером конкурса "Барабанный бит". Ребята увлекаются джазом и сами его активно играют. А Денис Стурченко, как и я, занимается аранжировкой, и уже помогал довести до ума демо-записи некоторым молодым группам. Географически происхождение наше таково: Сергей из Баранович, оба Дениса из Витебска, сам я из Вилейки.

-- Группа beZ bileta славится своими клипами. В прошлом году вы взяли паузу и новых видеороликов не выпускали. Зато этой весной запланировали сделать сразу три. Что это будут за клипы?
-- В планах группы визуализация трёх песен -- "Место для тебя", "Жираф" и "Никогда не умирай". Завершена работа над клипом на песню "Место для тебя", режиссёром выступила Таня Кушнер. У неё родилась идея собрать в одном клипе как можно больше друзей группы (так beZ bileta называют своих слушателей. -- Прим. авт.) и сделать это с помощью фотографий. В конце февраля мы объявили о приёме портретов желающих. Акция называлась "Дверь в клип". Хорошие фото, как оказалось, есть не у всех. Мы предложили помочь каждому, у кого с портретом проблемы. Организовали фотосессии, снимали в студии и на крыше девятиэтажного дома. В результате, у нас есть замечательные карточки людей, неравнодушных к beZ bileta, а у них -- фотографии на память о том, какими красивыми, молодыми и полными надежд мы все были этой весной. Своими работами и своей работой очень помогли фотографы -- Артем Концевой, Александр Юруть, Надежда Людчик (та самая девушка, которая исполнила главную роль в клипе "Лодочки"), Сергей Пилипович, Дмитрий Якунин. В ближайшие дни клип "Место для тебя" появится на отечественных музыкальных каналах, а также на сайте группы www.bezbileta.by.com.

-- А клипы на песню "Жираф" и "Никогда не умирай" что будут собой представлять?
-- Клип на композицию "Никогда не умирай" будет снимать Таня Кушнер. В феврале мы проводили конкурс идей на экранизацию этой песни. Исключительно по совпадению, а не по блату (улыбается. -- Прим. авт.) мы выбрали для реализации сценарий, написанный Таней. Сейчас идёт подготовка к съемкам. Кстати, клип открыт для product placement. Клип "Жираф" снимает режиссер Матвей Сабуров. Его на данный момент последняя работа -- ролик "Картинки" для группы МЭРРИ ПОППИНС. Матвей сам предложил снять видео на песню "Жираф", так как ему было интересно осуществить некий эксперимент. Сюжет вкратце можно обрисовать, как трехминутный отрывок из путешествия двух молодых людей. Ожидается, что премьера клипа состоится на концерте 20 апреля.

-- Чем еще помимо презентации клипа будет знаменательно это выступление?
-- Мы сыграем, как никогда, много песен, а также планируем исполнить что-нибудь из материала, написанного для кино, например, инструментальные темы к той же "Охоте на пиранью".

P.S. Накануне выхода номера в печать от beZ bileta пришли новые вести о видеоклипе на песню "Место для тебя". Как выяснилось, главные роли в клипе режиссера Тани Кушнер исполнили более ста человек. Дело в том, что в основу видео легли фотографии участников группы, ее друзей и просто людей, неравнодушных к beZ bileta.

В клипе "Место для тебя" нашлось место для двухсот фотоснимков, прошедших через строгий и внимательный отбор режиссера. Практически каждый из них, прежде чем стать составной частью ролика, был подвергнут соответствующей обработке. Многие портреты были отсняты специально для ролика. Собранные в единое целое, они представляют собой своеобразный срез поколения.

"Мне всегда было интересно увидеть людей, которым нравится группа beZ bileta, -- рассказывает Таня Кушнер. -- В один из февральских дней я случайно нашла в Интернете сразу несколько хороших фотографий друзей группы и интуитивно начала составлять их вместе. В этот момент родилась мысль сделать клип "Место для тебя" именно таким. Тем более, что сама песня, как мне кажется, проникнута настроением, которое было у многих из нас в начале этой весны. Все снимки разные, но есть и объединяющие черты: герои клипа -- интересные, сильные. Их молодость наполняет клип особой энергетикой -- в большинстве своем это люди, которые искренне во что-то верят".

Любопытно, что видео на песню "Место для тебя" замышлялось как концертное. В процессе работы над клипом было решено оставить запись «живого» выступления beZ bileta в некоторых эпизодах, однако в итоге в клип они так и не вошли. "Снова у нас получился клип неформатный, но, как мне кажется, интересный: и тем людям, которые в нем есть, и тем, которых там нет, -- считает Таня Кушнер. -- Так получилось, что все эти фотографии создали еще и некую историю. Всё смотрится так, как ты себя чувствуешь, когда попадаешь в хорошую компанию, и вы классно проводите время вместе".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета