D.I.Y. История одной записи
С чего начать? Нет, дело не в том, что я не знаю, как начать статью, нет. Я говорю о другом. С чего начать, если ты музыкант, и не просто оттого, что это модно или престижно, что тебе хочется всегда быть «в теме», светиться на экранах, а потому, что ты жаждешь жить тем, что слышишь, и слышать то, чем живешь (несмотря на то, что родители с детства пророчили тебе карьеру адвоката или высокопоставленного чиновника)? Казалось бы, ответ абсолютно прост: ищи себя, находи, открывайся себе и окружающим, пусть они тоже чувствуют тебя. НО (злосчастное, вездесущее НО)… вот только одна беда: как закричать так громко, чтобы мир содрогнулся и даже глухой стал слышащим.
Сложно. Нет. Очень сложно. Особенно в нашей стране, особенно, если ты просто талантливый музыкант. Конечно, подводить всех по одну черту нельзя. Кому-то везет: первый поклонник его творчества оказывается богатым стареющим дядюшкой-бизнесменом, который готов оплатить не только репетиции и инструменты, но и запись дебютного альбома на лучшей студии нашей (а если особенно повезет -- и не нашей) страны. Но таких мало. А что, если не свезло? Если тебя не заметили?
Конечно, первое, это заявить о себе так, чтобы тебя было просто невозможно не заметить: например, выиграть как минимум один (хотя их не так уж много) из так называемых «конкурсов молодых исполнителей» (“Басовішча” или “Звездный дилижанс” -- кому что по душе). Другое дело, что для того, чтобы выиграть, нужно играть, много, долго, профессионально. Ведь зачастую «молодые исполнители» в Беларуси давно уже имеют за 30 свечек на торте -- опыт, как ни крути, сказывается. Тогда есть еще вариант: дабы накопить опыта, замучить себя репетициями. Вот только опять все упирается в деньги... и во время: за месяц и даже за год достаточно техники и мастерства не наберешься, зато семейный бюджет попреуменьшишь.
Так что вопрос остается актуальным. Что делать, если ты кроме таланта не располагаешь ни средствами, ни связями? Так называемый D.I.Y.: раскрути себя сам. Возможно... Только как бы не проиграться, пытаясь сэкономить.
Приведу всего лишь один пример: записывая дебютный альбом, группа посетила три студии, оставив деньги трем звукорежиссерам,... и пока что еще не увидела результата. Скупой платит дважды.
Известно, что только дураки учатся на своих ошибках. Пользуйтесь чужими.
Записываясь впервые, обращаться лучше к профессионалам, а не к тем, кто «когда-то делал что-то подобное друзьям друзей моих друзей» -- вряд ли цена опустится настолько, насколько потеряется качество и, что особенно важно, время. Однако, стремясь поспеть с альбомом на несколько месяцев раньше, ни в коем случае нельзя самоуверенно записываться за одну ночь «живьем» -- профессионализму потребуется еще больше, чем для того, чтобы выиграть вышеупомянутый конкурс. В итоге придется убабахать еще лишних две сотни минимум. А ведь кто-то готов платить звукорежиссеру за ту же работу больше, гораздо больше. Следовательно, мастеринг и сведение его записи будет проходить в первую очередь, а вы, как неймущие, снова будете ждать. Надоело? Не удивительно. Радует то, что уже есть материалы с двух студий. Гляди, из них получится слепить что-то, более или менее, для дебюта самое то. Вопрос только: где? Нужно искать третьего звукорежиссера, теперь уже стопроцентно надежного, того, кто возьмется за работу быстро и упрямо... И опять же платить ему деньги. Причем, если ключевым является слово «быстро», то это, как выяснилось в результате прошлого плачевного опыта, должны быть большие деньги. При всем при этом процесс записи затягивается уже на год: поклонники кусают локти, давно насытившись обещаниями, издатели ждут, хоть и без особого фанатизма, да и сам ты давно осознаешь, что время не только пришло, но, похоже, уже понемногу проходит мимо. За последнюю возможность хватаешься, как падающий с отвесной горы, за траву: платить готов сколько угодно и когда угодно.
Что в результате? Экономия? Ни капли.
Вывод? D.I.Y. по-белорусски -- дело опытных людей. Нет своего опыта? Учитесь на чужом.
Сложно. Нет. Очень сложно. Особенно в нашей стране, особенно, если ты просто талантливый музыкант. Конечно, подводить всех по одну черту нельзя. Кому-то везет: первый поклонник его творчества оказывается богатым стареющим дядюшкой-бизнесменом, который готов оплатить не только репетиции и инструменты, но и запись дебютного альбома на лучшей студии нашей (а если особенно повезет -- и не нашей) страны. Но таких мало. А что, если не свезло? Если тебя не заметили?
Конечно, первое, это заявить о себе так, чтобы тебя было просто невозможно не заметить: например, выиграть как минимум один (хотя их не так уж много) из так называемых «конкурсов молодых исполнителей» (“Басовішча” или “Звездный дилижанс” -- кому что по душе). Другое дело, что для того, чтобы выиграть, нужно играть, много, долго, профессионально. Ведь зачастую «молодые исполнители» в Беларуси давно уже имеют за 30 свечек на торте -- опыт, как ни крути, сказывается. Тогда есть еще вариант: дабы накопить опыта, замучить себя репетициями. Вот только опять все упирается в деньги... и во время: за месяц и даже за год достаточно техники и мастерства не наберешься, зато семейный бюджет попреуменьшишь.
Так что вопрос остается актуальным. Что делать, если ты кроме таланта не располагаешь ни средствами, ни связями? Так называемый D.I.Y.: раскрути себя сам. Возможно... Только как бы не проиграться, пытаясь сэкономить.
Приведу всего лишь один пример: записывая дебютный альбом, группа посетила три студии, оставив деньги трем звукорежиссерам,... и пока что еще не увидела результата. Скупой платит дважды.
Известно, что только дураки учатся на своих ошибках. Пользуйтесь чужими.
Записываясь впервые, обращаться лучше к профессионалам, а не к тем, кто «когда-то делал что-то подобное друзьям друзей моих друзей» -- вряд ли цена опустится настолько, насколько потеряется качество и, что особенно важно, время. Однако, стремясь поспеть с альбомом на несколько месяцев раньше, ни в коем случае нельзя самоуверенно записываться за одну ночь «живьем» -- профессионализму потребуется еще больше, чем для того, чтобы выиграть вышеупомянутый конкурс. В итоге придется убабахать еще лишних две сотни минимум. А ведь кто-то готов платить звукорежиссеру за ту же работу больше, гораздо больше. Следовательно, мастеринг и сведение его записи будет проходить в первую очередь, а вы, как неймущие, снова будете ждать. Надоело? Не удивительно. Радует то, что уже есть материалы с двух студий. Гляди, из них получится слепить что-то, более или менее, для дебюта самое то. Вопрос только: где? Нужно искать третьего звукорежиссера, теперь уже стопроцентно надежного, того, кто возьмется за работу быстро и упрямо... И опять же платить ему деньги. Причем, если ключевым является слово «быстро», то это, как выяснилось в результате прошлого плачевного опыта, должны быть большие деньги. При всем при этом процесс записи затягивается уже на год: поклонники кусают локти, давно насытившись обещаниями, издатели ждут, хоть и без особого фанатизма, да и сам ты давно осознаешь, что время не только пришло, но, похоже, уже понемногу проходит мимо. За последнюю возможность хватаешься, как падающий с отвесной горы, за траву: платить готов сколько угодно и когда угодно.
Что в результате? Экономия? Ни капли.
Вывод? D.I.Y. по-белорусски -- дело опытных людей. Нет своего опыта? Учитесь на чужом.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2005 год в рубрике музыкальная газета