ПЕРШАСЬВЕТ
«Наши выступления объединяет только настроение…»

Загадочные звуки гитары, аккуратное сочетание флейты, окарины и народных барабанов... Казалось бы, многих сейчас тянет на фолк, однако такой фолк, который играют ребята из группы ПЕРШАСЬВЕТ, вряд ли кто-нибудь когда-нибудь слышал.
В их музыке сочетаются музыкальные мотивы разных народов мира и загадочные гитарные риффы в стиле PINK FLOYD, приправленные качественной импровизацией. Они нередкие гости разных сценических площадок, но никогда не знают, где будут выступать в следующий раз. Им предлагают помощь в продвижении своей музыки, но ПЕРШАСЬВЕТ пока и не думает о записи альбома. Они зарабатывают декоративно-прикладным искусством, а их музыка встречает приветливые отзывы музыкальных гурманов. Корреспондент “Музыкальной газеты” побывал в мастерской у Дмитрия Зайцева и Андрея Молоковича, участников группы ПЕРШАСЬВЕТ, и взял у них интервью.
-- Как у вас возникла мысль перейти с вашего хобби, изготовления музыкальных инструментов, к непосредственному занятию музыкой?
Дмитрий Зайцев: В самом начале нашим основным занятием было декоративно-прикладное искусство. Мы занимались резьбой по дереву, бересте, и т.д. А уже когда мы стали делать выставки своих работ, тогда сама собой родилась идея музыкального сопровождения к этим выставкам. Андрей занимался музыкой уже очень давно…
Андрей Молокович: Да. До того, как мы с Димой начали работать вместе, я работал в подмастерьях у человека, который занимался ремонтом и изготовлением гитар. Потом со временем мы пришли к народным инструментам, начали играть музыку даже с каким-то оттенком этно. Вообще, народный инструмент -- это интересное занятие, которое не требует такой дисциплины, какой требует занятие классическими инструментами и даже электро- гитарой. Народные инструменты требуют чувства их внутреннего характера, нежели какую-то дисциплину в исполнении.
Д. З.: Потом у того, что было раньше музыкальным сопровождением выставок, появилась своя ниша. Состав у нас очень плавающий, очень
разнообразный. Основа -- это мы с Андреем вдвоем. Музыка у нас спонтанная, основана на импровизации, поэтому практически каждый, кто мало- мальски владеет какими-то музыкальными инструментами, вполне может приобщиться к нашей музыке.

-- Как вы нашли свой стиль, ведь он у вас далеко не однозначный?
Д. З.: Стиль… Стиль, наверное, тоже родился сам. Просто была группа людей, человек 5-6, которые собирались и репетировали, и тогда родился этот стиль. Потом Андрей с электро-гитарой добавил музыке новые черты.
А. М.: Что касается стиля, то его, наверное, попросту нет. Если взять первые и последние выступления, то это совершенно разная музыка. Единственное, что их объединяет, по-моему, это общее настроение, настроение, которое можно получить с помощью любых инструментов, которые есть под рукой. Может быть, то, что мы играем, можно назвать «мировой музыкой».

-- Но стиль же сам по себе не рождается. Возможно, какая-то музыка на него повлияла?
А. М.: Вообще музыки слушается масса. Диапазон очень большой: это и этническая, и современная инструментальная, и классическая музыка. Это все немного влияет. Но ведь сейчас не ставится цель -- играть heavy-metal, rock-n-roll, или jazz-rock. А есть просто определенное желание рождать настроения, которые находили бы какой-то резонанс.

-- Интересно, инструменты вы делаете по своим задумкам, или по каким-то описаниям, чертежам?
А. М.: На самом деле мы не так много инструментов сделали (улыбается).
Д. З.: Однозначно не по чертежам, скорее интуитивно. Главное в инструменте -- это найти его тембр и отстроить какой-то звукоряд, чтобы это было правильно с академической стороны. Исходя из этого, мы и делаем некоторые инструменты. Есть такие, которые имеют свой тембр, но отстроить их нам еще не удалось.

-- И вы играете на всех своих и фабричных инструментах. Значит, вас можно назвать мультимузыкантами.
А. М.: Нет, ну «мульти» -- это уже очень круто. Просто на одном мы шлепаем, на другом дудим…
Д. З.: Вот мне ближе флейта, окарина, какой-нибудь несложный ритм могу на барабанах отстучать. Но барабаны -- это отдельная стихия… Андрей, наверное, более универсален.

-- Где вы раньше выступали?
А. М.: Где мы только не выступали. Началось это все с пушкинской библиотеки года два назад. Мы выставили там свои работы и решили сделать музыкальные вечера, то есть озвучить пространство выставки подобным настроением. Ну а потом втянулись. (смеется) Однажды у нас был даже сольный концерт. Проходил и очень интересный проект «Этноритм», организованный Ариной Вечеркой. Там было все, что связано с этникой. И, поскольку мы играем на инструментах, которые каким-то образом относятся к этническим, то мы сделали небольшую программу.

-- Про альбом пока и речи нет?
Д. З.: Пока нет. Вообще, конечно, интересно было бы, если течение повернет в гавань студии, что-то сделать. Разные люди нам говорили, что могут нам чем-то помочь, посоветовать, но (может быть, с нашей стороны было мало инициативы) пока что не складывается у нас осознанное плавание. 

-- Как возникло ваше название ПЕРШАСЬВЕТ?
Д. З.: Вообще, звучало оно первоначально на русском языке ПЕРВОМИР. Первомир -- это понятие некоего изначального мира, не первобытного, а того мира, который присутствует всегда. Есть некая изначальная природа, и она находит отражение в творчестве, музыкальном или декоративно-прикладном. Некоторые наши музыкальные вещи не столько мелодические. В них используется сама вибрация звука.
А. М.: Звук психологический (улыбается)…
Д. З.: Звук как первооснова… Это может быть какой-то нескладный ритмический рисунок или просто несколько звуков, но они дают некое пространство. Таким образом человек попадает в изначальный мир звуков.

-- Вы нигде не слышали музыки, похожей на вашу?
Д. З.: Похожей, наверное, нет. Но есть некоторые вещи, которые нам близки по настроению и содержанию.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета