«Рок-кола-2005»
учись, «Басовішча»!

Организаторы полоцкого фестиваля «Рок-кола» принесли в жертву свою зарплату, жизненные силы, нервы и сделали в Беларуси, казалось бы, нереальную вещь -- трехдневный рок-марафон с участием почти 40 команд. А хэдлайнером были N.R.M.
Полоцк принимал как всегда “гасцінна”: несколько девушек-волонтёров встречали гостей феста горячим кофе и бутербродами, а провожали не менее горячими объятиями и поцелуями. В первый день феста, в пятницу, играли победители «Рок-кола-2004» и гости – IQ 48 из Минска, КРАМА в unplugged- варианте (Ворошкевич + Труханович) и НЕ STAR BAND, известная также как WHITE NIGHT BLUES со славным белыницким блюзменом Юрием Нестеренко на вокале. Не вышли, правда, на сцену новые (ново)полоцкие герои -- группа ФЛЯУС И КЛЯЙН -- немного измененный состав команды еще не сыгрался. Но главный «фляус» присутствовал в зале Городского дома культуры все три концертных дня: радовал всех своей оригинальностью, дарил зрителям батарейки, раскрашивал фломастерами воздушные шарики и отжимался перед членами жюри. Минская часть жюри доехала не в полном составе, но отжиматься было перед кем: старшинствовал продюсер «Рок-коронации» Юрий Цыбин, своим суровым взглядом смерял всех конкурсантов Игорь Ворошкевич, свято верил в победу ТЭЗАЎРУСА Вітаўт Мартыненка, со знанием дела выставлял оценки полоцкий гитарных дел мастер Валерий Ващёнко, а дополнял картину автор этих строк. К сожалению, приглашенные Геннадий Шульман, Виталий Супранович и Руся не приехали -- кто находился в другой стране, кто разбирался со своими делами, а кто просто затемпературил.

Названные люди и оценивали удальство конкурсантов во второй день -- с 12.00 до 22.00 они пережили много радостных минут. Как на выступлении новополацких супербас-инструменталистов PRIMUS INTER PARES, минчан из IRIS7 и СЕВЕРНОГО ОТЕЛЯ, ВОСЬМАГА ДНЮ из Витебска и многих других. Было, конечно, временами напряжно -- не каждый выдержит грубые ритмы дэзкора, дико визжащий вокал и звук расстроенных гитар. Но лучшего было больше. Открыли конкурсный день перед еще малозаполненным залом (он наполнялся постепенно, и в конце третьего дня уже не мог вместить всех желающих) местная группа ТИХИЙ ЧАС. Не очень было понятно, зачем ребятам две акустические гитары, играющие синхронно те же аккорды. ТИХИЙ ЧАС продолжает традиции интеллектуального питерского рока. Опять таки не понятно зачем и для чего, потому как ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ сказали последнее слово в этом направлении. Лидер витебской ПАПРИКИ извинился за то, что не знает белорусского языка, и выдал нечто близкое к глэм-року, с вокалом без харизматичных ноток. БАТИСКАФ из Драгичина порадовал хорошим блюз-роком, а схожие по стилистике минчане из КАССЫ, наоборот, -- вызвали тошнотворные позывы своей пафосностью и банальностью (у МАДЕРЫ ХАРД БЛЮЗ есть такая показательная строчка в песне про «Свободу»: «Она -- космическая мисс». Тьфу!). Таким же профессиональным нафталином отметились ЧИФС БЭНД. Одну песню, «Дзяўчынка-купалінка», полную штампов и банальностей, вокалист спел хорошо поставленным голосом Борткевича (Цыбину понравилось), а во второй академически констатировал: «Все у нас было прекрасно, а стало так серьезно». Из действительно классных команд первой части конкурса второго дня назовем чудесный девичий проект ІНДРА, которые исполняют песни на стихи полоцкой поэтессы Леры Сом. Только что поработать над сценическим имиджем, более сыграться -- и будет счастье всем нам. Очень интересная команда IRIS7 из Минска, играющая джаз-рок, имеющая красавицу-вокалистку с чудесным голосом и басиста Андрея Скурко -- редактора газеты «Наша ніва». Группа ВОСЬМЫ ДЗЕНЬ, которая на прошлой «Рок-коле» называлась ВОСЬ МОЙ ДЗЕНЬ, заколдовала зал своим мистическим этно-блюзом. Из состояния медитативного транса зрителей вывели полоцкие DLOINS. Чтобы не определяться, путаясь между панком, хардкором, ню металом и другими экспрессивными течениями, они придумали свое -- «jump metal». Судя по реакции зала, отклик оно нашло.

Потом был обед, посещение выставки, посвященной истории белорусского рока, разговор с организатором фестиваля Сергеем Анищенко про то, что эта «Рок-кола» будет последней, выступление Вітаўта Мартыненки с лекцией на тему «Группа ТЭЗАЎРУС, как высшее достижение белорусской музыкальной культуры». ТЭЗАЎРУС, кстати, и открыл вторую часть конкурса. Группа в новых песнях посвежела, их саунд стал более современным и местами напоминал альбом, который Слава Корень считает лучшим в истории белорусской музыки, -- «Люстэрка». Все, казалось бы, хорошо, но не цепляет никак. Запомнились и отличились местный КРАСНЫЙ ДОЖДЬ со своим доходчивым хардкором, в котором можно расслышать каждый инструмент. Лидер этой команды стал «фэйсом феста» -- на афишах «Рок-кола-2005» можем его лицезреть. Выделились минские побратимы группы COLDPLAY -- HEAR PEACE SALON, и превосходная местная команда АМАЛЬГАМА, вокалист которых работал и за Федорова, и за Гаркушу одновременно: эмоциональный вокал и пластические движения на сцене. Также из удач: полоцкий OZON, который тяготеет больше к PEARL JAM, чем к румынской поп-музыке, и ТАВАРЫШ МАЎЗЭР из Могилёва, которые, кажется, задумали собрать все возможные музыкальные награды (посмотрим, обломится ли им что-нибудь на «Рок-коронации»). Выступление могилёвских коровцев можно назвать самым эффектным на фестивале. В рамках конкурса выступил АЛМАЗНЫЙ ФРОНТ из Вицебска -- группа, имеющая почти 15-летнюю историю. Стало теплей. Виртуозно зачаровали два басиста -- PRIMUS INTER PARES.

Про статистов: ПАРУ РУБЛЕЙ из Минска: ска в никуда. Если бы не Костя из IQ 48 на басу, можно было бы их более жестко охарактеризовать. Абсолютно неудачный проект БОГЕМА из Бобруйска, вокалистка которого сообщила перед исполнением первой песни про свою задачу -- как минимум не облажаться. СИНДРОМ из Минска, несмотря на хороший вокал, неимеющая музыкально стержня, нудная копирка русского формата «Нашествия».

В конце второго дня измочаленное жюри выбирало участников гала-концерта третьего дня. Было решено подойти к этому щекотливому вопросу по- простому. Каждый член жюри выделяет свою пятерку, бумажки собираются, баллы -- от 1-го до 5-ти -- подсчитываются. Результат оказался таким -- 12 баллов из 60-ти возможных набрали басисты из PRIMUS INTER PARES, 9 -- ВОСЬМЫ ДЗЕНЬ, 8 -- ТАВАРЫШ МАЎЗЭР, по 6 -- ІНДРА, КАССА, IRIS7, ТЭЗАЎРУС получил 5 -- сами понимаете. Сергей Анищенко отреагировал на результаты выпученными глазами: «Ну вы и нажюрили!». После непродолжительных совещаний было решено места поделить таким образом: 3-е место -- ІНДРА, 2-е -- ТАВАРЫШ МАЎЗЭР, 1-е -- PRIMUS INTER PARES, Гран-при -- ВОСЬМЫ ДЗЕНЬ, приз от дирекции фестиваля -- КАССА (исключительная любовь Анисы к старому доброму).

Дополнительные номинации: «Лучший вокалист» -- Николай Буслаев (OZON), «Лучший гитарист» -- Александр Угорцин (ПАПРИКА), «Лучший басист» -- из ЧИФС БЭНД, «Лучший имидж» -- IRIS7, «Лучший барабанщик», «Лучшая сценическая работа» -- АМАЛЬГАМА. «Приз зрительских симпатий» -- DLOINS и DARK DECEPTION.

После этого весь город замер в ожидании N.R.M. и погрузился в сон. Только не спали в 225-м номере отеля «Дзьвіна» Вітаўт Мартыненка, Юрий Цыбин и Алексей Минчонак из “Тузіна гітоў»: не давала им заснуть дума о «Рок-коронации» и ее перевоплощении в «Life-коронацию». В 228-м номере также не могли до утра сомкнуть глаз Игорь Ворошкевич, Сергей Труханович и Павел Каширин. Лидер КРАМЫ думал о том, можно ли назвать Старикова первым белорусским блюзменом, а Каширин восхищался уникальностью русского мата. В то же время Лявон Вольский неуклонно приближался к стародавнему городу после концерта КРАМБАМБУЛИ в Одессе.

Организаторам пришлось очень постараться, чтобы N.R.M. выступила на «Рок-коле»: обойти нужные учреждение, поговорить с нужными людьми. В результате был достигнут компромисс: мол, они не призывают к свержению государственного строя, их поклонники -- не сотрясают воздух бело- кровавыми полотнищами, а мы -- разрешим немного порезвиться молодежи. Таково было условие. Как выяснилось, молодежи можно резвиться в Полоцке только до 22.00 -- есть местный закон, указывающий на то, что несовершеннолетним нельзя бродить в темень по полоцким улицам. Поэтому точь-в-точь повторился сценарий «Басовішча» -- в этом году в Городке так же было очень поздно для N.R.M. Сыграв половину своей программы, N.R.M. вынужденно прервались. Но те пять песен были бальзамом на сердца полоцких зрителей. Что творилось в зале -- на русском языке не напишешь. Душевный момент: некоторые полочане, выросшие на песнях Вольского, впервые его видели. В Полоцке N.R.M. еще никогда до этого не играли, но Лявон вспомнил зал Дворца культуры -- он тут оказывается с МРОЯЙ выступал в 1992-м.

На территории Беларуси фестивалей с такой богатой историей, подобным размахом и, что немаловажно, с грамотным подходом, больше нет. С «Рок- колой» можно сравнить только «Басовішча». Но последний, имея большую важность в контексте развития нашей современной музкультуры, уступает по многим параметрам. От мелочей (шикарные пресс-пакеты гостям в Полоцке и отсутствие оных, и даже банальных релизов с пресс-конференциями в Городке) до важных моментов шоу (оформление сцены, восхитительная работа конферанса Анисы с залом, памятные дипломы участникам).

Несмотря на успех фестиваля, полный зал, спонсорскую поддержку, слаженную работу с СМИ, организаторы не получили от «Рок-колы-2005» ничего, кроме морального удовлетворения. Сергей Анищенко хотел сказать со сцены «Прощай, «Рок-кола»!», но ему не дали это сделать музыканты, которые хвалили фест и просились на следующий, представители городских властей, которые со сцены произносили теплые слова и ставили диагноз белорусской музыки: «Рок -- жив!», а также человек, отвечающий за экран на сцене: по ошибке, но символично, он в мультимедиа-заставке написал «Рок-кола- 2006».


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета