Макс Ивашин «Заинтересуйте меня, чтобы я прожил здесь подольше»
Макс Ивашин к нам вернулся. Как донесла разведка -- на какое-то время. Из Канады он привез воспоминания возрастом в один год, фотографии Элвисовских «клонов» и открывашку для пива. Мы воспользовались всем, кроме последнего -- беседа получилась «чайной». Как следствие -- утопичность канадской музыкальной жизни разнесена в щепки, порнография нашей шоу-бизнес-структуры подтверждена до последнего процента. И даже чай им не помог.
-- Макс, ты вот в Канаде год обретался (и сказала бы, что буржуй, да язык не повернется. Ладно, это я все от большой любви). Ну, и чем полезным ты там занимался? Или так и провел все эти месяцы, зарывшись в зарубежную журналистику?-- Я там больше вращался в кругах пиара, нежели конкретно журналистики. Хотя это ведь одно из ее ответвлений. «Солист балета широкого профиля», блин… Под «полезным» ты имеешь в виду музыку? Конечно, занимался -- в меру сил. Кстати, и «клаву» я свою увез туда. В результате там и продал земляку-белорусу -- уже «перерос» я свой Roland. Да и во всей Канаде я не был: только Торонто и окрестности. Ну, в Монреаль еще разок съездил.
-- Хорошо, тогда работаем в данном местечковом контексте. Что ж там у капиталистов с музыкой происходит? Хотя бы в этой «периферийной» зоне?
-- Музыкальная сцена там абсолютно неинтересная. Много маленьких площадочек, крохотных клубчиков, где играют либо easy-рок (если завалят Хендрикса -- это уж очень круто), либо брит-рок (MUSE не трогают, все как-то больше по OASIS), либо это в стотысячный раз какая-нибудь Christina Aguilera. Совершенно случайно я попал на церемонию награждения инди-групп. Я давно так не плевался и не ругался...
-- Что, все настолько пОшло?
-- Это отстой полный! Да наша группа «из подвала» сыграет намного лучше. «Пульс не прощупывается»… Даже джаза толкового почти нет. Есть, правда, так называемые fun-bands, собирающиеся раз в неделю полабать в свое удовольствие. Нормальные пузатые дядечки с тетечками: аппарат есть, благо доходы позволяют, зато амбиций вообще никаких. Этакое домашнее музицирование.
-- Ну, не верю я, что все так глухо. Неужто ничем не примечательно?
-- Есть действительно интересная штука. Торонто -- этнически очень пёстрый город. Поэтому там огромное количество разнообразнейшей этнической музыки. В основном это чистый фолк. Они просто играют свою этнику. Но там ведь народов! Барбадос, Бангладеш, Пакистан... да кто угодно. Русские экспериментируют, много неожиданностей наворачивают (это, наверное, болезнь интеллекта. -- Прим. авт.).
-- Ты сразу влился в атмосферу?
-- Знаешь, сперва работы не было совсем. Я решил по старой «штатовской» привычке пойти в церковь поиграть, да обломался. Четырехмиллионный город, церквей -- как грязи. Казалось бы, самый разгул для халтуры клавишника. Не прошло... Посетил все три университетских кампуса -- ни фига. Открываю газету Toronto Star -- тоже ноль. Если бы не мое случайное знакомство с товарищем, руководящим небольшим рекламным агентством, мне пришлось бы на стройке пахать.
-- Честно говоря, все жду -- не дождусь, когда уж ты про свою канадскую музыкальную практику рассказывать начнешь. Может, приступим?
-- О’кей. Есть там официальный общеканадский музыкальный сайт www.KickInTheHead.com. Я там разместил достаточно суровое объявление, что, мол, европейский клавишник, с хорошим опытом, никаких fun-bands... Короче, повезло. Лучшие «элвисы» Торонто -- команда DOUBLE TROUBLE. (Хитро прищуривается. -- Прим. авт.) Тут, конечно, может последовать байка о том, что Элвис-то не умер и живет сейчас тихонько в Торонто... Ну ладно, дальше серьезно. Два солиста, копирующие разные периоды Короля. В чемпионате по «элвисизму» точно входили в тройку призеров. Они -- серьезные Фаны Элвиса, исполняют почти исключительно его песни, тратят на экипировку громадные деньги. Даже концерты группы оплачивают из своего бюджета. Что прикольно -- деньги давали всегда до выступления… Конечно, было больше репетиций, но около десятка концертов мы отыграли.
-- Погоди, эти товарищи что, действительно так на рок-идола похожи?
-- Они всё для этого делают: покупают неимоверно дорогие костюмы-комбинезоны с отложными воротниками (точные копии Элвисовских; такие стоят примерно по полторы штуки баксов каждый), парики, на сцене копируют манеру поведения, разговора... В Канаде такие «двойники» очень распространены, но качество разное. Мне с «моими» повезло.
-- Вопрос между делом. Там от музыки реально прокормиться?
-- Также «реально», как и у нас. То есть люди на это прожить не могут. Все где-то работают. Вот наш бас-гитарист, например, работал в «зоне» для несовершеннолетних, в двух часах езды от Торонто. С работы после этого он почти мертвый приезжал на репетиции. (Опять хитро улыбается. -- Прим. авт.) Ну, а потом следуют анекдоты про басистов...
-- И где ж вы все-таки играли?
-- В основном в домах Канадского Легиона. Это не военкоматы, это типа дома ветеранов канадских вооруженных сил. У них такие неплохие клубешники с барчиками. Народ, конечно, все больше пожилой, но и молодые тоже приходили. Человек по четыреста на каждом выступлении мы собирали. Есть и фотографии на сайте www.doubletroubleontour.com.
-- Вы исполняли только Элвисовские композиции. Не тяжко тебе это было, обладателю-то «рок-короны»?
-- Я к этому совершенно спокойно относился. Главная трудность -- не перепутать песни. Они же все на трех аккордах были сделаны. Но все равно интересно.
-- В Штаты на сей раз заехать удалось?
-- Нет, теперь не пустили. Зато у меня сувенир оттуда есть. Раритет, между прочим -- открывашка с эмблемой Нового Орлеана. А теперь вот, видишь, деревню Гадюкино смыло...
-- Макс, тебя год не было в Беларуси. Что тебе видится сегодня у нас в свете белорусских музыкальных дел? Есть сдвиги? Ты вернулся, и что первое тебе в глаза бросилось?
-- Пресловутые 75% белорусской музыки. Оно, конечно, хорошо -- поддержка отечественного артиста и т.д. Но механизм здесь до конца не отработан, вернее -- совсем не продуман. Однако работа уже ведется. Тот же Пугач об этом говорил, а он человек знающий, и к нему, по крайней мере, прислушиваются, потому что J_МОРС -- команда, которая реально достойна уважения... Но почему-то на сцену и в эфир эти 75% вынесли неимоверное количество какого-то шлака. СТОпроцентного. Есть и талантливые исполнители, профессионалы, но их ведь совсем единицы. И они себя найдут в какой- нибудь джазовой нише, или, как Гюнешь, в фолковой... А остальная «белорусская песня» -- ну, куда с ней идти?! Вот она есть -- и что? В Москве они такие не нужны. Зачем это делается? Просто чтобы петь? Зачем люди делают эту белорусскую попсу на местном материале? Это ведь даже меньше, чем однодневки. В Москве в этом есть хотя бы какой-то гламур, деньги, в конце концов, там что-то происходит. А здесь -- объехать с гастролями все сто семь районных центров? Мы что, так нашу «талантливую молодежь» воспитываем?
-- Цитирую Пита Павлова: «Музыкальное Зимбабве...»
-- Знаешь, в Зимбабве, наверное, поинтереснее будет. Там все-таки африканские мелодии, своя ритмика. А мы тут какими-то эстонцами становимся, мозги вымерзают на фиг! Неужели самим интересно?! Из этого -- два следствия. Самое худшее из них -- теряется качество и интеллект. Скоро можно будет выйти, пукнуть в микрофон, и зал будет стоять на ушах от восторга. Вкус и у публики и у артистов портится просто колоссально быстро. Разве это хорошо? Второе: при этом плачевном состоянии дел начинаем «звездить» совершенно на пустом месте.
-- А по поводу «черных списков»? Какой-нибудь прогресс в этом отношении наметился за год? Ты извини, я тут тебя как пророка допрашиваю...
-- По-моему, все это просто катится, как снежный ком. Был прецедент, который, я уверен, сегодня «верхи» уже забыли. Но у тех, кто «помельче», началось «головокружение от успехов», они стали конкретно перегибать палку. Все вокруг перестраховываются. Это очень плохо, потому что таким образом подменяется реальность. Как я понимаю, этих списков ведь до сих пор никто в печатном и заверенном виде не наблюдал?
-- Этих нет. У нас тут редакции до сих пор обходятся листочками в клеточку, где значатся коллективы, про которых даже ТВ-сюжеты и то нельзя ни в коем разе снимать!
-- А это уже называется правовой беспредел. «Позвольте, где написано, что я персона нон-грата?» -- «Ну, вы понимаете...» -- «Нет. МЫ не понимаем» За такие вещи можно в суд подать. И, кстати, выиграть.
-- Ты недавно заметил, что весной снова собираешься в Канаду. Это правда?
-- У меня там вид на жительство. Цитируя Филатова: «Я фолклорный элемент, у меня есть документ, я вообще могу отсюда улететь в любой момент». Чтобы не потерять этот статус официального жителя Канады, нужно прожить там два года из пяти... Мой стандартный ответ на твой вопрос: «Заинтересуйте меня, чтобы я прожил здесь подольше». И знаешь, даже как-то заинтересовывают!..
-- А сам хоть пробуешь заинтересоваться или просто в ожидании находишься? Что планируешь вообще на ближайшее время?
-- Собираюсь сделать концерт «по Элвису» в «Граффити». Как только поделился этой идеей, сразу к ней «приклеился» Марголин, за ним -- Мамаев (бас- гитарист КЛЁНДАЙКА), пока думаем насчет барабанщика... Еще я перевел на белорусский PianoMan Билли Джоэла. Постараюсь выйти с этим на «Перекрестках Европы». А почему бы и нет, песня-то хорошая -- получилась такая, как бы, интересная зарисовочка из клуба «Граффити».
-- А как PYRO PLASTYKA поживает? Ты же вроде еще прошлым летом говорил о том, как жаждешь заняться этим проектом.
-- Ну, уже почти-почти. Тексты есть. Музыка тоже. Начинаем работать с музыкантами. Есть общая идея, как оно должно звучать, но все надо еще пробовать. Это ведь трэш-кабарэ, хэви-метал-клоунада... Все очень быстрое, очень танцевальное, в тоже время по возможности тяжелое и с откровенно стебными, местами дурацкими текстами. Ну, вроде «Хип-хоп чаравiк, не лянiся!» Честно говоря, я с проектом PYRO PLASTYKA думаю отыграть на День Республики на городских площадках. А что ж? У Ивашина амбиции тоже есть!..
-- Макс, ты вот в Канаде год обретался (и сказала бы, что буржуй, да язык не повернется. Ладно, это я все от большой любви). Ну, и чем полезным ты там занимался? Или так и провел все эти месяцы, зарывшись в зарубежную журналистику?-- Я там больше вращался в кругах пиара, нежели конкретно журналистики. Хотя это ведь одно из ее ответвлений. «Солист балета широкого профиля», блин… Под «полезным» ты имеешь в виду музыку? Конечно, занимался -- в меру сил. Кстати, и «клаву» я свою увез туда. В результате там и продал земляку-белорусу -- уже «перерос» я свой Roland. Да и во всей Канаде я не был: только Торонто и окрестности. Ну, в Монреаль еще разок съездил.
-- Хорошо, тогда работаем в данном местечковом контексте. Что ж там у капиталистов с музыкой происходит? Хотя бы в этой «периферийной» зоне?
-- Музыкальная сцена там абсолютно неинтересная. Много маленьких площадочек, крохотных клубчиков, где играют либо easy-рок (если завалят Хендрикса -- это уж очень круто), либо брит-рок (MUSE не трогают, все как-то больше по OASIS), либо это в стотысячный раз какая-нибудь Christina Aguilera. Совершенно случайно я попал на церемонию награждения инди-групп. Я давно так не плевался и не ругался...
-- Что, все настолько пОшло?
-- Это отстой полный! Да наша группа «из подвала» сыграет намного лучше. «Пульс не прощупывается»… Даже джаза толкового почти нет. Есть, правда, так называемые fun-bands, собирающиеся раз в неделю полабать в свое удовольствие. Нормальные пузатые дядечки с тетечками: аппарат есть, благо доходы позволяют, зато амбиций вообще никаких. Этакое домашнее музицирование.
-- Ну, не верю я, что все так глухо. Неужто ничем не примечательно?
-- Есть действительно интересная штука. Торонто -- этнически очень пёстрый город. Поэтому там огромное количество разнообразнейшей этнической музыки. В основном это чистый фолк. Они просто играют свою этнику. Но там ведь народов! Барбадос, Бангладеш, Пакистан... да кто угодно. Русские экспериментируют, много неожиданностей наворачивают (это, наверное, болезнь интеллекта. -- Прим. авт.).
-- Ты сразу влился в атмосферу?
-- Знаешь, сперва работы не было совсем. Я решил по старой «штатовской» привычке пойти в церковь поиграть, да обломался. Четырехмиллионный город, церквей -- как грязи. Казалось бы, самый разгул для халтуры клавишника. Не прошло... Посетил все три университетских кампуса -- ни фига. Открываю газету Toronto Star -- тоже ноль. Если бы не мое случайное знакомство с товарищем, руководящим небольшим рекламным агентством, мне пришлось бы на стройке пахать.
-- Честно говоря, все жду -- не дождусь, когда уж ты про свою канадскую музыкальную практику рассказывать начнешь. Может, приступим?
-- О’кей. Есть там официальный общеканадский музыкальный сайт www.KickInTheHead.com. Я там разместил достаточно суровое объявление, что, мол, европейский клавишник, с хорошим опытом, никаких fun-bands... Короче, повезло. Лучшие «элвисы» Торонто -- команда DOUBLE TROUBLE. (Хитро прищуривается. -- Прим. авт.) Тут, конечно, может последовать байка о том, что Элвис-то не умер и живет сейчас тихонько в Торонто... Ну ладно, дальше серьезно. Два солиста, копирующие разные периоды Короля. В чемпионате по «элвисизму» точно входили в тройку призеров. Они -- серьезные Фаны Элвиса, исполняют почти исключительно его песни, тратят на экипировку громадные деньги. Даже концерты группы оплачивают из своего бюджета. Что прикольно -- деньги давали всегда до выступления… Конечно, было больше репетиций, но около десятка концертов мы отыграли.
-- Погоди, эти товарищи что, действительно так на рок-идола похожи?
-- Они всё для этого делают: покупают неимоверно дорогие костюмы-комбинезоны с отложными воротниками (точные копии Элвисовских; такие стоят примерно по полторы штуки баксов каждый), парики, на сцене копируют манеру поведения, разговора... В Канаде такие «двойники» очень распространены, но качество разное. Мне с «моими» повезло.
-- Вопрос между делом. Там от музыки реально прокормиться?
-- Также «реально», как и у нас. То есть люди на это прожить не могут. Все где-то работают. Вот наш бас-гитарист, например, работал в «зоне» для несовершеннолетних, в двух часах езды от Торонто. С работы после этого он почти мертвый приезжал на репетиции. (Опять хитро улыбается. -- Прим. авт.) Ну, а потом следуют анекдоты про басистов...
-- И где ж вы все-таки играли?
-- В основном в домах Канадского Легиона. Это не военкоматы, это типа дома ветеранов канадских вооруженных сил. У них такие неплохие клубешники с барчиками. Народ, конечно, все больше пожилой, но и молодые тоже приходили. Человек по четыреста на каждом выступлении мы собирали. Есть и фотографии на сайте www.doubletroubleontour.com.
-- Вы исполняли только Элвисовские композиции. Не тяжко тебе это было, обладателю-то «рок-короны»?
-- Я к этому совершенно спокойно относился. Главная трудность -- не перепутать песни. Они же все на трех аккордах были сделаны. Но все равно интересно.
-- В Штаты на сей раз заехать удалось?
-- Нет, теперь не пустили. Зато у меня сувенир оттуда есть. Раритет, между прочим -- открывашка с эмблемой Нового Орлеана. А теперь вот, видишь, деревню Гадюкино смыло...
-- Макс, тебя год не было в Беларуси. Что тебе видится сегодня у нас в свете белорусских музыкальных дел? Есть сдвиги? Ты вернулся, и что первое тебе в глаза бросилось?
-- Пресловутые 75% белорусской музыки. Оно, конечно, хорошо -- поддержка отечественного артиста и т.д. Но механизм здесь до конца не отработан, вернее -- совсем не продуман. Однако работа уже ведется. Тот же Пугач об этом говорил, а он человек знающий, и к нему, по крайней мере, прислушиваются, потому что J_МОРС -- команда, которая реально достойна уважения... Но почему-то на сцену и в эфир эти 75% вынесли неимоверное количество какого-то шлака. СТОпроцентного. Есть и талантливые исполнители, профессионалы, но их ведь совсем единицы. И они себя найдут в какой- нибудь джазовой нише, или, как Гюнешь, в фолковой... А остальная «белорусская песня» -- ну, куда с ней идти?! Вот она есть -- и что? В Москве они такие не нужны. Зачем это делается? Просто чтобы петь? Зачем люди делают эту белорусскую попсу на местном материале? Это ведь даже меньше, чем однодневки. В Москве в этом есть хотя бы какой-то гламур, деньги, в конце концов, там что-то происходит. А здесь -- объехать с гастролями все сто семь районных центров? Мы что, так нашу «талантливую молодежь» воспитываем?
-- Цитирую Пита Павлова: «Музыкальное Зимбабве...»
-- Знаешь, в Зимбабве, наверное, поинтереснее будет. Там все-таки африканские мелодии, своя ритмика. А мы тут какими-то эстонцами становимся, мозги вымерзают на фиг! Неужели самим интересно?! Из этого -- два следствия. Самое худшее из них -- теряется качество и интеллект. Скоро можно будет выйти, пукнуть в микрофон, и зал будет стоять на ушах от восторга. Вкус и у публики и у артистов портится просто колоссально быстро. Разве это хорошо? Второе: при этом плачевном состоянии дел начинаем «звездить» совершенно на пустом месте.
-- А по поводу «черных списков»? Какой-нибудь прогресс в этом отношении наметился за год? Ты извини, я тут тебя как пророка допрашиваю...
-- По-моему, все это просто катится, как снежный ком. Был прецедент, который, я уверен, сегодня «верхи» уже забыли. Но у тех, кто «помельче», началось «головокружение от успехов», они стали конкретно перегибать палку. Все вокруг перестраховываются. Это очень плохо, потому что таким образом подменяется реальность. Как я понимаю, этих списков ведь до сих пор никто в печатном и заверенном виде не наблюдал?
-- Этих нет. У нас тут редакции до сих пор обходятся листочками в клеточку, где значатся коллективы, про которых даже ТВ-сюжеты и то нельзя ни в коем разе снимать!
-- А это уже называется правовой беспредел. «Позвольте, где написано, что я персона нон-грата?» -- «Ну, вы понимаете...» -- «Нет. МЫ не понимаем» За такие вещи можно в суд подать. И, кстати, выиграть.
-- Ты недавно заметил, что весной снова собираешься в Канаду. Это правда?
-- У меня там вид на жительство. Цитируя Филатова: «Я фолклорный элемент, у меня есть документ, я вообще могу отсюда улететь в любой момент». Чтобы не потерять этот статус официального жителя Канады, нужно прожить там два года из пяти... Мой стандартный ответ на твой вопрос: «Заинтересуйте меня, чтобы я прожил здесь подольше». И знаешь, даже как-то заинтересовывают!..
-- А сам хоть пробуешь заинтересоваться или просто в ожидании находишься? Что планируешь вообще на ближайшее время?
-- Собираюсь сделать концерт «по Элвису» в «Граффити». Как только поделился этой идеей, сразу к ней «приклеился» Марголин, за ним -- Мамаев (бас- гитарист КЛЁНДАЙКА), пока думаем насчет барабанщика... Еще я перевел на белорусский PianoMan Билли Джоэла. Постараюсь выйти с этим на «Перекрестках Европы». А почему бы и нет, песня-то хорошая -- получилась такая, как бы, интересная зарисовочка из клуба «Граффити».
-- А как PYRO PLASTYKA поживает? Ты же вроде еще прошлым летом говорил о том, как жаждешь заняться этим проектом.
-- Ну, уже почти-почти. Тексты есть. Музыка тоже. Начинаем работать с музыкантами. Есть общая идея, как оно должно звучать, но все надо еще пробовать. Это ведь трэш-кабарэ, хэви-метал-клоунада... Все очень быстрое, очень танцевальное, в тоже время по возможности тяжелое и с откровенно стебными, местами дурацкими текстами. Ну, вроде «Хип-хоп чаравiк, не лянiся!» Честно говоря, я с проектом PYRO PLASTYKA думаю отыграть на День Республики на городских площадках. А что ж? У Ивашина амбиции тоже есть!..
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2006 год в рубрике музыкальная газета