MORTEM
главное, ребята, сердцем не стареть!

MORTEM. Вот кого обойти вниманием не представляется возможным. Столь значительное имя не вызывает сомнений ни у антивегетарианствующих от музыки, ни у аналитиков отечественного death metal (которые на Интернет-форумах сходятся и спорят-спорят-спорят). Это же ТОТ САМЫЙ MORTEM, который вместе с EXHUMATOR, GRAVESIDE, DEATHVOMIT, извините, “уделывал” на заре 90-х постсоветский метал-андерграунд! Почти все их соратники- одногодки лежат в исторических могилах. Минута молчания… А ведомая мастермайндом Григорием Трошиным и вокалистом Виталием “Симонсом” Глушко банда живее всех живых. Запрещай их -- не запрещай, кухня MORTEM работает исправно, шеф-повара регулярно готовят свои бифштексы. Скоро и CD Corpsophagia будет подан к столу со стаканом свежей кровушки (это я о молодых музыкантах). В виду скорого и неизбежного появления команды в Беларуси, начинаем готовить желудки для успешного сего мясца. А пока ударяемся в брутал-ретро…

-- Виталий, в 2004-м MORTEM прокатился с мини-туром Death is My Name по СНГ. Многие молодые фэны, думаю, впервые воочию увидели невымерзшего российского death metal-динозавра, о котором могли только слышать от старшего товарища. Как публика принимала ваш камбэк?


-- Очень интересно было наблюдать за тем, как народ воспринимает нашу музыку. И я скажу честно, что на Украине, в Белоруссии и Молдавии самые, наверное, преданные и отвязные фэны. Но и мы постарались не подкачать.

-- Да, кстати, какие города, клубы, группы разогрева, девушки, звуковая аппаратура в СНГ были единодушно признаны в группе лучшими?
-- Ха, а это провокационный вопрос... Все были на высоте, но по-своему. Организаторы постарались на славу, за что огромное им спасибо. В- особенности Павлику Павлихину и Ивану Морозову (Фростеру). Ну, и всем местным организаторам. Очень запомнилась Винница, Одесса, Минск, Гомель. Группы все достойные были, но я хочу отметить запорожский HYPERION и харьковский TESSARACT. Девушки, так я считал всегда, на Украине одни из самых красивых в мире. Ну, конечно, после русских... А звук очень понравился в Черкассах, но вот с барабанами там у них была проблема. А в Виннице самая отвязанная публика, огромный ей респект. В-общем, мы очень довольны нашим туром.

-- Если сравнивать студийные составы дебютного винила 93-го Amputator и последнего на сегодня компакта Death is My Name, записанного в 2002-м, но выпущенного для СНГ лишь недавно, там кроме басиста все на своих местах. Но на концерте в Беларуси оригинальный MORTEM был представлен как, я заметил, лишь на 20%.
-- Ну, со времён Аmputator остался только я. Басист как раз писал последний альбом. Перемены у нас начались после выхода CD Filicide, когда мы сменили гитариста, а затем перед записью нового альбома и басиста. На данный момент у нас также сессионный барабанщик (незаменимый Андрей Ищенко, работающий с небезызвестными SCRAMBLED DEFUNCTS, HIERONYMUS BOSCH, CATHARSIS. -- Прим. авт.), поскольку постоянный по ряду причин не может выезжать на гастроли и в длительные туры. Также мы сменили из-за творческого кризиса старого гитариста, ну а Григорий всегда (незримо. -- Прим. авт.) с нами и он будет держать “флаг первенства” до самого конца.

-- А почему в буклетах компактов информация иная? И раскрой тайну, кто такой Григорий, вечно стоящий в тени MORTEM?
-- Скоро выйдет новый диск, где будет точная информация об участниках группы. Григорий -- продюсер MORTEM, автор всех текстов и структурной основы всех композиций. Он стоит у истоков группы и является её создателем.

-- Ранние инструменталисты сейчас оставили группу. Несмотря ни на что вы сохраните традиции характерного для MORTEM звучания?
-- Естественно, мы не стоим на месте и постоянно экспериментируем со звуком, но от данного стиля не собираемся отходить. Стараемся, чтобы каждый последующий альбом звучал ещё брутальнее предыдущего, но, с другой стороны, и “не отставал от моды”, так скажем...

-- ...В каком смысле? Мода как-то касается death metal? И какие разновидности “модного” DM предпочитаешь слушать?
-- Конечно, мода касается и death metal. Всё прогрессирует, метал тоже. Сейчас мне нравится польский BEHEMOTH и последний альбом DEICIDE.

-- По недоразумению белорусский журнал Legion в прошлой жизни уделял внимание только вашему перуанскому однофамильцу, с творческим багажом московских героев сцены общественность не знакомил. Весьма кстати, что у вас сегодня переиздания. Поговорим, о Вечном...
-- Да, я знаю о существовании перуанского MORTEM (отличный сатанинский олдскул. -- Прим. авт). Ну и что же, они -- в Перу, а мы -- в России... А сколько есть на свете MASSACRE? По-моему, аж четыре штуки, если не изменяет память. Думаю, уживёмся. Нашим первым альбомом был магнитоальбом под названием Born by Evil, записанный ещё с первым вокалистом Геной Кудрявцевым, другими гитаристами. И стиль был на тот момент трэш-дэз. Каждый альбом сочинялся и записывался по-разному. Filicide, например, вообще весь писался дома у Григория -- ни о каких студиях речи не шло, поскольку мы находились в стадии полураспада. Альбом же ваяли для того, чтобы материал, созданный в 1995 году, просто-напросто не пропал зря. Но потом мы уж решили и собраться.

-- А в каких условиях записывался винил?
-- Винил мы записывали на одной из лучших по тем временам студий Москвы -- “ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА Рекордз” (Argh!!! -- Прим. авт.). Писали его в течение 3-х недель, но было много недочётов и промашек, так как инженеры в те времена не понимали, какого звука мы хотели добиться от них. Но мы были довольны. Винил тогда выпустить удавалось далеко не каждому.

-- Во что категорически не хотели “въезжать” -- гроулинг, бласт-биты, сдвоенная бас-бочка или скоростное гитарное тремоло?
-- Мы хотели звука CANNIBAL CORPSE, а они не могли понять, как можно добиться такого звука. И гитару пришлось писать на дабл-трек.

-- Думаю, сегодня уже можно и озвучить бюджет легендарного и даже в некотором смысле исторического и этапного для отечественного дэз-метала Amputator...
-- Я таких подробностей не знаю, поскольку весь бюджет, студию и остальное оплачивал нам Евгений Аксёнов (aka Эджен Прайс). О продажах мне, к сожалению, также ничего не известно. Говорят о 10000 экземплярах, но это не точно, я могу ошибаться.

-- Относительно новый CD Death Is My Name, конечно, не имеет ауры аналогового звучания начала 90-х, характерной для Amputator, но также представляет собой достаточно аутентичный кусок брутала. А пятая песня, Oozing Yellow Slime, это вообще нечто! Никто не делает такого сейчас!
-- Ну, и никто на месте не стоит. Всё прогрессирует с огромной скоростью. И музыка тоже. Oozing Yellow Slime -- один из наших экспериментов, где мы постарались сделать то, чего не делал никто. И, вроде бы, нам это удалось.

-- По-твоему, акустическое звучание хорошо сочетается с утробным гроулом? Как насчёт целого акустического дэз-метал-альбома?..
-- Ха, KISS дали акустический концерт. Ну и нам надо тогда тоже попробовать, ха-ха-ха!!!

-- Заметен стилистический консерватизм в оформлении всех ваших обложек, объединяющий альбомы. Правда, на Filicide она какая-то юмористическая... Расскажи подробнее об идее и авторе каждой из них.
-- Все идеи продумывал Григорий Трошин. Что касается первых двух, то их рисовал наш общий друг Павел Хорош, но после не очень удачной, на мой взгляд, обложки Filicide, мы решили от него отказаться. Но лого придумал именно он, мы по сей день используем этот логотип.
Юморная? Я бы не сказал. Да, может она и нарисована так, что там не передан страх девочки и ужас в её глазах, когда она забилась в угол со своим плюшевым мишкой в руках. Но если ты перевернёшь диск, весь юмор предстанет в другом обличии, ибо там не до смеха. На четвёртый альбом нам всё рисовал японец Тоши Эгава, специально для нас нанятый французским лейблом Warpath Records, но идея всё того же Григория…

-- …Эгава также рисовал и для DEEDS OF FLESH, BEHEADED, INTERNAL SUFFERING, DEVOURMENT...
-- ...Да, а ещё он оформлял MORTICIAN. Но мне такая музыка что-то не очень. Люблю что-нибудь более мелодичное и техничное.

-- Я слушаю ваш Death is My Name включив тон-компенсацию, “вырулив” эквалайзером средние и верха. Это так, моё личное. А какие металические пластинки считаешь звучащими оптимально или даже идеально?
-- Ну да, мы сами немного недовольны звуком на этом альбоме, он суховат. Писали у себя на базе. И все потом пришли ко мнению, что студию заменить нельзя ничем. Из западных групп мне очень нравится звук на втором альбоме небезызвестных CANNIBAL CORPSE Butchered at Birth, а из новых альбомов выделю DEICIDE Scars of the Crusifics.

-- Период твоей вовлечённости в отечественный метал-UG был продолжительным, можно написать целую книгу. Всё это время не только в т.н. цивилизованном мире, но и в странах социалистического лагеря кто-то обязательно закалял сталь. В СССР были свои пионеры death metal (некоторые охарактеризовали его тогда ультра-трэшем), среди них MORTEM прочно входил в первую пятёрку. Признайся, иногда накатывают воспоминания о падении «железного занавеса», “Монстрах рока” в Москве, первых концертах NAPALM DEATH, CANNIBAL CORPSE, SAMAEL? Можешь рассказать, как всё это тогда происходило для вас, ещё совсем недавно советских подростков?
-- Ну, тогда это было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО что-то, к нам стали привозить METALLICA, NAPALM DEATH, SEPULTURA! Народ был голоден, так как до этого на метал было наложено прочное табу. А потом всё вдруг резко изменилось “в нашу сторону”, за что огромное спасибо Жене Прайсу, «Биз Интерпрайзерс», Пауку из КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА. Когда я пришел в МОRТЕМ, для меня это было каким-то провидением, я почувствовал что мы должны везде и всегда быть первыми. И мы добивались этого. Честно скажу, очень тяжело было, когда многие метал не признавали и постоянно “наезжали” на нас, мол, что “раз металист -- значит наркоман и алкоголик”. Не мог народ принять в то время бывший "запретный плод". Но мы старались, давали концерты, ездили на гастроли. Сейчас же ситуация косвенно изменилась -- вот мы уже ездим и в туры, как видишь.

-- Присутствовал на CANNIBAL CORPSE в 93-м? Ведь они повлияли на MORTEM в корне, принеся ТУ дикую ультраэкстремальность в начале 90-х...
-- Да, конечно, я был на концерте. Это один из лучших концертов, которые я посетил за всю свою жизнь! Барнс -- мой любимый вокалист. То, что стало сейчас с “каннибалами”, меня сильно разочаровывает. Влияние СС на нас явно чувствуется в первом альбоме, мы тогда все были их фанатами.

-- Какова сегодня судьба ваших олдовых земляков DEATH VOMIT, CORPSE, GRAVESIDE? Поговаривают о возвращении с того света последних...
-- Да, со всеми этими группами мы были очень дружественны. К сожалению, они решили оставить металическую сцену. GRAVESIDE вроде бы
реанимировались, но в последнее время что-то о них ничего не стало слышно. Может быть, это творческое затишье перед бурей...

-- В разное время в середине 90-х существовали ТВ-программы, уделявшие на центральных российских каналах внимание альтернативной, просто независимой и даже экстремальной музыке. Вспоминаю “Виниловые джунгли”, “Экзотика”, “Программа А”, “Кафе Обломов”. Позже на российском MTV появилась сугубо специализированная Hard Zone. Куда всё это исчезло и что пришло им взамен? Наверняка, ты тогда общался с ведущими данных проектов и что-то знаешь от соратников по оружию...
-- Естественно, я знаком с автором и ведущим программ “Виниловые джунгли”, “Экзотика”, Hard Zone. Его зовут Дима Великанов и именно он, кстати, является создателем фильма о СANNIBAL CORPSE в Москве, когда они приезжали в 1993 году. Раньше было проще, промоушн металических групп по ТВ -- да это же было нормальное явление... Сейчас все программы закрыты. Всем понятно, что экстремальная музыка в России спросом не пользуется, а всё телевидение захвачено мерзкой попсой и говно-роком.

-- А существует ли, на твой взгляд, в России какое-нибудь РЕАЛЬНОЕ давление общественных или государственных организаций на альтернативные субкультуры: отмены концертов, запреты на выступления и т.п.?
-- У нас это касается только профашистских деятелей. Называть их не буду, дабы никого не обижать.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета