Ma.gr.ig.al.
П. И. Чайковский. Времена года

П. И. Чайковский. Времена года
(р) 2005 Manchester Files
12tks/49mins
Предоставлен Бомба-Питер.
Раз уж двойной дуэт MA.GR.IG.AL. записал «Картинки с выставки» Мусоргского в своей замечательной интерпретации, все меломанское сообщеcтво было вправе ждать от этой яркой и вдумчивой четверки и того цикла, который, как правило, ходит парой с «Картинками» (во всяком случае, в сознании многих меломанов) -- «Времен года» Чайковского. И было обещано, и уже, слава Богу, сделано. На обложке альбома стоит: «Русская музыка на русских инструментах». Это то, о чем мечтал создатель оркестра русских народных инструментов Василий Андреев. И, разумеется, это то, что неизбежно должно было случиться с «Временами года».
Как известно, Чайковский взялся написать серию фортепианных пьес для музыкального приложения журнала «Нувеллист», выходившего раз в месяц. Пьесы печатались в течение 1876 года. К каждой пьесе цикла были подобраны эпиграфы из стихотворений русских поэтов. Эти эпиграфы из Пушкина, Жуковского, Некрасова, Кольцова, Майкова, Вяземского, Алексея Константиновича Толстого воспроизведены в буклете альбома. Один из Интернет-источников сообщает: «Сочинение при всей его гениальности потеряло новизну -- как и любой «хит», стало «слишком знакомым» благодаря частым исполнениям. МA.GR.IG.AL. вернул прелесть этой музыке, снабдив ее совершенно новыми красками. Народные тембры сняли налет европейской светскости, свойственной Чайковскому, и подчеркнули национальное начало в музыке». Согласен целиком и полностью. Дальше там говорится, что, мол, «все пьесы, названные по месяцам, и имеющие дополнительное программное название, приобрели русскую распевность (то, что на рояле сделать очень трудно, а тремоло домр делает непринужденно и задушевно)». И с этим никак нельзя не согласиться. Этот же Интернет-ресурс предлагает следующую мысль: «…есть неожиданные решения. Например, «Подснежник» начинается заунывно медленно, тогда как все привыкли слышать порывистую весеннюю музыку. Поначалу трактовка шокирует, но уже после первой фразы музыка начинается заново -- и тогда уже выдает весь трепет и порыв, который воспринимается еще более взволнованно, после контрастного вступления». Очень нормально. И касается не только этой пьесы, но и, например, такого безусловного шлягера, как «Ноябрь» («На тройке»). Дай тебе Бог здоровья, заезженный ты наш.
(К слову: в начале 70-х, после того, как до нас дошел «живой» нью-кэстловский концертник трио ЭММЕРСОН, ЛЭЙК И ПАЛМЕР, то бишь небезызвестная эммерсоновская интерпретация «Картинок с выставки», альбом, наделавший в тогдашней эстетской среде немало шума, поползли слухи, что ELP уже работают и над Seasons Чайковского. Распускала их, разумеется, фарц-тусовка, но сам факт циркулирования в любом обществе подобной информации, разумеется, так или иначе характеризует это общество. Тогда все кинулись покупать имевшиеся в продаже версии «Времен года», но оригинальной, фортепианной версии в магазинах не было, а была симфоническая, оркестровал которую Александр Гаук, и записал, не помню с каким оркестром.)
Так вот, все то, что, сочиняя для фортепиано, имел в виду Чайковский, то, что тщился передать в симфонической партитуре Гаук, теперь, наконец, можно услышать в талантливейшем изложении MA.GR.IG.AL.


НОТ7. Статья была опубликована в номере 01 за 2006 год в рубрике НОТ7

©1996-2024 Музыкальная газета