ZOMBIE ZOO
Арт-рок в Беларуси есть?!

ZOMBY ZOO -- еще одна молодая (вечно молодая, как и большинство наших групп), перспективная (теперь все более-менее играющие и поющие перспективные)… какая еще?.. нестандартная, интересная… ну и, наконец, арт-роковая. Да-да, в Беларуси арт-рок есть -- белорусский арт-рок, самый что ни на есть настоящий и самый белорусский.

-- Объясните, что за психоделический рассказ с загадочными персонажами -- Готтфид Ленц, Вальтер Новотны, Роберт Плунт и Марсель Бубриэр -- написан на вашем сайте (zombie-zoo.narod.ru) под заголовком «История создания группы»?
Дима (гитара): Историю написал я. В принципе, все так и было на самом деле, но с некоторыми изменениями имён. Я уже и сам не помню, кто там кто. Помимо того, что я очень люблю музыку, я еще люблю читать исторические материалы на тему Второй мировой войны, все, что касается вермахта немецкой армии. Упомянутый в истории Готтфид Ленц -- главный герой романа Ремарка.

-- Да, там еще один героический персонаж упомянут, который сбил во время ВОВ 49 самолетов…
Д: Точно! Только 249, откуда ты знаешь?! Вальтер Новотны -- известный ас!
Женя (вокал): Короче, на сайте нашем написана история группы с той точки зрения, если бы ее писал поэт.
Д: А было все на самом деле так: мы с Женей поехали в Брест, бросив нашу старую группу JANE AIR, и две недели там занимались различными психоделическими вещами: я, Женя и девушка Аня, с которой он в то время жил.
Ж: Дима, почему ты не говоришь по смыслу?!
Д: Про ZOMBIE ZOO бесполезно писать просто так, нужно писать вот такими вот отрывками. Кстати, Женя, расскажи про Мариса Блоншо. Вот что такое ZOMBIE ZOO?
Ж: Я расскажу про ZOMBIE ZOO, и, думаю, все со мной согласятся. Басист, вокалист и гитарист нашей группы до 2004 года…
Д: До 2005-го… А сейчас какой год?
Ж: Уже конец 2005-го. Ты все время пытаешься меня сбить!
Д: Да я пытаюсь тебя ссзззбить, будешь 250-м самолетом Вальтера Новотны.
Ж: Так вот, до 2004 года мы все играли совсем другую музыку, я, например, играл блюз, Диме нравился грандж, Слава (басист) был участником группы, которая исполняла нечто лирически-поэтическое, чем-то похожее на творчество Виктора Цоя… Да, и эта группа называлась JANE AIR. Я параллельно еще играл в MARY LONG, но разница была в том, что в MARY LONG меня пригласили, а ZOMBIE ZOO образовалась нашими усилиями. Я встретил Диму…
Д: А давайте поговорим про Славу (басист. -- Прим. авт.), я хочу об этом сказать!

-- Это, скорее, нужно видеть!
Д: Слава -- это честь и совесть нашей группы, я еще не встречал более клёвого человека, с которым можно долбить, да, а вот сейчас он скребётся (жаль, что вы этого не видите. -- Прим. авт.).
Ж: Замечательно. Интервью ложится на мои плечи. И вот после небольшой творческой депрессии у меня возникла идея сделать такой арт-роковый коллектив. Да, арт-рок любят все, просто не все знают, что они любят его, многие называют эту музыку психоделом, многие авангардом. -- Кстати, на форуме theraindrops.com ты дал очень интересное определение арт-року.
Ж: Да, я писал, что арт-рок -- это некоторая музыка, исполнители-творцы которой не претендуют на отношение к какому-либо стилю, и композиции которых не зависят ни от радийного формата, ни от законов припевно-куплетной композиции.

-- Если смотреть в энциклопедиях, то определение звучит примерно так: ”Рок с элементами старинной, классической, современной камерной и симфонической музыки”.
Д: Я считаю, что смысл термина «арт-рок» каждый человек должен понимать по-своему. Мы не играем арт-рок в том чистом стиле, в котором его играли KING СRIMSON.
Ж: Нет такого понятия, как «чистый стиль», как раз отсутствие чистого стиля и определяет арт-рок. Главное -- это оригинальность композиции, утяжеление ее различными наворотами и приемами и развитие; что касается текста, то слова, прежде всего, направлены к одному определенному человеку, лирика арт-рока, скорее, личная, чем абсурдно-анонимная и, конечно, нестандартный подход к звукоизвлечению.

-- Вы считаете, все эти характеристики подходят к ZOMBIE ZOO?
Ж: Да, например, нетрадиционность звукоизвлечения: ключом от гаража получает мелодии наш Слава, сидящий справа и смотрящий в окно Winamp’а. Д: Вино-Винампа? Вино-Винамп -- хорошее название для альбома!
Ж: Я считаю, что не нужно сочетать те вещества, которые настолько сочетаются с WINAMP’ом. Так вот, мы действительно считаем и называем себя арт- рок группой, применяя к себе это определение на все 100%. Хотя на самом деле, в наше время арт-рока нет, потому что те группы, которые когда-то его играли, существовали в другой культурной и социальной среде, например, известные KING СRIMSON или VAN DER GRAAF GENERATOR.
Д: Арт-рок, производимый в 60-70-х, был пропитан духом того времени, веяниями в музыке, а сейчас арт-рок появляется только как результат смешения стилей. Например, конкретно ZOMBIE ZOO: Слава принес джаз, я -- более гранджевое настроение, какие-то истерические моменты, Женя -- блюз, что-то от DOORS, а наш барабанщик -- нечто из добротного хард-рока. И у нас как-то неосознанно получилось подобие арт-рока, хотя никто об этом изначально и не задумывался, просто совместили несовместимые вещи.
Ж: Та группа арт-роковая, где и музыканты -- разные люди, непонятным образом связанные друг с другом, скорее всего, они даже друзья, причем друзья на уровне музыки, но при этом полностью различные, группа, которая пытается распасться, однако при этом почему-то не распадается. -- Вы -- организаторы первого белорусского арт-рок-фестиваля, который имел место 15 октября этого года в «Граффити». Как пришла в голову такая идея? И почему было так мало групп-участниц?
Д: До нас арт-роковые фестивали пытались устраивать разные люди, например, Леонид Нарушевич (лидер группы КНЯЗЬ МЫШКИН. -- Прим. авт.) организовывал фестиваль «Артишок».
Ж: Была попытка сделать с Юрием Решетниковым АlterNet в клубе «Ворон». Попытка была успешной наполовину: концерт состоялся, но вся публика была исключительно самими музыкантами и их друзьями -- большого интереса к идее не наблюдалось.
Д: Вообще удивительно, как на наш фестиваль при таком минимуме рекламы собралось более 100 желающих.

-- Вам не кажется, что большинство публики в условиях такого дефицита концертов пришла в «Граффити» не целенаправленно на арт-рок, а просто пива попить, музыку послушать, хоть какую?
Д: Я уверен, что это не так. Дело в том, что процедура попадания на мероприятие была ограничена звонком, и сразу можно было вычислить, на что и на кого идут. Конечно, примерно половина зала собралась именно на какую-то группу отдельно взятую, но было и значительное количество тех, кто действительно любит арт-рок.
Ж: Аудитория получилась как раз целевая. И я хотел добавить, что «Граффити» -- место маленькое, и люди туда ходят в большинстве одни и те же, не просто ходят, а сидят, танцуют. Вот есть такой один усатый мальчик, которого я видел уже неоднократно, так он на каждом концерте встает с места и пляшет под кавер PINK FLOYD, примечательная такая фигура.
Д: Но при определенном подходе есть люди, которые пойдут на что-то конкретное, даже на конкретную группу. Просто нет таких музыкантов, которые могут себя преподать должным образом, проблема совсем не в зрителях. Вот выяснилось, есть такие люди, которые могут прийти исключительно на арт- рок.

-- Так почему же нашлось только три группы на фестиваль? Неужели так мало у нас музыкантов-любителей арт-рока?
Д: Их больше, но оказывается, что у каждого свои условия к организаторам, не все могут играть только на энтузиазме и ради удовольствия. В Беларуси хватает арт-рок-коллективов, например, СОЛНЦЕ-ЦВЕТЫ, РАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, группа НАИЗНАНКУ, которая уже распалась, и другие. Я приглашал группу НАГУАЛЬ. Считаю, что ГУРЗУФ -- это арт-рок, мне очень нравится.
Ж: Ответ на вопрос очень прост. Люди элементарно не видят разницы между альтернативной музыкой и арт-роком из-за информативного голода в стране, ограниченности, и поэтому оказалось, что под концепцию нашего мероприятия подошли только РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА, мы и КНЯЗЬ МЫШКИН. Пытались пригласить Пукста, но нет у нас таких денег, чтобы пригласить Пукста. Хотя хочется заметить, арт-рок уже по определению -- музыка некоммерческая.

-- Будущее-то у белорусского арт-рока есть?
Слава (басист): Да, он будет жить. И будет жить до того, пока люди не рассчитывая на какие-то выгоды дальнейшие, будут ублажать этим душу, когда он будет идти от сердца, будет бескорыстен.
Ж: И вообще, пользуясь практикой Людовика XIV, мы скажем: «Государство -- это я!», но на самом деле это будет звучат: «Арт-рок -- это мы!» И вообще посылайте нам деньги на счет!
Д: Мы упустили один момент: если разбирать белорусский арт-рок, то ZOMBIE ZOO -- единственная группа этого направления в стране, в музыке которой присутствует вокал.

-- Расскажите про ваш концерт 8 ноября. Это было довольно самоуверенно -- такой молодой группе и сразу сольный.
С: Но он был не совсем сольный, с нами еще выступали группа РАДЖАЗЗ и театр EYE.
Ж: Концерт прошел удивительно, зал был полон, там мы впервые и узнали, что у нас уже есть собственные поклонники -- было очень приятно. Д: В общем, высылайте деньги на наш адрес, повторяю второй раз.
С: А мы вот в апреле решили дать концерт на площади Независимости, нас будут показывать по главному телевизору страны, это все будет так не запланировано, что милиционеры нас будут разгонять, а мы успеем сыграть Tiger.

-- На вашем сайте есть упоминание про альбом.
Ж: На самом деле альбома пока у нас нет, на сайте выложена только его общая концепция, совершенно абсурдная и алогичная. У нас есть песня «Дажынкі», которая напомнила мне азбуку Морзе, такой отрывистый «пи-пи-пи». Композиции у нас уже готовы, минут на 45 точно есть, но места для его записи нет. Все студии настроены в большинстве на попсу, даже те же ПЕСНЯРЫ -- первая белорусская арт-рок-группа -- вынуждены были записывать свой арт-рок-альбом «Гусляр» на московской Мелодии. И мы приняли решение писаться самим, но процесс пока еще очень долгий.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета