СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА
Пьеса в двух действиях

Глоток. Воздуха, чтоб задержать дыхание. Глубже, чтобы освободилось место для музыки. Глоток волшебного бальзама. Не мой. А главная героиня появляется на сцене. И оживает театр. Вокруг шансона с человеческим лицом.

Действующие лица:
Светлана Бень или Бенечка -- гармошка, вокал;
Дмитрий Гаврилик -- банджо;
Егор Забелов -- баян;
Артем Залесский -- барабаны;
Алексей Кульпин -- бас;
Маша Василевская -- скрипка.
Действие первое

Действие происходит в Минской губернии, во Дворце искусств. В зале шумно, перед сценой на полу -- осенние листья, и в них «падают» зрители, по сцене бегают озабоченные музыканты и настраивают инструменты, Бенечка попивает приготовленный бабушкой бальзамчик. В самом углу сцены примостились две выряженные дамочки, обнимающие свои искусственно беременные животы.

Явление первое
Бенечка: Незапланированная песня. Я буду петь ее (поет. Без аккомпанемента).

Явление второе
Все актеры собираются на сцене. Начинают петь, играть, жить.

Явление третье
Бенечка: Следующая песня на французском языке. Очень серьезная. Меня предупредили, что в зале сидит учитель французского языка. Так вот сейчас он услышит много нового, потому что в этой песне есть слова, которых не знают даже сами французы (поет песню).

Явление четвертое
Бенечка: Еще, я хочу рассказать стихотворение:
Жизнь – бревно,
Смерть – опилки,
Бог -- хозяин лесопилки.
Я -- вон тот жучок в углу,
Зря полезший под пилу.

В явлении пятом
«Плакать. Буду плакать», -- сохраняя совершенно невозмутимое выражение лица, поет Беня душещипательные истории о любви.

Утонченная дама, облеченная в широкополую шляпу с красным цветком, в горжетке-лисе -- она прекрасно выдержана в духе традиций Серебряного века. Напевая мотивы французского шансона голосом первого сопрано, заставляет вдариться в пляску не только оголтелую молодежь, но порой, кажется, что голос, вибрируя, звенит, и оттого трепещут стены.

Вдруг по концу песни Бенечка вскакивает со стула и откладывает гармошку (зал напряжен и испуган), демонстративно извлекает из-под чемодана три пузырька упомянутого бальзамчика, пьет сама и раздает музыкантам. Затем берет в руки концертино -- и зал снова счастлив.
К концу действия по залу летают журавли… Хлопают футляры инструментов и музыканты покидают сцену.

Действие второе

Декорации исчезают. Действие происходит на улице у главного входа во Дворец искусств. На заднем плане ездят и останавливаются трамваи. В эти трамваи садятся. И разбегаются люди. Перед трамваями мелькают машины, которые тоже иногда останавливаются на светофорах. На переднем плане -- музыканты. Или актеры. Но уже без сценичных образов.

Беня: Все получилось спонтанно. И очень органично. Отмечался день рожденья Лени Павлёнка из группы НАГУАЛЬ. (Мы с ним большие друзья.) У меня было несколько песен на французском и русском языках, и мы просто спели их на дне рождения. Мне помогали музыканты НАГУАЛЬ это сделать, сам Леня играл на барабанах. Получилось так комфортно, что родилась отдельная группа. Теперь, вместе с днем рождения Лени, мы празднуем год СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ.

-- СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА играет шансон. Но не в стандартном опошленном представлении о нем. Почему вам захотелось обратиться к традициям французских шансоньери?
Беня: Песни ни в коем случае не писались под какой-то определенный стиль. Наша музыка -- это то, что играется… потому что играется. Но если пытаться это как-то определить, то наиболее логичным, я думаю, назвать это «шансоном». Для себя мы назвали это так -- «пригородный шансон». Ведь это такая адская смесь пригородных песен времен Саши Соколова, французских мелодий середины прошлого века, песен кабаре. Шансон -- это песни, в которых человек рассказывает какую-то историю, это песня-рассказ, доверительное общение, немножко театр. И каждая песенка
СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ -- это история любви, история души, потрепанной судьбою (немножко трагично). И вообще -- мне очень нравится Франция, сама по себе, по своему настроению, состоянию. У моей бабушки есть французские корни. А мне всегда не хватало французской музыки, вот я и стала восполнять этот пробел сама.

-- СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА позволяет себе на сцене импровизировать?
Дима: То есть, не позволяем ли мы себе подурачиться на сцене?
Егор: Вообще, кто-то пытается не позволять импровизаций, только все это все равно происходит. Наверное, от этого концерты и приобретают эту необычную искреннюю атмосферу. Еще, импровизации происходят оттого, что песни, они очень хорошие, но очень маленькие.
Артем: Просто нот никто не знает…
Беня: …и начинает их придумывать! Знаете, любой шансон -- это все-таки театр прежде всего, потому что человек поет-рассказывает что-то и так общается с людьми, которые сидят в зале. И от их реакции зависит, что начнет происходить дальше.

-- А кто пишет французские песни?
Беня: Французские тексты -- это стихи Жака Превера, Поля Верлена, мои стихи, (немного смущенно. – От авт.) тексты из русско-французского разговорника! А еще, мы нашли детские стихи Франсуа Миттерана, бывшего президента Франции. (почти восторженно. – От авт.) Да, в детстве он писал стихи! Сейчас мы над ними работаем.

-- А какие твои первые осознанные воспоминания о музыке остались с детства?
Беня: В детстве, я помню, мама пела такую песенку (негромко напевает. – От авт.): «Все васильки, васильки…» Про трагическую любовь, как девочку в лодке утопили. Я очень плакала. А еще, про одну тетю, которую бросил матрос, там были, я помню, такие слова: «…матросенок будет звать бабушкой родною!» А я думала, что это песенка про маленький матрасик и плакала неутешно, так его было жалко.

-- Когда вам хочется писать и петь песни?
Беня: Есть какие-то особые состояния, когда хочется писать и когда совсем не хочется. Писать чаще всего хочется, когда все хорошо. Когда плохо -- не хочется. А еще, я заметила, что всегда приятно смотреть человека, которому хорошо. Если нам хорошо и нравится то, что мы делаем, это понравится и зрителям.

-- Что вы успели за год совместного творчества?
Егор: Так получилось, что судьба нас как-то раскидала по разным уголкам Беларуси: Бенька, например, пока живет в Витебске и приезжает сюда на репетиции и концерты. Собираться и репетировать получается не так часто. Но, несмотря на это, нам достаточно много удалось сделать за то время, пока мы вместе.
Артем: У нас уже есть записанный материал, сейчас он сводится. Четыре записанные песни уже полностью готовы. Есть еще диск -- концертный вариант. Он не качественен как диск для каких-то массовых продаж, неформатен. Мы его продаем после концертов, и он как-то расходится. Если говорить об альбоме, то, думаю, что все должно быть в свое время. Мы не так уж много времени вместе -- год, это не космически большое число. Очень радостно, что концертов у нас за это время было много!

-- СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА воспринимается больше со сцены, как визуальный образ. Не потеряется ли что-то в записи?
Беня: Я думаю, что потеряется. Но, все-таки, если человеку хочется иметь какое-то воспоминание, то запись, наверное, важна тоже. Я вообще думаю, что правильнее всего продавать (и покупать тоже) диски именно после концертов. Это интереснее, чем просто пойти в магазин или киоск и приобрести запись.

-- А расскажи-ка о концертине! Откуда у тебя эта маленькая гармошка?
Беня: (воодушевленно) Я играю в одном из спектаклей Минского государственного театра кукол (учусь на режиссуре театра кукол). Этот спектакль поехал на фестиваль в Мюнхен. Нам там выдали суточные деньги -- достаточно большую сумму. Я хотела купить каких-нибудь тряпок-шмяпок, а увидела в витрине эту концертину. Я очень мечтала о такой вот маленькой мобильной гармошке, забавной, яркой и очень трогательной, с интересным звуком. Оказалось, что она стоит безумные деньги. Я собирала, одалживала и купила именно ее, потому что она очень подходит к образу СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ. Дима, между прочим, когда я уезжала, сказал: купи концертину. Он сказал в пустоту куда-то, потому что даже не рассчитывал, что я там куплю что-то. Там инструменты очень дорогие, и концертина -- очень редкий инструмент. А я приезжаю и первое, что вижу -- концертина в витрине! Такая судьба была.

-- А какое самое сильное впечатление было у вас за последнее время?
Егор: Самое сильное впечатление осталось оттого, что я спел несколько своих песен (сказал и немного смутился. – От авт.). Это для меня был чудесный случай. А еще сильное впечатление было после того, как мы все разъехались в разные города и долго-долго не играли. (совсем трагично. – От авт.) От этого было грустно и плохо.
Беня: Самое сильное впечатление было, когда мы играли… на свадьбе! Мы играли на свадьбе очень хорошей девочки-художницы Наташи и
замечательного мальчика-звукорежиссера Максима. И мне кажется, что СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА со своей музыкой была очень «в тему», и это вообще коллектив, который нужно приглашать на свадьбы!
Дима: Наш формат.

-- А почему СВАДЬБА -- СЕРЕБРЯНАЯ?
Светлана: (совсем не раздумывая) СВАДЬБА СЕРЕБРЯНАЯ потому, что в ней есть надрыв, свойственный Серебряному веку, и радость, свойственная свадьбе.
Артем: Потому что 25 лет не могли собраться вместе…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета