ИТОГИ ГОДА
Кто к нам с итогами придет, в новый год не попадет!

Как это часто бывает, некие третьи силы щедро оплатили нам написание итогов года (взяв в обмен клятвенное обещание, что мы напишем о группе NAKA). Уже был готов неплохой текст (“альбомом года, бесспорно, стал... с точки зрения развития белорусской рок-музыки, год выдался, эээ, неурожайным... полным сюрпризов... это был непростой год для всех нас...), но в свете грядущей “Рок-коронации” мы посчитали, что будет актуальнее помочь организаторам со сценарием (ведь так сложно классифицировать всю новую музыку по номинациям!) и начали писать сценарий “Рок- коронации”, тем более, что мы один уже видели. На фразе «Выходит Дмитрий Безкоровайный и объявляет J_MОРС «Группой года» сценарий начал превращаться в известное стихотворение Бродского («Входит Дэ Безкоровайный, рядом Пугач в черном фраке, группой года льется песня в переполненном бараке»…). Поэтому мы снова засели за итоги, на этот раз решив всех фальшиво разоблачить и посмотреть, что будет. Написав о том, что самой модной тенденцией прошедшего года было слушать Пукста, мы поняли, что а) это уже где-то было, б) Пукст -- не такой уж и плохой малый: во всяком случае, он был в числе самого прекрасного, что произошло в музыке в этом году, в) после итогов на нас подадут в суд Линча. И тогда в голову пришла спасительная идея описать итоги года искренне, от души. Только на всякий случай изменить большинство названий. Так и группы обидеться не смогут (даже если сами себе докажут, что это про них), и некоторые злачные места нераскрытыми окажутся, и вообще в мире спокойнее будет. Сейчас вообще такое время: надо шифроваться, уходить в подполье и никогда не называть вещи своими именами.

События


М.И. Главным музыкальным событием года, конечно же, стали расстрельные списки. Это были особые списки, в которые занесли самых шкодливых и оппозиционных на руку музыкантов, чтобы чинить им всяческие препоны.
Т.З. Ты забыл упомянуть позитивный эффект. Стали активнее проводиться так называемые «подвальники» и «чердачники». Реже -- «кухонники» или «голубятники». Правда, после того, как прикрыли голубятню старого Хаима, музыканты стали бояться упоминать в афише не только дату концерта и состав музыкантов, но и место проведения шоу.
М.И. Стоит заметить, что 2005 год как никакой другой был отмечен космогоническими идеями относительно белорусской музыки. Триумфальное участие нашей маленькой синеокой республики в фестивале «Евровидение», где, как известно, меряются силами великие народы современности, сильно замутило когда-то наивные синие очи нашей музобщественности -- в уголках глаз скопилась кровь, зрачки позеленели, как у героев сказок Бажова. Т.З. Вообще, да: космогонизм был. И даже перешел в мелкие, уютные раньше музыкальные формы. Гигантские количества фестивалей: фестиваль хардкора (вообще ВСЕГО хардкора), фестиваль хип-хопа, фестиваль всей белорусской альтернативной музыки. Правда, на последнем почему-то отказалась выступать добрая половина всей альтернативной музыки. Парни из СПОЙ СО МНОЙ сказали, что из-за альтернативно малых гонораров.

Тенденции

Т.З. В 2005-м по нашим ушам наконец-то выстрелили региональными группами. До этого они тихо и мирно блистали на локальных рок-вечеринках, теперь же (то ли с подачи сайта «Фунт Мимезюлек», то ли эволюция сделала жирный реверанс) эти группы слушает вся столица. Группу БРЮКИ из Могилева уже объявили «Открытием года». На фестиваль «Белстклимпт» в деревню Глючно некоторые ездили только ради того, чтобы послушать группы AA, F&K и IN из Полоцка и Новополоцка.
М.И. Региональные группы должны поддерживать и насаждать идею белорусской музыки в регионах. Т.е. мы, столичные жители, о них слышать ничего не должны. А если слышим -- значит, региональные группы занимаются чем-то не тем. Или они -- не региональные.
Т.З. Сурово. А на «Рок-коронации», говорят, региональных групп будут награждать в отдельной части программы. Вообще, я давно подозревала, что там отдельный конкурс, как с ВУЗ’ами, но это не очень хорошо: потом они приезжают к нам такие все высокомерные, талантливые, смотрят исподлобья – мол, вам, столичным, все само в руки идет! Там у вас все схвачено, все проплачено. А мы, значит, пробиваемся сквозь километры льда и непонимания, мутим истинный рок-н-ролл на периферии…
М.И. Переходим к другой тенденции.
Т.З. После так называемой «поправки-75» у нас появилась не только скромная попытка масс-культуры, но и кое-какой андерграунд. В особенности меня порадовало то, что музыканты наконец-то начали догадываться, что трэш -- это круто. В России трэш-группы начали появляться в конце 90-х, у нас эту почетную роль играли разве что АЛЕША И ПРОКОПОВИЧ, да и те запели только в 2005-м. Возможно, это в каком-то смысле дало подсознательный импульс другим группам: наконец-то у нас стала возможной музыка, лишенная болезненной серьезности и претендующая на особую легкость сердца и разума, легкость понимания абсурдности ситуации. Такое нам как никогда необходимо сейчас: альтернативной музыке нужно заново учиться смеяться. М.И. …И плакать.
Т.З. «Плакать» уже есть. Когда группа ПАЯЛЬНЫЙ КОЧУБЕЙ играет кавер на Мэрилина Мэнсона, я всегда плачу. А что до трэша -- в этом году явными лидерами были группы МУРЗУК, ЕЛОЧКА-ГОРИ и ПЕСНИ НАШЕГО ДВОРА. Во-первых, в рамках концертных выступлений они здорово соединились с «мэтрами» легкого, вне-контекстного арт-жанра: с тем же Пукстом. Во-вторых, они собирали полные залы.
М.И. А на мой взгляд, эти тенденции -- вредные. Трэш-смерш -- чего тут смотреть на Россию. У России природные ресурсы и группа АРИЯ -- они могут себе позволить играть в бирюльки и загнивание. У нас, в Беларуси, загнивание и бирюльки должны появляться только как часть национального продукта, но ни в коем случае как альтернативное ему. От новой же псевдо-андергаундой волны в Беларуси можно ожидать только еще большей водянистости и туманности в музыкальной ситуации. А хотелось бы почвы -- с костями покрупнее и червяками помясистее.
Т.З. Трэш -- это когда люди с безупречным вкусом играют «в безвкусицу». Не пародируют «попсу», а именно «играют в», как в детстве. Должно быть так, что с первого раза непонятно: ребята всерьез или просто шутят? Именно от этой недосказанности возникает катарсический смех. Когда ЕЛОЧКА- ГОРИ, например, валит песни в стилистике Надежды Кадышевой -- это же искренне, от сердца, черт подери! У нас же кое-где возникает опасное ощущение переигрывания. Когда музыканты из ПЕСНИ НАШЕГО ДВОРА выходят на сцену, у них уже лица такие, намекающие, а-ля: «сейчас вы все умрете от смеха!». Конечно, приятно чувствовать себя человеком со вкусом, когда на твоих глазах показательно стебутся над дворовым шансоном, например. Но ПЕСНИ НАШЕГО ДВОРА явно не читали книжек Козлова «Школа» и «Гопники». Конечно, визуальная часть их выступления (там, где трэш-дивы из 80-х) безупречна, но откровенная пародийность подачи «дворового» материала портит весь катарсис. Когда музыкант, играющий этакого «гопника», поет песню про «палюбила калдыра, палюбила гапара!», возникает неловкое ощущение: а кто лирический герой-то? Вот и получается, что даже желая сделать по-настоящему стильную вещь, не учитывают контекст.
М.И. Какой-то тоталитарный загон. Мне нечего добавить.
Т.З. Вот еще тенденция: в этом году все стремились зачинать новые для Беларуси музыкальные стили. Когда презентовали диск Линукса «Музыка для астматиков», так и написали в пресс-релизе: «Презентация нового музыкального стиля». Свободных ниш сколько угодно: что ни запишешь, всюду первым будешь. У нас даже панк-музыки, наверное, раньше не было -- вот как все радуются группе БРЮКИ! А почему -- потому что ортодоксальный панк, без дурного воздействия BLINK-182 и группы ТАРАКАНЫ! Эстетика RAMONES и BAD RELIGION плюс белорусские реалии -- вот и настоящий панк: первоисточники плюс местный колорит. Жаль только, что в этой стране каждые пять лет все начинается заново. Явно ведь уже возникала панк-музыка в Беларуси не один десяток раз. Страшно представить, что будет, если у нас возникнет индастриэл!
М.И. Страшно, конечно. Обложка какая страшная -- как козюля из носа.
Т.З. У кого?
М.И. У кого-у кого -- у группы БРЮКИ!
А индастриэл у нас есть, и еще много чего есть, то есть все стили у нас уже есть, но избавленные от параноидальной суеты: «кому бы продаться?», «что это они про нас написали?», «как завоевать аудиторию?», «кто издаст наш диск?». Вот чудесная группа КРЫЛЫШКИ, из заслуженных -- в течение года дали несколько концертов в «У. Страдивари», съездили в Москву на фестиваль «Альтернатива», выпустили новый альбом, еще старые записи издали в Первопрестольной завидным тиражом. Те, кому это интересно, сами за ними бегают. Это -- нормальная ситуация. А лидер группы КРЫЛЫШКИ сидит в глубоком кресле и улыбается.
Т.З. Кстати, ВАНДАЛЬ ведь тоже в Москве выступали, и Дибров, который «Рената Литвинова в брюках», был в восторге!
М.И. Да, группа ВАНДАЛЬ твердо держит в руках разработанный ими же стиль «музыки-восторг»: что ни выступление -- все похороны цыганского барона или свадьба таксистов.
Т.З. А вот сольный проект их лидера, ВТУЛКА, мне было тяжело слушать. Это для подростков, видимо: эмоции и катарсис. А музыки, собственно, никакой. Ритм и танцы шаманские. Давно в этой стране Моррисона не хоронили.
М.И. Ну как же -- исправно каждый год вечерины тематические проводятся. Любит наш народ мертвецов -- с ними спокойнее как-то.
Т.З. Кстати, о мертвецах. Я заметила, что вожделение к мертвецам в нашей стране прямо связано с информационной политикой Большой Семерки. Вначале главный музыкальный мертвец у нас был Курт Кобейн. Потом в наше информационное поле попал злополучный фильм Оливера Стоуна «Двери». Главным музыкальным мертвецом тут же стал Моррисон. Но на этом пляска на костях не окончилась -- в киноформат «Четыре на четыре» кто-то догадался завезти фильм «Круглосуточные тусовщики». Итог налицо: самым влиятельным музыкальным мертвецом-2005 стал Ян Кертис! А ведь еще два года назад продавцы в магазинах вместо JOY DIVISION совали нам Геру Моралеса!

Тандемции

Т.З. Главные песни-2005, по мнению посетителей “Фунта Мимезюлек” -- именно тандемы. Мирослав Коридоров и AC-220 с песней «Выход» -- космогонически-депрессивная хип-хоп-баллада. Дуэт Марины из группы ITOGI GODA и радикальных хард-рокеров AUTAMABIL MARTYNENKI порадовал меня меньше. Хард-рокеры валят хард-рок (только не убеждайте меня в том, что это что-то модное!), Марину ерундово записали через вокодер. А вот дуэт прекрасной Марины с вокалистом легендарной группы ЖИМОЛОСТЬ в колядной песне «Зайкин дом» -- действительно, песня года!

Радости

Т.З. Наконец-то начали выходить книжки о легендах белорусского рока. Вот, книжка про группу M.R.O., например.
М.И. Появились замечательные сайты у ВАНДАЛЯ, Пукста и СОЛНЦАЦВЕТОВ.
Т.З. Лично меня очень порадовало творчество Атморави. Одухотворенная, тонкая музыка. Видно, что человек хорошо ладит сам с собой.

Расстройства

М.И. Книги выпускают, но почему-то совсем забыли про календарики! Налицо дефицит рок-календариков. В этом году я не видел ни одного. А раньше я их собирал. Это же так мило: рок-календарики!
Т.З. Многострадальную группу БРЮКИ радостно называют «Новыми M.R.O.». Опасная штука: искать новых героев там, где еще и о старых-то не все знают. Уверена, что «новые ULIS» в этой стране вряд ли появятся.

Топ-9 live-мероприятий года

1. «Басовище». Непал.
М.И. Как ни странно, слово «Басовище» вряд ли можно ставить рядом со словом live. Классический пример массового парада мертвецов, к тому же - с идейной витаминной начинкой. Наши поют на «Басовище», а непальцы к нам потом запускают через границу миллион воздушных шариков, наполненных Демократией. Белорусам кажется, что под Белостоком происходит Белорусская Культура. Непальская пресса же подает «Басовище» как сиротский фестиваль обездоленных и угнетенных народов. К музыке это не имеет никакого отношения.
Т.З. В этом году «Басовище» исчерпало себя и как музыкальный формат: последнее время в фестивале побеждают гитарные группы, играющие романтически-депрессивный хардкор. Предпочтительно с брутальной девочкой на вокале. В 2005 тоже выходили диски такого “формата” – у КРУМКАЧА, у группы ЯШЧАР. Хотя КРУМКАЧ со всем своим надрывом отдает дурновкусием, а ЯШЧАР, пусть и дико талантливые, вообще ничего не умеют.

2. Первый белорусский фестиваль арт-рока. Клуб «У. Страдивари».
Т.З. Клуб, конечно, очень маленький, зато у нас есть арт-рок. Особенно хорошо проявили себя в этом (как и в прошлом) году ZOMBIE BIRDHOUSE. Надеюсь, что когда-нибудь их творчество будет оценено по достоинству.

3. Фестиваль «Походный шелкопряд» и все мероприятия организации «Дом детского творчества».
Т.З. Вначале мы, признаемся, тихо ненавидели этот детский дом. Тихие девочки читают скандальные стихи, злые мальчики швыряются бокалами, атмосфера зловещая и все сплошь гении. А вот потом детский дом нам стал ужасно нравиться.
М.И. Особенно Ян Кабусел. Энергичный и в высшей степени приятный молодой человек. С его помощью в этом году было организовано много прекрасных мероприятий.

4. Совместный концерт групп ZDOB SI ZDUB, ВОПЛІ ВIДОПЛЯСОВА и ГУММИ АРАБИК. Хоккейный дворец.
Т.З. Я пошла на концерт, купив билет за 25000 и ничуть об этом не жалею!

5. «Рок за Вомбатов». Г. Вомбатск.
Т.З. Мы туда не ездили, зато известно, что после этого концерта было решено возродить «Рок-коронацию».

6. Фестиваль «Белстклимпт». Д. Глючно.
Т.З. В районе Полоцка в этом году проходили и другие фестивали, но этот был самым трогательным.

7. Презентация альбома ТУ-164. Клуб «Ад».
М.И. Это был очень теплый, домашний концерт. В отличие от выступления ТУ-164 на разогреве у заехавшего в Минск Дэвида Ковердэйла -- вот это было жестоко!

8. «BEATLES-фестиваль». Лыжный комплекс «Бавария».
Весело, много пива.

9. Концерт группы J_MOOOРС. К/З «Минск». Мы туда не ходили, но говорят, что J_MOOOРС всех порвали на миллионы маленьких крокодильчиков!
Диски, которые мы возьмем с собой в следующий год
Т.З. Вот диск МИКРО ШТЕПСЕЛЯ с переизданием хитов явно возьмем. Вообще, все «классические» переиздания-2005 -- праздник какой-то. ULIS, KRIWI, ПАЛАЦ -- наконец-то С. У. Пранович занялся толковым делом! А ШТЕПСЕЛЯ выпустила Vigma, за что ей большое спасибо.
М.И. Я возьму с собой в следующий год новый диск КРЫЛЫШЕК!
Т.З. Прекрасный макси-сингл выпустила группа СПОЙ СО МНОЙ (пускай они и задолбали переделывать по десятому разу песню «нарисована»: первоначальный вариант был самым трогательным). Безупречные, пусть и бесполезные диски, выпустил Ой-Тюшкевич. Порадовали и «концертники» этого года, особенно великолепный live Каси Камоцкой с участием Славы Кореня (Касю мы не переименовываем, потому что НОВАЕ НЕБА, по ее собственным словам, «запретили еще в 96-м, поэтому мне нечего бояться»). Неплохим концертным альбомом разразились THE STROKES. Отметился и малыш John Lee Hooker «Junior» -- напел диск любовнаго блюзу. Причем в первый раз -- почти без единого кавера! Самый неожиданный альбом -- рок-опера по Владимиру Короткевичу, записанная группой BIO с оркестром. Этот альбом явно оценят лет через 20, сейчас он никому не нужен. По-настоящему новаторский диск -- YAAAR Jazz Viasna. Продукция Worst Records тоже радовала. Группа НЕВЕСТА ЧАКИ -- прекрасный диск «Цепелины Даоса». ЖИМОЛОСТИ вот пособили с официальным Golden Ballads, где все их классические старые песни были заново записаны в студии гр. БАНАНОВЫЙ СПЛИТ.
…Стоп, а что делать с группой NAKA?

Итоги года так и не подвели


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2006 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета