Музыкальные инструменты Вокалист -- фронтмен команды
Времена, когда на белорусской андерграундной сцене можно было выступать, не умея толком играть и петь, безвозвратно уходят. Новые талантливые коллективы наступают на пятки «легендарным» и «культовым». Все больше музыкантов понимают, что без профессионального владения инструментом, голосом и сыгранности невозможно серьезно заявить о себе даже в нашей республике. А ведь совсем рядом -- Россия, Украина, где имеются весьма интересные перспективы для талантливых музыкантов. Да и Запад становится все ближе и ближе.
На сегодня одной из серьезных проблем белорусской рок- и поп-музыки является практически полное отсутствие в стране программ обучения молодых вокалистов современным приемам пения, появившимся в мире за последние годы.
С классической системой обучения пению все более-менее понятно. Музыкальные школы, училища, Университет культуры, Академия музыки поставят вам голос, научат петь этюды, арии, ариозо и оперы. Но ни одно из этих уважаемых учреждений не учит петь миксом, скримингом, гроулингом и прочим современным приемам. А ведь еще необходима серьезная практика для умения работать с микрофоном на концерте, на записи и прочим важнейшим навыкам, без которых сегодня просто невозможно пробиться наверх.
Звезды западного шоу-бизнеса, даже представители самых «брутальных» стилей и направлений уже давно учатся петь у преподавателей, специалистов своего дела, знающих, как развить голосовые способности вокалистов, сохранив при этом уникальные тембровые особенности. Там вокалисты понимают, что непоставленный или неправильно поставленный голос можно «сорвать», «посадить», поставив крест на карьере музыканта.
Голос берегут от травм и болезней, постоянно поддерживая его в хорошей форме. А те, кто не понимал это сразу, вскоре были вынуждены обращаться к специалистам по вокалу сразу же после дорогостоящих операций на связках. В их числе и Джон Бон Джови, и Клаус Майне (SCORPIONS), и Стив Тайлер (AEROSMITH) и многие другие. А скольким вокалистам хирурги так и не смогли помочь?
Умение громко орать -- еще не пение. Пытаясь закамуфлировать недостаточное умение петь, непопадание в ноты фразами вроде -- «это моя манера», «у меня такой оригинальный голос», «мне так легче» -- вокалисты приближают себя к самым серьезным проблемам: узелкам на голосовых связках, несмыканию, травмам голосового аппарата. Итог плачевный: либо долгое и сложное лечение, либо полный отказ от музыкальной карьеры.
А группа найдет себе другого вокалиста, согласного «рвать свое горло» еще сильнее, а о прежнем «фронтмене» коллектива предпочтут поскорее забыть. Но это не решит общую проблему, ведь и последующие вокалисты, скорее всего, наступят на те же грабли.
Причины
Большинство репетиционных баз даже в Минске оснащено крайне слабо. Акустически непригодные помещения, нехватка денег, нежелание владельцев таких точек тратиться на весьма дорогостоящую акустическую отделку помещений и качественную аппаратуру.
Одной из самых важных проблем держателей таких «точек» является недостаток опыта и квалификации. Невозможность отчетливо слышать во время репетиций все свои недостатки на плохо оборудованной реп. базе просто не позволяет группе расти и прогрессировать. Экономия групп, репетирующих на самых дешевых и, соответственно, наименее технически оснащенных репетиционных базах, приводит к весьма плачевным результатам: на концертах и во время записи у таких коллективов «вылазят» такие ошибки и пробелы, которые на репетициях просто не были заметны.
Этим группам приходится приглашать сессионных музыкантов, глядя на которых многое становится понятно. Например, что «сэкономленные» на своем же исполнительском мастерстве деньги теперь придется отдать другим музыкантам, которые на записи сыграют лучше.
Но, даже если музыкантов на запись можно пригласить, то как быть с вокалистом? Он ведь -- лицо группы, его голос уникален. Если заменить вокалиста, от группы ничего кроме исходного музыкального материала не остается.
Что же делать?
К сожалению, умение петь ни от количества тоннелей в ушах, пирсинга в бровях, языке и на других частях тела, модного прикида, сногсшибательной прически или бороды, никак не зависит. Тот, кто признает, что петь учились все, кого сегодня можно увидеть по телевизору и чью запись можно купить в магазине, будет выступать с концертами, записывать музыку, на которую обратят внимание продюсеры, на радио поставят в плэй-листы, а не выбросят в мусорную корзину.
В первую очередь необходимо найти специалистов, которые с уважением и пониманием отнесутся к вашим пожеланиям, сохранят ваши уникальные природные голосовые данные, подскажут, как не потерять голос из-за неправильного пения, как сделать его мощным, ярким, как увеличить диапазон. Специалисты должны уметь устранить дефекты речи, если они есть, поставить вам правильное дыхание, научить упражнениям для распевания (подготовке голоса к работе), гигиене и лечению голосового аппарата. Они должны помочь вам добиться того результата, какого вы хотите, естественно учитывая ваши голосовые способности, обучить работе с микрофоном, научить вас не уставать на концертах. Все это работа, работа, и еще раз работа… Вы ведь не хотите всю жизнь играть только в гаражах и подвалах, хочется же выступать на концертах, звучать на радио, сниматься в клипах и продавать свои диски.
Тому, кто умеет петь, проще найти себе хорошую группу, а группа вместо того, чтобы проводить месяцы и годы на репетициях, ожидая, пока вокалист научится петь, просто будет записывать новые песни.
Где можно научиться?
На студии Drive создана Drive Vocal School, где вокалистам помогают лучше использовать свои голосовые возможности для исполнения их любимой музыки. Помогают поставить дыхание, голос, расширить диапазон, развивают навыки работы с микрофоном, готовят к концертам и к записи. Это делают молодые профессиональные преподаватели вокала, которые слушают ту же музыку, что и посетители Drive Vocal School. Ее же, а также современные западные методики используют для обучения. И, если тембр вашего голоса похож на тембр того исполнителя, на которого вы ориентируетесь, то вам обязательно помогут научиться петь как можно ближе к оригиналу.
Для обучения вокалистов здесь оборудованы две специальные акустические комнаты, в которых преподаватель и вокалист слышат мельчайшие нюансы голоса. Такого нет практически нигде в нашей стране. Качественное звукоусилительное оборудование и широкий парк микрофонов с различными характеристиками позволит вокалисту понять, как много зависит от данного прибора и подобрать себе такой микрофон, которые наиболее точно передает звучание его голоса. От вокалиста требуется только трудолюбие и настойчивость.
Более подробно -- на сайте студии www.studio-drive.com.
На сегодня одной из серьезных проблем белорусской рок- и поп-музыки является практически полное отсутствие в стране программ обучения молодых вокалистов современным приемам пения, появившимся в мире за последние годы.
С классической системой обучения пению все более-менее понятно. Музыкальные школы, училища, Университет культуры, Академия музыки поставят вам голос, научат петь этюды, арии, ариозо и оперы. Но ни одно из этих уважаемых учреждений не учит петь миксом, скримингом, гроулингом и прочим современным приемам. А ведь еще необходима серьезная практика для умения работать с микрофоном на концерте, на записи и прочим важнейшим навыкам, без которых сегодня просто невозможно пробиться наверх.
Звезды западного шоу-бизнеса, даже представители самых «брутальных» стилей и направлений уже давно учатся петь у преподавателей, специалистов своего дела, знающих, как развить голосовые способности вокалистов, сохранив при этом уникальные тембровые особенности. Там вокалисты понимают, что непоставленный или неправильно поставленный голос можно «сорвать», «посадить», поставив крест на карьере музыканта.
Голос берегут от травм и болезней, постоянно поддерживая его в хорошей форме. А те, кто не понимал это сразу, вскоре были вынуждены обращаться к специалистам по вокалу сразу же после дорогостоящих операций на связках. В их числе и Джон Бон Джови, и Клаус Майне (SCORPIONS), и Стив Тайлер (AEROSMITH) и многие другие. А скольким вокалистам хирурги так и не смогли помочь?
Умение громко орать -- еще не пение. Пытаясь закамуфлировать недостаточное умение петь, непопадание в ноты фразами вроде -- «это моя манера», «у меня такой оригинальный голос», «мне так легче» -- вокалисты приближают себя к самым серьезным проблемам: узелкам на голосовых связках, несмыканию, травмам голосового аппарата. Итог плачевный: либо долгое и сложное лечение, либо полный отказ от музыкальной карьеры.
А группа найдет себе другого вокалиста, согласного «рвать свое горло» еще сильнее, а о прежнем «фронтмене» коллектива предпочтут поскорее забыть. Но это не решит общую проблему, ведь и последующие вокалисты, скорее всего, наступят на те же грабли.
Причины
Большинство репетиционных баз даже в Минске оснащено крайне слабо. Акустически непригодные помещения, нехватка денег, нежелание владельцев таких точек тратиться на весьма дорогостоящую акустическую отделку помещений и качественную аппаратуру.
Одной из самых важных проблем держателей таких «точек» является недостаток опыта и квалификации. Невозможность отчетливо слышать во время репетиций все свои недостатки на плохо оборудованной реп. базе просто не позволяет группе расти и прогрессировать. Экономия групп, репетирующих на самых дешевых и, соответственно, наименее технически оснащенных репетиционных базах, приводит к весьма плачевным результатам: на концертах и во время записи у таких коллективов «вылазят» такие ошибки и пробелы, которые на репетициях просто не были заметны.
Этим группам приходится приглашать сессионных музыкантов, глядя на которых многое становится понятно. Например, что «сэкономленные» на своем же исполнительском мастерстве деньги теперь придется отдать другим музыкантам, которые на записи сыграют лучше.
Но, даже если музыкантов на запись можно пригласить, то как быть с вокалистом? Он ведь -- лицо группы, его голос уникален. Если заменить вокалиста, от группы ничего кроме исходного музыкального материала не остается.
Что же делать?
К сожалению, умение петь ни от количества тоннелей в ушах, пирсинга в бровях, языке и на других частях тела, модного прикида, сногсшибательной прически или бороды, никак не зависит. Тот, кто признает, что петь учились все, кого сегодня можно увидеть по телевизору и чью запись можно купить в магазине, будет выступать с концертами, записывать музыку, на которую обратят внимание продюсеры, на радио поставят в плэй-листы, а не выбросят в мусорную корзину.
В первую очередь необходимо найти специалистов, которые с уважением и пониманием отнесутся к вашим пожеланиям, сохранят ваши уникальные природные голосовые данные, подскажут, как не потерять голос из-за неправильного пения, как сделать его мощным, ярким, как увеличить диапазон. Специалисты должны уметь устранить дефекты речи, если они есть, поставить вам правильное дыхание, научить упражнениям для распевания (подготовке голоса к работе), гигиене и лечению голосового аппарата. Они должны помочь вам добиться того результата, какого вы хотите, естественно учитывая ваши голосовые способности, обучить работе с микрофоном, научить вас не уставать на концертах. Все это работа, работа, и еще раз работа… Вы ведь не хотите всю жизнь играть только в гаражах и подвалах, хочется же выступать на концертах, звучать на радио, сниматься в клипах и продавать свои диски.
Тому, кто умеет петь, проще найти себе хорошую группу, а группа вместо того, чтобы проводить месяцы и годы на репетициях, ожидая, пока вокалист научится петь, просто будет записывать новые песни.
Где можно научиться?
На студии Drive создана Drive Vocal School, где вокалистам помогают лучше использовать свои голосовые возможности для исполнения их любимой музыки. Помогают поставить дыхание, голос, расширить диапазон, развивают навыки работы с микрофоном, готовят к концертам и к записи. Это делают молодые профессиональные преподаватели вокала, которые слушают ту же музыку, что и посетители Drive Vocal School. Ее же, а также современные западные методики используют для обучения. И, если тембр вашего голоса похож на тембр того исполнителя, на которого вы ориентируетесь, то вам обязательно помогут научиться петь как можно ближе к оригиналу.
Для обучения вокалистов здесь оборудованы две специальные акустические комнаты, в которых преподаватель и вокалист слышат мельчайшие нюансы голоса. Такого нет практически нигде в нашей стране. Качественное звукоусилительное оборудование и широкий парк микрофонов с различными характеристиками позволит вокалисту понять, как много зависит от данного прибора и подобрать себе такой микрофон, которые наиболее точно передает звучание его голоса. От вокалиста требуется только трудолюбие и настойчивость.
Более подробно -- на сайте студии www.studio-drive.com.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2006 год в рубрике музыкальная газета