Александр Журбин и Юрий Димитрин
Орфей и Эвридика. 30 лет спустя

(p) 2005 Manchester Files
17tks/72mins
Предоставлен "Бомба-Питер".
Вокально-инструментальный ансамбль ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ был едва ли не самым первым (из официально признанных и профессионально работавших) представителем направления, в которое в СССР… не хочется говорить «выродился», давайте скажем, «трансформировался»… итак, трансформировался западный биг-бит. Этот ансамбль был самым первым ВИА, «живьем» услышанным автором данной рецензии чуть менее сорока лет назад. А тридцать один год назад ансамбль выступил в новом качестве. 20 июня 1975 года состоялась премьера первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика» (музыка Александра Журбина, либретто Юрия Димитрина). Заглавные партии исполнили солисты ПОЮЩИХ ГИТАР Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская. Успех превзошел все ожидания. Но тот спектакль был лишь попыткой подойти к новому жанру. Тогда в СССР мало кто представлял себе, что же такое рок-опера. (Хотя если не обладать переписанным на бобину уэбберовским альбомом 1970 года JCSS, то хотя бы однажды таковую запись прослушать был обязан любой продвинутый советский меломан. Сколько фарцы подогрелось, переписывая направо и налево фирменный двойник до его полного истирания, до прозрачного свечения…) До 1989 года театр «Рок-опера» (художественный руководитель -- заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский), силами которого записан рецензируемый альбом, и был легендарным советским ВИА ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ. Премьера новой версии рок-оперы «Орфей и Эвридика» состоялась в октябре 1999 года на сцене Открытого театра Санкт-Петербурга (ныне театр им. Ленсовета). В новой студийной записи принял участие Альберт Асадуллин. Выход диска приурочен к 30-летию популярного мюзикла и к 60-летию Александра Журбина. Разумеется, спектакль постоянно находится в репертуаре театра. Так как с музыкой «Орфея и Эвридики» автор рецензии как следует ознакомился (так уж вышло) лишь сейчас, то сравнения никакого того, что было, с тем, что есть, он делать не будет. Давайте условно считать, что это было бы (в лучших советских традициях) сравнением очень хорошего с превосходным во всех отношениях. В заключение все-таки нужно отметить, что, по-видимому, на самом деле никакой рок-оперы на свете все же не существует (это не мое оригинальное умозаключение, это, как опять же в советских кабинетах говаривали, мнение такое есть, и в данном случае автор это мнение разделяет и поддерживает). Иначе говоря, есть на свете рок, есть опера, и есть различного рода музыкальные спектакли и фильмы (соответственно мюзиклы и киномюзиклы). Что же касается вышеупомянутой действительно рок-оперы JCSS, то это, наверное, как раз тот самый случай, то самое исключение, которое подтверждает правило. Да здравствует музыкальный театр!


НОТ7. Статья была опубликована в номере 04 за 2006 год в рубрике НОТ7

©1996-2021 Музыкальная газета