НОМ
Более мощный

(p) ООО «ВАН»
15tks/56mins
Стилистически группа НОМ не всегда совпадает с канонами индастриэл-музыки, но культурологически -- более чем. Не случайно же они копируют эстетику RESIDENTS, откровенно заимствуя их парадоксальный символизм (люди с глазными яблоками вместо головы, цилиндры и прочая дребедень). Последние альбомы творческого тандема Турист-Кагадеев и вовсе попахивают русским лубочным LAIBACH -- звучание стало «более мощным»: и всевозможного электронно-железного грохота стало больше, и клавишная секция стала более монолитной и развесистой. Русско-народное мракобесие тут, ясное дело, по-прежнему цветет пышными кустами белены, равно как и поэзия в стилистике замогильно-кладбищенской версии журнала «Чиж», а также сладостные совковые легенды, городские кошмары и прочая фантасмагория повседневности.
Всего этого предостаточно и в прошлых альбомах НОМА, однако здесь мы имеем дело с тринадцатью абсолютно новыми, сильными и жуткими песнями, что не может не радовать. Пугающая фееричная «Афиша», напоминающая потустороннюю версию «битловского» бенефиса мистера Кайта («Нас всех ждет гомункул из карманного ада»). Веселый хулиганский твистец «Подкоп». Монолитная, цельная и длинная, как рабочий день на заводе, «Автомир», исполненная визгов, лязга, металлического грохота, свиста и шума инструментов, а также прекрасных зарисовок из жизни тех самых «настоящих мужчин», для которых «дзен-буддизм -- шиномонтаж» (на самом деле мы имеем дело с одной из лучших песен группы, диковинным размахом напоминающей что-то уровня «Баллады о межпланетной любви»). Хармсовская и смешная «Эй, дяденька». Горделивая и индустриально-маразматическая «Профессионал» («С юга на запад плывет Айболит, ест пассажиров с детьми инвалид»), напоминающая тревожные советские песни о героях-челюскинцах или погибающих в неравном бою красных командиров. Почти детская «Приключения инженеров» -- песня-сказка с советской пластинки, мини-опера с завязкой, кульминацией и развязкой. Мракобесный «Ресторан», из которого так и прет бесовщина -- тут не грех вспомнить и группу COIL: волосы на затылочке-то так и шевелятся и бал сатаны прямо в дом стучится, открывай ворота. Развеселая рок-н-ролльная «Весна» -- а вот вам и журнал «Чиж» («в прихожей злая уховертка ползет на войлочные боты, и ветерок шальной из фортки качает детские колготы»). Классическая песня в «стиле НОМ» -- это кулинарно-демонический перечень «Гастро-НОМа». Русская народная жуть -- «Знай себе цену». Привет от оперного певца Ливера -- матерое исполнение им песни «Супостат», будто выковырянной откуда-то из советских радиостанций, которые слушали работники целины. Финалом жестокое издевательство над группой ЛЮБЭ -- «О главном».
В целом альбом традиционно впечатляет. Пугает разве что тот факт, что мир не меняется -- сколько уже лет существует группа НОМ, а все, о чем они поют -- по-прежнему гиперреализм.


НОТ7. Статья была опубликована в номере 04 за 2006 год в рубрике НОТ7

©1996-2024 Музыкальная газета