«Рок-коронация»
Как это было…

...Переполненный зал, суматоха, бардак, толпень, скучающая гражданка в белых носочках, шумиха, в глазах рябит, чувство, что кто-нибудь из нас сейчас не выдержит и пронзительно закричит (вместо этого мы долго и сосредоточенно жмуримся), развеселые молодые люди буравят воздух свистом, явственно слышен гогот и даже какое-то улюлюкание, крики и ревущий хохот, чепуха с аккредитацией и триумфальное возрождение одного из самых главных фестивалей страны -- "Рок-коронации".
Нужно ли вообще? С одной стороны, «раздача слонов» -- вещь бессмысленная: ну получили, ну не получили. Ну приклеится к нам ярлык победителей и каждый журналист на протяжении лет, говоря о нас, будет считать своим долгом торжественно продекламировать длинный и почетный титул -- очень приятно, спасибо. А что дальше? С другой стороны, должны быть определённые стимулы, определённые звания, должна быть классификация групп на музыкальные стили, должны быть интриги и хитросплетения, раз уж мы создаём какой-никакой шоу-бизнес.

Объективно, все мы необъективны. Объективно, на каждую звучавшую на этом большом концерте группу, есть своя аудитория. Объективно, публика "РК" -- это особая категория людей, имеющая свои необъективные взгляды на то, кому должны принадлежать короны. Вопрос объективности -- самый болезненный вопрос "РК", который радостно перекочёвывает из года в год. Вопрос имеет три стадии: докоронационный спор критиков, коронационный всплеск эмоций зрителей, послекоронационный спор критиков. Удивительно, что на этот раз горячий вопрос объективности слился с ещё одним злободневным вопросом, который влечёт за собой череду заблуждений... В этом попробуем разобраться.
Для начала -- бесконечная благодарность: основателям и бессменным продюсерам "РК" Юрию Цыбину и Геннадию Шульману, спонсорам и организаторам (пиво "Бобров", «Класс-Клуб ДжасКрафт», сайт «Тузін Гітоў»), которые всеми возможными силами провернули невероятное.

Реинкарнация «Рок-коронации»

Всё зажглось очень ярко и внезапно: впечатляющие декорации, дефилирующие модели в дизайнерских одеяниях... Сразу подумалось: "Как отличается от всего того, что было! Как отличается!" Действительно очень отличалось. Последние три года (до своего исчезновения) "Рок-коронация" (сухонькая и болезненная) потихоньку затухала, глядела на нас уставшими сиротскими глазами, тихо и вкрадчиво повторяя: "Это последнее... Это в последний раз... Больше не будет..." В этом же году она буквально вспыхнула, сопровождаемая разнообразными недовольствами, ярыми и прекрасными спорами, красочными обвинениями и поздравлениями. Она поднялась, с достоинством отряхнула пыль с фрачных брюк и триумфально прошагала по мостовой при ярком свете уличных фонарей, сопровождаемая торжественным гулом троллейбусов.
28 февраля -- очень загадочный день. Скользкие дорожки и вечереющий небосвод, до боли знакомый КЗ "Минск", который, кажется, уже ни чем не может удивить. Удивлений было много, но обо всём по порядку.

Выступила КРАМБАМБУЛЯ с культовой песней "Госьці". "Крамбамбульцы" радовали комичной хореографией и весёлыми костюмами. А потом было шесть региональных групп (очень правильное нововведение, кстати). Группа СЬЦЯНА из Бреста (отгрохотали по полной!), группа ВОСЬМЫ ДЗЕНЬ из Витебска (довольно интересные! исполнили "Шаманскую шапталку"), ALL NARRATOR ORCHESTRA из Гомеля (отличный блюз, создаваемый всего-то двумя полуакустическими гитарами и гармошкой), АЙША из Гродно (исполнили очень роковую и грозную песню "Мэры"), ГЛЮКІ из Могилёва (мрачные ребята, басист а-ля Сид Вишез, громко и отчаянно пели: "Я буду тут ляжа-а-аць"), ФЛЯУС И КЛЯЙН (заслужили «Приз зрительских симпатий», крайне концертная группа, которой надо выдавать дебютом не CD-диск, а сразу DVD; получили 111 децибелов по шумометру, который измерял, сколько мы все натопали, нахлопали и накричали). FLAT очень достойно сыграли кавер на песню I Wanna Be Your Man, которую THE BEATLES когда-то написали для ROLLING STONES. Классический флок в лице GUDA и "фолк новой формации" в лице НАГУАЛЯ. КУКЛЫ в отличие от остальных почему-то сыграли целых две песни. После небольшого антракта Пит Павлов вышел на сцену и показал всем, что можно вытворять с одной только гитарой (например, наигрывать мотивы N.R.M.). Позже к нему присоединились его товарищи по группе GARADZKIJA. Заявленные в трёх номинациях beZ bileta, ничего не получили, однако очень искренне выступили с новой композицией "Никогда не умирай". INDIGA -- как всегда очень ярко, песня "Тры сонцы", удачная и всеми любимая, пошла "на ура". IQ 48 отыграли тоже хорошо, но успели произнести одну фееричную фразу: "Дзе вашыя рукі?!!" Стильная и через край театральная NAKA (вокалистка Анастасия Шпаковская -- актриса Русского театра) выступила уверенно, но уж больно ассоциировалась с самими спектаклями Русского театра. В завершение отыграла свою песню безупречная и взрослая ALTANKA.

Теперь познакомьтесь, пожалуйста, с победителями. Победители, это читатели. Читатели, это победители.
Номинации, победителей в которых назвало жюри:
"Альтернативная группа года" -- ТТ-34,
"Блюз-рок исполнитель" – КРАМА,
"Фолк-исполнитель" -- Иван Кирчук,
"Проект года" -- "Прэм\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ер тузін",
"Группа года" -- J_МОРС.
Номинации, победителей в которых назвали слушатели (голосование прошло в трёх измерениях: Интернет, sms и в самом зале):
"Исполнитель года" -- Лявон Вольский,
"Рок-князёўна" – Руся,
"Дебют года" -- TAV. MAUZER,
"Клип года" -- "Турысты" (КРАМБАМБУЛЯ, режиссер -- Николас),
"Песня года" -- "Белакрылы анёл" (ZET)
"Альбом года" -- Tanki (НЕЙРО ДЮБЕЛЬ).
«Приз зрительский симпатий» -- ФЛЯУС И КЛЯЙН (Новополоцк).
Специальные призы:
Виктор Дятликович, автор книги "Іх МРОЯ, іх N.R.M.",
Клуб "Граффити",
Фестиваль "Рок-кола" (Новополоцк).
"Группа года -- J_МOРС", -- едва успела записать я, как все рванули со своих мест, потому что "РК" закончилась. Конечно, я была уверена, что успею дописать слово, ведь впереди ещё столько всего... Но церемония оборвалась также внезапно и неожиданно, как и началась. На самом деле, всё это было большим-большим концертом с раздачей стимулов.

Старое и новое

Публика "РК" -- очень капризное и сложное явление. Вместе с тем, вполне себе предсказуемое. Только ничего предсказывать не хотелось, ни на что ориентироваться тоже совсем не хотелось. Было желание возродить важную традицию, хотелось просто быть объективными, очень хотелось быть честными. Получилось странно: жюри едва ли пришло к общему мнению (хотя награды всё-таки определило), да и зрители не очень-то остались довольны. Всем было радостно вновь увидеть своих героев на сцене, помахать им ручками, подарить им цветочки, встретить их буфете и робко попросить автограф, новые группы -- ладно, региональные группы -- ладно, но зачем же Главную Корону J_МОРСУ отдавать? Публика "РК" хорошо знает своих героев, и никого другого им не надо. Герои прочно восседают на своих престолах, народ их добросовестно любит и чтит, герои могут кричать со сцены всяко разные лозунги, титулы у них взаправдашние и справедливые -- и всё это очень здорово. Но если говорить объективно -- то самое время оглянуться вокруг. Можно долго таращить глаза, оторопевать от удивления, мрачно комментировать выбор жюри, однако их авторитетный выбор останется их авторитетным выбором, и ничего тут не поделаешь.
Тем не менее, это самая противоречивая "РК" из всех. Она случилась как раз в то самое переломное время, когда структурно наша музыка очень изменилась: появились новые звёзды, вместе с которыми -- категория новых слушателей. Исключительная публика "РК" уже давно определилась со своими героями, и ей совсем не надо новых звёзд, в то время как выбранный жюри титул для J_МOРС как лучшей группы года действительно объективный. J_МOРС много навыступали, много навыпускали, причем очень качественно.

А у нас с такой музыкой, прошу заметить, преизрядный дефицит. Группой года объявили J_МOРС. "Фу-у-у-у!", -- негодующе взревел зал. И только один какой-то мудрый критик неподалёку тихо и одобрительно крякнул... Толпа вскипела, взметнулась... Образовавшаяся очередь за верхней одеждой буквально пылала от ярости и тряслась от возмущения. "Какой J_МOРС? Кто такие J_МOРС и откуда они взялись?" -- волновалась толпа. Отчаянные и дикие завывания раздавались отовсюду, только несколько девочек щемилось по стенам, скрывая слёзы радости. А теперь вопрос: откуда появились девочки (как представители Нового Слушателя) на "РК"? Правильно, в афишах они увидели J_МOРС и пришли (ладно, чего уж там!) только ради своих кумиров. Стоя в безумной очереди, прислонившись к стеночке, закрывая ладошками мокрые лица, они поняли, что попали не туда. Как только объявили главную корону -- они вряд ли слышали, что кричали их соседи по креслицам, они действительно были безумно счастливы. Эта категория девочек появилась недавно, J_МOРС за последние пару лет сделали настоящий рывок вперёд, захватив с собой внушительную охапку девичьих сердец -- ну что, разве они не достойны титула группы года? Разве не надо нам радоваться этим девочкам, милым созданиям? И всё-таки оставалось неприятное ощущение, что J_МOРС правильно не выступили на "РК" (хотя были заявлены). Вряд ли бы это был тот задуманный организаторами триумф, который всегда бессменно искрится на концертах J_МOРС.
Следующий момент: проектом года был объявлен "Прэм’ер тузін", в то время как многие вопили "КРА-МА!". Ещё одно противостояние нового и старого. Действительно, мало кто аплодировал при таком повороте событий, что характеризует публику "РК" как консервативное и закостенелое существо. И что в свою очередь разоблачает публику "РК" -- немного кто оттуда это посетители народного хит-парада на сайте "Тузіна гітоў". В основном "РК" собрала своих людей, которые ходили раньше, а может быть, ещё раньше, и совсем-совсем давно... Теперь они приходят со своими детьми, вспоминают некогда наводнённый пивом зал, в котором витал трансцендентный дух сигарет. Когда понятия официоза и престижа ещё только-только оформлялись и церемония церемонией как таковой ещё не была. Просто большая и радостная тусовка белорусских людей.

Я (как тоже представитель закостенелой аудитории "РК") была в шоке, когда услышала, что у некоторых людей возникают сомнения: а не переименовать ли "Рок-коронацию" в просто "Коронацию"? Ведь у нас уже появилось столько хороших поп-коллективов! За пазухой -- полнокровный поп-арсенал! Кто бы мог подумать, что такие сомнения у кого-нибудь когда-нибудь появятся. Да "РК" зарождалась в такое время, когда другой музыки просто не было, слушателей было мало, но они все были согласны друг с другом, все это было одной большой альтернативой, которая противопоставлялась понятно чему. Она теснилась по театрам и кинотеатрам, проводя свои "церемонии", раздавая хрустальные короны, награждая музыкантов какими-то стимулами- престижами, о которых, собственно, речи ещё не шло. А ведь я совсем зря переживала. Потому что появление поп-арсенала вместе с людьми, преданными этой музыкальной грани, -- нормально и своевременно...
Сейчас разобраться со словом "альтернатива" гораздо труднее. И когда выбирали лучшую альтернативную группу года и ТТ-34 объявили победителями, хотелось завопить: "Альтернатива ЧЕМУ?" Дело в том, что вскоре после вручения этой странной награды выступала группа КУКЛЫ -- всё шумело и гудело, участники были одеты в черное, им подтанцовывали готического вида девушки и невольно возник этот самый вопрос: "ТТ-34 альтернатива? Да нет же, они органично вливаются в контекст кричаще-рычащей белорусской современности..." А если уж заглянуть на фестивали метал-музыки в "Реактор", которые очень часто (и очень качественно) устраиваются, то совсем уж становится как-то непонятно с этим горемычным словом "альтернатива"... ТТ-34 -- прорыв года, я бы сказала. А если говорить об альтернативе в первом и музыкально единственном значении этого слова -- то альтернативная группа (я не говорю -- лучшая, она может быть вообще из выступавших единственная альтернативная!) -- это beZ bileta. Когда они выступили, по-моему, было очевидно, что они не от мира сего. Совершенно независимая команда, исполняющая классический и полноценный инди-поп- рок, который таки можно противопоставить всему, что создаётся у нас. Более того, поражает их независимость во взглядах (говорить со сцены то, что приходит в голову -- а в голову приходят отнюдь не публикоугодные речи -- это независимость от чужого мнения и достойное уважения нежелание играть роли), а искренность в музыке удивляет. Они действительно делают то, что хотят. Это одна из немногих групп, которая действительно знает, чего хочет. И именно за всё это beZ bileta можно противопоставить (метающимся во взглядах группам, тем, кто очень старательно хочет со сцены понравиться, тем, кто просто играет другую музыку) и назвать альтернативой.

Речь о том, что появилось много-много новых групп -- и пусть кто-то ещё не очень умел и опытен, пусть кто-то слишком напористо хочет нравиться, пусть кто-то исполняет музыку, не очень близкую, но то разнообразие жанров, в которое вылилась музыка за последние годы не может не радовать. И появление культа J_МOРС, и победа "Прэм’ер тузіна" -- это правильно и закономерно. Это то новое, которое надо принимать. Которое вовремя заметило жюри, объективно наградив, но к чему ещё не совсем готова публика "РК".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2021 Музыкальная газета