NAKA
«Тебе» родной и настоящей музыки

Группа NAKA -- команда, находящаяся сегодня на слуху и на языках. Что бы там ни говорили. Им прочат счастливое и признанное музыкальное будущее, отталкиваясь в первую очередь от того, что песни коллектива уже вошли в некоторые российские рок-компиляции («Охота!», «Наши»...), ребят официально назвали «Открытием года» (за 2004-й в клубе «Граффити») и «Дебютом года» (на фестивале «Открытое небо 2005»). Их музыка похожа на настоящее театрально действо с той самой натуральной болью, радостью, жизнью и смертью, которые на подмостках должен переживать сам и заставить пережить зрителей настоящий актер. А в случае с возобновлением «Рок-каранацыi» у Насти Шпаковской есть все шансы завоевать титул «Рок-князеуны». Совсем недавно NAKA завершили работу над своим дебютным альбомом «Тебе», в чем им помогал Сергей (Шлема) Лобандиевский -- человек, вполне полноправно претендующий на то, чтобы уже сегодня потихоньку начинать именоваться культовой личностью в истории белорусской рок-музыки. Признаться, повезло мне, как редко случается: во время разговора присутствовала вся команда (Анастасия Шпаковская -- вокал, фортепиано, Дмитрий Рыбаков -- ударные, Сергей Пузевич -- бас-гитара, Николай Сивков -- гитара, Александр Лантух -- гитара и Антон Боровский -- клавиши, аккордеон). Жесткий контроль и четкое направление беседы осуществлял Андрей Исаченко -- менеджер коллектива.

-- Ну, что, ребята, ребенок родился (в качестве первого альбома)? Или пока пластинка не будет стоять на прилавках, появление на свет окончательным считать нельзя?
Анастасия Шпаковская: У музыкантов он родился, когда они записали материал, у меня -- когда все это свели... А у West Records он родится, когда диск получат музыкальные магазины.

-- Вы вообще добились того, чего хотели? Хотя бы в отношении звука...
А.Ш.: Не могу сказать однозначно, что да. В тех условиях, в которых мы работали (родная белорусская студия -- сама понимаешь, что это значит), выполнено девяносто процентов того, что мы хотели. Слава богу, нам очень повезло со звукорежиссером. Правда, он сперва не совсем понимал, что мы хотим слышать. Но после песни четвертой все стало на свои места. Шлема даже сказал, что NAKA -- лучшая команда, песни которой ему доводилось сводить за последние четыре года. Это было очень приятно слышать, потому что этот человек постоянно работает со звездными коллективами. Конечно, очень помог еще московский мастеринг Юрия Богданова. Благодаря ему все стало намного качественнее и ярче.

-- Долго мурыжились с записью?
А.Ш.: Ну, три песни, которые вошли в разные российские сборники, у нас уже были готовы. На все остальное ушло примерно часов пятьдесят. Работали в общей сложности месяц. Правда, не каждый день.

-- Тяжко роды проходили?
А.Ш.: Знаешь, временами, настолько трудно было, что, казалось, ничего уже не получится. Например, когда мы сталкивались с «удивительным» обслуживанием в минских студиях, когда мы слушали гитары и я спрашивала: «Ой, а кто это там котика мучает?»... А виноватого не могли найти, все кивали друг на друга. Но чудеса техники существуют: мы вытянули гитары благодаря звукорежиссеру. Но это касается записи... Тяжелее всего было в то время, когда состав у группы был еще не установившийся, к нам приходили новые люди... Антон, Сергей и я сидели над ними и вводили в материал... Мне лично тяжелее всего дался период «самого начала». Мы тогда репетировали у Антона на даче в подвале. Весь бетонный пол был просто умыт моими слезами.
Антон Боровский: Тем не менее, там было придумано пять песен, благодаря которым нас заметил Андрей Исаченко.

-- Альбом «Тебе»... Это кому?
А.Ш.: Как кому? И тебе тоже. Всем.

-- У меня вопрос к мужской части коллектива. Есть музыка мужская, а есть женская. Независимо от пола вокалиста и окончаний прилагательных в тексте. Просто женская музыка, более утонченная, изысканная, чувственная, прозрачная, откровенная. О той же самой любви мужчина и женщина поют совершенно иначе... По-моему, NAKA -- яркий тому пример. Вы со мной согласны?
А.Б.: Мужская музыка, женская... Кроме этого, наверное, есть и просто музыка. Для меня это главное. На самом деле мы ведь тоже тонкие натуры. Мы тоже умеем чувствовать, любить, нам тоже часто «болит». Поэтому я предпочитаю не разграничивать подобным образом музыку.
Николай Сивков: Лично я вообще музыку по половым признакам не делю. Просто в некоторых случаях преобладает мелодия, а в других -- тексты Сергей Пузевич: А я могу совершенно точно сказать, что существует музыка «женская» и музыка «мужская». Когда меня спрашивают, в каком стиле играет NAKA, я так прямо и отвечаю: «Женский рок». И всем сразу становится понятно.
Дмитрий Рыбаков: У нас очень эмоциональная музыка. Огромный упор делается на динамику. Многие команды не придают этому большого значения в своем творчестве, а Настя здесь выигрывает.

-- Сколько треков всего на пластинке будет?
А.Ш.: Тринадцать. Плюс ремикс на «Гопницу».

-- Публика уже со всеми ними знакома?
А.Ш.: Вряд ли. Мы довольно редко играем все до конца. Это было пару раз в «Граффити». Если бы нам даже давали достаточно времени, все равно было бы очень сложно исполнить всю программу. Причина тому -- огромная эмоциональность и тонкая нюансировка, о которых говорил Дима. Очень тяжело психологически, физически и духовно. Для меня всегда в песне самое главное -- понимать, о чем она. Если я для себя не нахожу какой-то внутренний смысл, а потом не могу донести эту мысль со сцены, то проделанная работа для меня была пустой.

-- Диск получился единообразным? Есть какая-то стержневая идея, проходящая через весь альбом?
А.Ш.: Безусловно. Даже когда я составляла определенную компиляцию, я следила за тем, чтобы песни развивались, как истории. Но об одной общей идее сложно говорить, потому что песни все равно все разные. Иногда бывает повтор в тематике. Есть социальные песни, про смерть, про жизнь, про любовь... Хотя альбом цельный. Наверное, даже благодаря этой своей разности. Потому что все равно одни и те же головы думали и руки работали. Интересно наблюдать, как трансформируются чувства этих людей в разных предлагаемых обстоятельствах.

-- А реально назвать сейчас несколько песен, которые для каждого из вас самые -- самые? Я понимаю, конечно, что они все любимы вами (детки -- что уж тут попишешь). Но, может, есть все-таки парочка таких, которые вы исполняете на концертах с наибольшим удовольствием?
А.Ш.: Они у каждого свои. От себя могу сказать, что в альбоме все композиции талантливы, но есть три гениальные. Это «Кома», «За дождем» и «Дорога».
А.Б.: Мне очень нравится «В подоле», «Тебе 40, мне 20»...
Д.Р.: «В подоле».
Н.С.: «Нет меня».
С.П.: «Дорога».
A.Л.: «За дождем», «Крылья»…

-- Презентацию пластинки планируете?
А.Ш.: Пресс-конференция «по поводу» будет. А официальная презентация... вполне возможно. Не знаю пока, где и за какие деньги. Я как-то читала на одном из форумов в Интернете, что группа NAKA -- какие-то буржуи, деньги гребут лопатой, поэтому и не ищут себе спонсоров, а все делают за свои финансы. У нас ситуация не совсем такова. Мы просто работаем НА этот альбом. Никто ведь не знает о том, что мы с мужем уже который месяц не можем купить себе домой кровать, так и спим на полу. Поэтому об официальной презентации речь не идет, можем говорить только о концертах в поддержку альбома.

-- Невозможность выступлений -- это, пожалуй, самый больной момент на сегодняшний день. Для любой белорусской рок-команды. Насколько сильно от этого страдает NAKA?
А.Ш.: Я, правда, ребятам этого стараюсь не показывать, но порой я просто схожу из-за этого с ума. Потому что мы в первую очередь группа концертная, «живая», а выхода всему этому нет. Да и просто хочется быть доступными зрителю и слушателю.

-- Кстати, как вы думаете, этот белорусский слушатель в основной своей массе оценит вашу музыку?
А.Ш.: Люди у нас сейчас просто задурены. Поскольку им не показывают ничего хорошего, они наивно уверены в том, что все то хорошо, чем их так навязчиво кормят на том же государственном телеканале или радио. Если у них будет, с чем сравнивать, то, вероятно, все изменится. Я верю, что не все так плохо. Не было ни одного концерта, где бы нас не поняли и не приняли. На самом деле люди все хорошие, просто некоторые из них этого пока не знают. Или притворяются. А может, ошибаются.
Андрей Исаченко: Как-то так получилось, что в контексте белорусских музыкальных дел NAKA сегодня стоит особняком. Мы не вписываемся ни в брит- поповскую компанию, ни в белорусскоязычное музыкальное сообщество, ни в поп-тусовку, ни в форматные дела, в которых варятся поп-роковые группы, каверов мы тоже не делаем, так как своего материала достаточно... Это ситуация поставила группу в некую изоляцию. Группа собирается на репетиции четыре раза в неделю, не имея при этом ни одного концерта за два месяца.

-- Как я сегодня поняла, вы уже приступили к работе над новым материалом. Он будет отличаться от того, который вошел в альбом «Тебе»?
А.Ш.: Да, мы сейчас делаем уже вторую песню. Конечно, хотим двигаться дальше, делать все серьезнее. Поэтому у меня иногда возникают сложности, когда я в собственной голове фильтрую собственный же материал. Одно знаю точно: новые песни будут круче старых.

-- Давайте сейчас попробуем вот какую штуку. Дебютному альбому группы NAKA нужна реклама (что, в принципе, естественно). Грубо говоря, нужно каким-то образом заставить слушателя... нет, подтолкнуть его к тому, чтобы он взял с полки конкретно ваш диск. Объясните же ему, почему именно пластинка «Тебе» достойна быть приобретенной?
А.Ш.: Когда мы только начинали работать над первыми песнями, я сразу для себя уяснила: это родная, настоящая, чувственная музыка. Если белорусскому слушателю-зрителю интересно такое творчество, тем более, творчество людей, живущих совсем рядом с ними... то он, скорее всего, купит этот альбом.

-- В своих планах далеко заходите?
А.Ш.: У нас должен выйти альбом в Москве. Вполне возможно, что весной издадимся в Украине. Будем работать над новым материалом и уповать на божью волю, что «живые» выступления все-таки в Беларуси перестанут быть для музыкантов проблемой N 1. «Живому» коллективу пластинки нужны в поддержку концертов, а не так как у нас это обычно бывает: группа выступает, представляя и поддерживая альбом.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета