«Рок-коронация» Как это было…

Нужно ли вообще? С одной стороны, «раздача слонов» -- вещь бессмысленная: ну получили, ну не получили. Ну приклеится к нам ярлык победителей и каждый журналист на протяжении лет, говоря о нас, будет считать своим долгом торжественно продекламировать длинный и почетный титул -- очень приятно, спасибо. А что дальше? С другой стороны, должны быть определённые стимулы, определённые звания, должна быть классификация групп на музыкальные стили, должны быть интриги и хитросплетения, раз уж мы создаём какой-никакой шоу-бизнес.
Объективно, все мы необъективны. Объективно, на каждую звучавшую на этом большом концерте группу, есть своя аудитория. Объективно, публика "РК" -- это особая категория людей, имеющая свои необъективные взгляды на то, кому должны принадлежать короны. Вопрос объективности -- самый болезненный вопрос "РК", который радостно перекочёвывает из года в год. Вопрос имеет три стадии: докоронационный спор критиков, коронационный всплеск эмоций зрителей, послекоронационный спор критиков. Удивительно, что на этот раз горячий вопрос объективности слился с ещё одним злободневным вопросом, который влечёт за собой череду заблуждений... В этом попробуем разобраться.
Для начала -- бесконечная благодарность: основателям и бессменным продюсерам "РК" Юрию Цыбину и Геннадию Шульману, спонсорам и организаторам (пиво "Бобров", «Класс-Клуб ДжасКрафт», сайт «Тузін Гітоў»), которые всеми возможными силами провернули невероятное.
Реинкарнация «Рок-коронации»

28 февраля -- очень загадочный день. Скользкие дорожки и вечереющий небосвод, до боли знакомый КЗ "Минск", который, кажется, уже ни чем не может удивить. Удивлений было много, но обо всём по порядку.
Выступила КРАМБАМБУЛЯ с культовой песней "Госьці". "Крамбамбульцы" радовали комичной хореографией и весёлыми костюмами. А потом было шесть региональных групп (очень правильное нововведение, кстати). Группа СЬЦЯНА из Бреста (отгрохотали по полной!), группа ВОСЬМЫ ДЗЕНЬ из Витебска (довольно интересные! исполнили "Шаманскую шапталку"), ALL NARRATOR ORCHESTRA из Гомеля (отличный блюз, создаваемый всего-то двумя полуакустическими гитарами и гармошкой), АЙША из Гродно (исполнили очень роковую и грозную песню "Мэры"), ГЛЮКІ из Могилёва (мрачные ребята, басист а-ля Сид Вишез, громко и отчаянно пели: "Я буду тут ляжа-а-аць"), ФЛЯУС И КЛЯЙН (заслужили «Приз зрительских симпатий», крайне концертная группа, которой надо выдавать дебютом не CD-диск, а сразу DVD; получили 111 децибелов по шумометру, который измерял, сколько мы все натопали, нахлопали и накричали). FLAT очень достойно сыграли кавер на песню I Wanna Be Your Man, которую THE BEATLES когда-то написали для ROLLING STONES. Классический флок в лице GUDA и "фолк новой формации" в лице НАГУАЛЯ. КУКЛЫ в отличие от остальных почему-то сыграли целых две песни. После небольшого антракта Пит Павлов вышел на сцену и показал всем, что можно вытворять с одной только гитарой (например, наигрывать мотивы N.R.M.). Позже к нему присоединились его товарищи по группе GARADZKIJA. Заявленные в трёх номинациях beZ bileta, ничего не получили, однако очень искренне выступили с новой композицией "Никогда не умирай". INDIGA -- как всегда очень ярко, песня "Тры сонцы", удачная и всеми любимая, пошла "на ура". IQ 48 отыграли тоже хорошо, но успели произнести одну фееричную фразу: "Дзе вашыя рукі?!!" Стильная и через край театральная NAKA (вокалистка Анастасия Шпаковская -- актриса Русского театра) выступила уверенно, но уж больно ассоциировалась с самими спектаклями Русского театра. В завершение отыграла свою песню безупречная и взрослая ALTANKA.
Теперь познакомьтесь, пожалуйста, с победителями. Победители, это читатели. Читатели, это победители.
Номинации, победителей в которых назвало жюри:
"Альтернативная группа года" -- ТТ-34,
"Блюз-рок исполнитель" – КРАМА,
"Фолк-исполнитель" -- Иван Кирчук,
"Проект года" -- "Прэм\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ер тузін",
"Группа года" -- J_МОРС.
Номинации, победителей в которых назвали слушатели (голосование прошло в трёх измерениях: Интернет, sms и в самом зале):
"Исполнитель года" -- Лявон Вольский,
"Рок-князёўна" – Руся,
"Дебют года" -- TAV. MAUZER,
"Клип года" -- "Турысты" (КРАМБАМБУЛЯ, режиссер -- Николас),
"Песня года" -- "Белакрылы анёл" (ZET)
"Альбом года" -- Tanki (НЕЙРО ДЮБЕЛЬ).
«Приз зрительский симпатий» -- ФЛЯУС И КЛЯЙН (Новополоцк).
Специальные призы:
Виктор Дятликович, автор книги "Іх МРОЯ, іх N.R.M.",
Клуб "Граффити",
Фестиваль "Рок-кола" (Новополоцк).
"Группа года -- J_МOРС", -- едва успела записать я, как все рванули со своих мест, потому что "РК" закончилась. Конечно, я была уверена, что успею дописать слово, ведь впереди ещё столько всего... Но церемония оборвалась также внезапно и неожиданно, как и началась. На самом деле, всё это было большим-большим концертом с раздачей стимулов.
Старое и новое

Тем не менее, это самая противоречивая "РК" из всех. Она случилась как раз в то самое переломное время, когда структурно наша музыка очень изменилась: появились новые звёзды, вместе с которыми -- категория новых слушателей. Исключительная публика "РК" уже давно определилась со своими героями, и ей совсем не надо новых звёзд, в то время как выбранный жюри титул для J_МOРС как лучшей группы года действительно объективный. J_МOРС много навыступали, много навыпускали, причем очень качественно.

Следующий момент: проектом года был объявлен "Прэм’ер тузін", в то время как многие вопили "КРА-МА!". Ещё одно противостояние нового и старого. Действительно, мало кто аплодировал при таком повороте событий, что характеризует публику "РК" как консервативное и закостенелое существо. И что в свою очередь разоблачает публику "РК" -- немного кто оттуда это посетители народного хит-парада на сайте "Тузіна гітоў". В основном "РК" собрала своих людей, которые ходили раньше, а может быть, ещё раньше, и совсем-совсем давно... Теперь они приходят со своими детьми, вспоминают некогда наводнённый пивом зал, в котором витал трансцендентный дух сигарет. Когда понятия официоза и престижа ещё только-только оформлялись и церемония церемонией как таковой ещё не была. Просто большая и радостная тусовка белорусских людей.

Сейчас разобраться со словом "альтернатива" гораздо труднее. И когда выбирали лучшую альтернативную группу года и ТТ-34 объявили победителями, хотелось завопить: "Альтернатива ЧЕМУ?" Дело в том, что вскоре после вручения этой странной награды выступала группа КУКЛЫ -- всё шумело и гудело, участники были одеты в черное, им подтанцовывали готического вида девушки и невольно возник этот самый вопрос: "ТТ-34 альтернатива? Да нет же, они органично вливаются в контекст кричаще-рычащей белорусской современности..." А если уж заглянуть на фестивали метал-музыки в "Реактор", которые очень часто (и очень качественно) устраиваются, то совсем уж становится как-то непонятно с этим горемычным словом "альтернатива"... ТТ-34 -- прорыв года, я бы сказала. А если говорить об альтернативе в первом и музыкально единственном значении этого слова -- то альтернативная группа (я не говорю -- лучшая, она может быть вообще из выступавших единственная альтернативная!) -- это beZ bileta. Когда они выступили, по-моему, было очевидно, что они не от мира сего. Совершенно независимая команда, исполняющая классический и полноценный инди-поп- рок, который таки можно противопоставить всему, что создаётся у нас. Более того, поражает их независимость во взглядах (говорить со сцены то, что приходит в голову -- а в голову приходят отнюдь не публикоугодные речи -- это независимость от чужого мнения и достойное уважения нежелание играть роли), а искренность в музыке удивляет. Они действительно делают то, что хотят. Это одна из немногих групп, которая действительно знает, чего хочет. И именно за всё это beZ bileta можно противопоставить (метающимся во взглядах группам, тем, кто очень старательно хочет со сцены понравиться, тем, кто просто играет другую музыку) и назвать альтернативой.
Речь о том, что появилось много-много новых групп -- и пусть кто-то ещё не очень умел и опытен, пусть кто-то слишком напористо хочет нравиться, пусть кто-то исполняет музыку, не очень близкую, но то разнообразие жанров, в которое вылилась музыка за последние годы не может не радовать. И появление культа J_МOРС, и победа "Прэм’ер тузіна" -- это правильно и закономерно. Это то новое, которое надо принимать. Которое вовремя заметило жюри, объективно наградив, но к чему ещё не совсем готова публика "РК".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2006 год в рубрике музыкальная газета