DJ Koromisslove
Ди-джей и музыкант

Наряду с многотысячными танцолами завороженных музыкой клабберов, сливающихся в едином порыве эмоций, и отрешенными от повседневности андерграундными вечеринками существует и другая DJ-культура. Это совсем небольшие кафе и бары, имеющие свой характер и свою публику. Случайный посетитель может оказаться и не в курсе происходящего и пройти мимо, а может (чаще всего именно так и происходит) впустить в себя солнечные ритмы 60-70-х и окунуться в мир беззаботности с притягательной эстетикой джаза. Тим Коромыслов -- человек и DJ, играет именно такую музыку.
-- Как давно ты занимаешься ди-джеингом? Почему ты выбрал именно эту профессию?
-- Профессию диск--жокея я не выбирал (вообще-то, я режиссер). Но всегда любил хорошую (читай «искреннюю») музыку. Однако слушать ее одному было бы неправильно, ведь очень хочется, чтобы то, что взволновало тебя -- затронуло других. Жажда сопереживания направила меня к вертушкам, и если спустя 10 лет это все еще кому-то нравится, значит, в этом есть смысл, а я действительно имею право на публичную демонстрацию своего музыкального вкуса.

-- Стилистика (условно назовем ее black music -- soul, funk и hip-hop), в которой ты играешь -- насколько тебе, как белому человеку, удалось понять эту музыку? Возможно ли вообще достигнуть этого понимания?
-- Было бы странно (если не сказать -- глупо), если бы восприятие музыки зависело от цвета кожи меломана. Просто funk&soul лучше всего удается нашим черным братьям. А насколько глубоко или поверхностно я проник в суть этой музыки сказать сложно… А все, что сложно, наверное, все-таки неправильно. Ведь все должно быть просто и легко (значит, идешь по нужной дорожке). Поэтому, я ПРОСТО чувствую эту музыку, а правильно или не правильно я ее понимаю… не знаю. Если люди, которые пришли на вечеринку и впервые услышали оригинальный фанк 60-х, ощутили солнечную энергию этой музыки -- значит понимание достигнуто. Возможно, после этого вы захотите побольше узнать об этой культуре, о людях, о времени, о воздухе… и в следующий раз услышав black music вы в душе хитро улыбнетесь, мол, я-то знаю о чем это.

-- Ди-джей и музыкант -- это равноценные понятия для тебя?
-- Безусловно, ди-джей и музыкант это разные профессии, но у них много общего, поэтому нередко диск-жокей сам пишет музыку. DJ -- это, прежде всего, компилятор, а насколько он профессионален, определяет не техника и/или мастерство микширования и не то, насколько он ориентируется в желаниях клабберов, а его собственный вкус. И право иметь этот вкус (к сожалению, с тех пор, как диск-жокеем стало быть модно об этом просто забыли). А вообще и ди-джей и музыкант – диктаторы, и это нас объединяет.

-- На твой взгляд, доминация поп-культуры (и последующее вытеснения искусства из всех сфер человеческой жизнедеятельности) -- это неизбежный процесс?
-- Конечно. В какой бы сфере искусства вы не творили, хочется, чтобы вас оценили. Кто-то сказал, что искусство ТРЕБУЕТ понимания. И я не верю тем, кто говорит "А мне все равно -- поймут это или нет, главное -- что я самовыразился". А чем больше людей понимает ТО-ЧТО-ТЫ-ДЕЛАЕШЬ, тем больше появляется подражателей (ну, просто у человека не сформировался свой вкус и он целиком доверяет интересам какого-нить авторитета), а это рождает новую волну "поклонников жанра". И так вот постепенно андерграунд становится поп-культурой. И ничего оскорбительного в этом нет, просто всегда хочется быть причастным к какой-нибудь тайне, к чему-то закрытому, резервированному.

-- Тебе мешает то, что некоторые посетители вечеринок употребляют алкоголь (теряется адекватное восприятие музыки)? Расслабляешься ли ты сам во время сета таким образом?
-- Я не считаю, что это ведет к потере адекватного восприятия. Вообще, что такое адекватное восприятие? В каком бы ты ни был состоянии (со всеми накопившимися или, наоборот, забытыми проблемами, тяжким или невесомым грузом личного опыта, случайно услышанные фразы, интригующие улыбки, впечатления, фантазии и т.д.) -- ты слышишь музыку, и именно те эмоции и чувства, которые у тебя возникают, и есть АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Два раза одинаково не услышишь. Ну а выпить хороший виски на фанковой вечеринке -- это чуть ли не ритуал.

-- Тебя можно услышать главным образом в небольших DJ-барах. Такие места наиболее комфортны для твоей музыки?
-- Как я уже говорил, я считаю, что все, что легко -- правильно (может, конечно, это от лени), а любое рутинное приготовление к вечеринке (что да как да почему да где да зачем?) вызывает у меня дискомфорт и чуть ли не страх. А так как все правильное космически предопределено, то в определенный момент встречаются единомышленники и каким-то чудом поклонники black music собираются в пятницу ночью в одном месте. А небольшое пространство позволяет возникнуть более тесному общению, которое вряд ли возможно в огромном (или большом) пусть даже забитом до отказа клубе. Идеальным местом в истории Минска был "28" -- опять-таки -- космическое собрание единомышленников, а в настоящем времени оазисом меломанов является Vienna. За что всем огромное спасибо и персональная благодарность Сергею (Red) и Андрею.

-- Количество людей, называющих себя ди-джеями, постоянно растет. Куда, на твой взгляд, будет развиваться ди-джеинг далее? Сегодня можно запросто имитировать сведение просто двигая частотные фильтры, при этом никак не влияя на сет (и ты будешь считаться ди-джеем) -- это все кризис технологии или же… твой вариант?
-- Для того, чтобы сделать прогноз движения диск-жокеев, достаточно взглянуть на андерграунд (и опять последние станут первыми). Потребность в лишенной эмоций клубной музыке постепенно исчезает, людям хочется живых эмоций, которые невозможно запрограммировать, а имитация не может вскружить голову. Конечно, смешно было бы предполагать, что массово-актуальным станет джаз. Однако, ди-джей, который может сейчас "осмелиться" сыграть джаз в большом клубе, безусловно, достоин уважения. А что касается технологий… на мой взгляд, это все второстепенно, ведь, как я уже говорил, не в технике дело, мы ведь не тракторы собираем.

-- Как далеко ушел фанк в своем развитии по сравнению с шестидесятыми? Ты играешь пластинки тех лет?
-- Я вообще не играю с пластинок, я играю переписанные на диски винилы 60-70-х и музыку вышедшую в цифровом виде в недавнем времени. Говорить о развитии фанка, мне кажется, нелепо, так как развитие предполагает прогресс, а упрощение (пожалуй ПРОСТО все-таки не всегда правильно) называется другим словом. Сам funk был придуман как стеб (дружеский, конечно) над джазом, а то, что сейчас выпускают под этим названием, зачастую даже не стеб, а что-то безжизненно оскорбительное. Хотя, есть немало современных коллективов, которые поддерживают традиции сумасшедшей музыки ярких шестидесятых.

-- Затронул ли тебя возросший во всем мире интерес к R&B? Что ты думаешь об этом направлении -- это еще один продукт поп-культуры, либо же естественное развитие джаза (пусть и в такой коммерческой форме, но весьма и весьма достойное)?
-- Об этой закономерности я уже говорил. Мне многое нравится из того, что называется R&B (наверняка, если вы спросите старого поклонника фанка "Ну, как тебе R&B?", он ответит вопросом "А что это?"), а еще больше оставляет равнодушным. Вообще, я думаю, что любая музыка, которая строится на коммерческих камнях, слишком устойчива для полета воображения.

-- Процесс старения музыки и звуков (когда определенные звуки затираются от частого использования и устаревают из-за появления более совершенной технологии производства оных) -- какое он оказывает влияние на твои сеты?
-- Самый позитивный -- если вы действительно считаете, что эти звуки состарились, то должны согласиться, что у них за спиной яркая история (и не одна), эту "старую" музыку писали такие же молодые люди, как вы, и такие же молодые люди были счастливы, слушая ее, неужели вы думаете что что- то изменилось?


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета