Александр Софикс
доктор от музыки

Музыка Александра Софикса продается в «центрах здоровья». Ее анализируют обученные психотерапевты, исследующие влияние музыки на физическое и моральное состояние человека. Утверждают, что заметна существенная положительная динамика.

Я ничего не понимаю в медицине. А в психотерапии -- тем более. Норма жизни -- крайняя степень хронической эмоциональной нестабильности. Опасность для общества -- не исключается. Но музыка Софикса заставляет забыть об этом. Она, на самом деле, лечит душу.

-- Сразу же о первостепенном. У вас тут случилось переиздание пластинки в России. Это диск из так называемой серии «Музыка для размышлений». Почему именно там и какие основные предпосылки переиздания?
-- Мы вообще предпочитаем плотно работать в Москве. Там все происходит быстрее и действенней. А причина переиздания только одна -- пришло время. Так как это музыка обращения в себя, вероятно, настал момент, когда нужно было заглянуть в себя чуть глубже.

-- Саша, про вас говорят, что вы тот редкий белорусский музыкант, который регулярно одну четверть своего «жизненного» времени проводит в Москве. Это правда? Если да, то каковы поводы-причины этой… привычки? И при всём при этом, какое отношение у вас к Беларуси?
-- Я действительно провожу в Москве в среднем одну неделю в месяц. Там совершенно иной ритм жизни. В этом городе постоянно возникают новые планы и идеи, он сам по себе уже побуждает к какому-то действию, движению вперед… Тем не менее, живу я постоянно в Гомеле и очень этому рад. Я люблю свой город, там по-настоящему творческая атмосфера. Кстати, основное творчество, наверное, там и происходит, а Москва уже больше похожа на реализацию данного творчества -- она более динамичная и суетная.

-- По вашим словам выходит, что Беларусь есть эдакое место метафизически сконцентрированного человеческого подсознания, где ничто не нарушает гармонию его естественного развития. А Москва уже являет собой реальный двигатель этой само метафизики. То есть, здесь созидаем, там технарим?
-- На самом деле работы и тут хватает. Когда, например, нужно объехать все телевизионные каналы и дать несколько интервью -- это ведь тоже достаточно сложно. Поэтому я стабильно курсирую между Москвой, Гомелем и Минском. Вот, кстати, в Москве мы скоро собираемся снимать клип. Надеюсь, видео получится хорошим.

-- Последний вопрос географического плана. Мне удалось вас перехватить по дороге из Москвы в Гомель или из Гомеля в Москву?
-- Из Москвы в Гомель.

-- То есть, сейчас вы едете творить?
-- Именно.

-- А есть уже какие-нибудь наметки на новые произведения?… У вас ведь музыка синтезаторная, даже где-то космическая. Она, на мой взгляд, в любом случае рождается из динамики -- природной или технической. До сего момента в вашем творчестве преобладала первая. А с чем-нибудь индустриальным поэкспериментировать не пробовали? Не все же по гомельским паркам гулять, разные поршни на заводах тоже способны вдохновить…
-- Индустриальное… Да, кое-что похожее уже есть. У меня вообще несколько «разных музык», или разных направлений. Когда начинаешь создавать новую композицию, невозможно даже представить, чем она в результате закончится. Зачастую это настоящий сюрприз для автора. Порой приходится некоторые вещи откладывать «на потом», потому что они никак не вписываются в рамки того, чем ты занимаешься в конкретный момент. В рамки жанра электронной музыки -- да, но уже совершенно другой. Иногда из подобных скопившихся за определенное время вещей рождаются абсолютно новые проекты… Скоростные индустриальные темы у меня тоже есть. Правда, их немного, да и подобная атмосфера работы стала для меня открытием. Однако я эти композиции пока приберег на будущее.

-- Я знаю, что, помимо синтезаторной музыки, вы еще и барабанный виртуоз. До какой степени развито данное увлечение?
-- Наверное, тоже до крайней. У меня есть своя барабанная школа -- сорок пять минут чисто барабанного соло. Все вместе это называется «Система насыщенной игры».

-- В каком смысле -- насыщенной?
-- Это скоростная игра, где между делениями основного ритма («бум-цик») есть еще множество мелких ритмических нюансов, которые как бы наполняют оболочку этого основного ритма, насыщают его… Это вторая часть моей деятельности. Есть еще и третья. Правда, она пока только потенциальная, то есть, я лишь собираюсь ей заняться. Очень хочется сделать альбом именно фортепианной музыки -- произведения, исполненные на рояле.

-- Простите, в данном случае -- свои произведения или, может, классика (живая/переработанная)?
-- Конечно же, свои. У меня вообще принцип: я исполняю ТОЛЬКО свою музыку.

-- Но ведь рояль -- это не синтезатор. Он требует намного большей глубины и внушительности. А кое-где и монументальности…
-- Именно над этим я сейчас и работаю, усиленно занимаюсь композицией. Вообще-то я не собирался делать этот проект. Но мои друзья очень уговаривали, практически настаивали. В результате я согласился, подумал: «А почему бы и нет?» У меня даже начало вырисовываться целое симфоническое произведение на сорок-сорок пять минут. Теперь вот уже думаю, как это логически подать: то ли двойник сразу выпустить, то ли просто два диска один за другим. А записывать мы это собираемся в Москве на знаменитой Мелодии.

-- Мы уже о трех ваших серийных ипостасях поговорили. Совершенно не удивлюсь, если вы мне сейчас скажет, что имеется еще и четвертая. Ну?
-- Есть. Я ее называю «Звуковым океаном». Это полностью экспериментальная серия. В ней музыка создается путем генерирования звуковых волн.

-- Никогда не была сильна в физике. Объясните, пожалуйста, на пальцах, что имеете в виду. Так сказать, для наглядности…
-- Пожалуйста. Любой звук состоит из импульсов. Можно взять каждый отдельный импульс и сделать с ним что угодно: растянуть, сжать, завернуть… Способом моделирования отдельных звуковых волн и их последующей синхронизации я и пытаюсь создать определенное настроение. Я называю такую музыку музыкой глубинного погружения в себя.

-- Этот проект существует в реальности или же пока находится в перспективе?
-- Я бы сказал, что есть задумки и наработки, отталкиваясь от которых я сейчас обо всем и говорю. Если насобираем материал в достаточном количестве, то вскоре выпустим альбом.

-- Насколько я поняла из нашего разговора, в творчестве вы предпочитаете занимать сольную позицию. Да или нет? Если да, как это принципиально?
-- Это отнюдь не принципиально, просто оно чаще всего само собой так выходит. Ну не получается у меня взаимодействовать с другими музыкантами длительное время! Хочется серьезно заниматься своим делом. Но никаких действительно серьезных предложений в мой адрес тут пока не звучало. Наверное, за ненадобностью. Поэтому я всего лишь очень редко тут кому-то подыгрываю или просто помогаю. В Москве же я иногда сотрудничаю с другими музыкантами студийно, прописываю им барабаны… Мне это тоже очень интересно, потому как передо мной стоит задача сделать уникальный музыкальный кусок, который не был бы способен создать никто другой. Это очень хорошо, ведь часто не хватает времени, чтобы в сольном творчестве выложить весь свой потенциал.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета