ZNICH Што за ўсё тлусьцейшае
Группа ZNICH, кажется, всегда умело лавировала (...лавировала, да вылавировала) между фолком и паганством. И не удивительно: до них этим занимались многие поколения белорусов на протяжении нескольких веков. Сплетать церковно-обрядовую лирику и язычницкие рифмы в хрупкого соломенного паука -- что может быть проще для суеверных и запуганных людей, которые с рождения живут в мире страхов и непонятностей, в мире, где всегда найдется кто-то сильнее и хитрее их самих.
Клип “Што за ўсё тлусьцейшае” первая видеоработа команды ZNICH, сделанная еще в 2001-м режиссером Лель Архипцовой -- наглядный тому пример. По сути, здесь могло бы быть два ролика вместо одного: студийное видео и видео, соответственно, не студийное с, так сказать, природными декорациями. В первом -- темная комната и музыканты группы ZNICH: Алесь Таболич кричит и сверкает глазами, барабанщик дубасит по своему инструменту, а гитаристы, как повелось, меряются длиной волос. Типичный видеоряд к тяжеловесной музыке: у той же СИНИЦЫ клип «Отпусти меня» такой же сине-зеленой расцветки. Во втором весь -- белый свет с его непременно голубым небом и обязательно зеленой землей. Натур-продукт, которым принято сопровождать чисто-фолковые композиции таких групп, как ПАЛАЦ и UR’IA.
Получился, однако, один цельный клип. Одна песня. Песня -- она ведь душа человека. Человек -- дитя земли. Земля -- часть вселенной. Человеки рождаются. Бегают мальчиками по колючей траве и топают девочками по пыльной дороге. Катится соломенное колесо жизни. Человеки прячут кого-то родного под бесконечными крестами и горстями земли и уходят куда-то по тем же пыльным дорогам. Гуляют так себе по земле целые поколения человеков, топчут да топчут землю. А она все не стопчется. Потому что ОНА за ўсё тлусцейшая. У человека того уж и руки не работают и ноги не ходят, а земля стоит себе (стоит ли? или все-таки движется?) как ни в чем не бывало. А над ней небо, такое же безразличное, как и всегда. Огромное и тяжелое: даже камера снизу вверх, как и мы всегда -- крохотные и слабые перед бесконечностью. Снимай этот клип хоть пять веков тому -- зелено-голубой закон природы неизменен.
Не совсем качественная картинка, хотя для 2001 года (плюс вечный наш недостаток хорошей техники -- то есть это, конечно, минус) смотрится вполне прилично для момента его создания. Не совсем зрелищный ряд из бытовых фольклорных зарисовок. Как и сама Беларусь -- никогда недосовсем и недоконца.
Клип “Што за ўсё тлусьцейшае” первая видеоработа команды ZNICH, сделанная еще в 2001-м режиссером Лель Архипцовой -- наглядный тому пример. По сути, здесь могло бы быть два ролика вместо одного: студийное видео и видео, соответственно, не студийное с, так сказать, природными декорациями. В первом -- темная комната и музыканты группы ZNICH: Алесь Таболич кричит и сверкает глазами, барабанщик дубасит по своему инструменту, а гитаристы, как повелось, меряются длиной волос. Типичный видеоряд к тяжеловесной музыке: у той же СИНИЦЫ клип «Отпусти меня» такой же сине-зеленой расцветки. Во втором весь -- белый свет с его непременно голубым небом и обязательно зеленой землей. Натур-продукт, которым принято сопровождать чисто-фолковые композиции таких групп, как ПАЛАЦ и UR’IA.
Получился, однако, один цельный клип. Одна песня. Песня -- она ведь душа человека. Человек -- дитя земли. Земля -- часть вселенной. Человеки рождаются. Бегают мальчиками по колючей траве и топают девочками по пыльной дороге. Катится соломенное колесо жизни. Человеки прячут кого-то родного под бесконечными крестами и горстями земли и уходят куда-то по тем же пыльным дорогам. Гуляют так себе по земле целые поколения человеков, топчут да топчут землю. А она все не стопчется. Потому что ОНА за ўсё тлусцейшая. У человека того уж и руки не работают и ноги не ходят, а земля стоит себе (стоит ли? или все-таки движется?) как ни в чем не бывало. А над ней небо, такое же безразличное, как и всегда. Огромное и тяжелое: даже камера снизу вверх, как и мы всегда -- крохотные и слабые перед бесконечностью. Снимай этот клип хоть пять веков тому -- зелено-голубой закон природы неизменен.
Не совсем качественная картинка, хотя для 2001 года (плюс вечный наш недостаток хорошей техники -- то есть это, конечно, минус) смотрится вполне прилично для момента его создания. Не совсем зрелищный ряд из бытовых фольклорных зарисовок. Как и сама Беларусь -- никогда недосовсем и недоконца.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2005 год в рубрике музыкальная газета