Сделай Сам
D.I.Y. in the USA

Еще до взятия первого аккорда и до выкрика первого слова в микрофон, молодые музыканты уже придумывают название для своего юбилейного десятого альбома и раздают в мечтах автографы многотысячной толпе, которая столпилась у входа в их гостиницу. По крайней мере, именно так представляется слава и успех. Именно это видит наш зритель на голубом экране MTV. Что и говорить -- наши молодые музыканты очень скептически относятся к американской альтернативе. Проще говоря, они свято верят в ее полное отсутствие. «Что? Американская альтернатива? LINKIN PARK, что ль? SLIPKNOT? SYSTEM OF A DOWN, упаси Боже? А может даже BLINK 182?» Никто и слушать не хочет о существовании андерграунда -- большинству кажется, мол, стоит только взять в Америке гитару в руки и вокруг тебя уже будут толпами бегать большеротые малолетки, а в твоем гараже будет тесно от последних моделей Lexus и Bentley. Отечественные молодые музыканты брезгливо смотрят в сторону американской рок-культуры, и уверены в том, что играют они за деньги, но никак не за идею. Тут бы уже и Юрий Юлианович не сдержался, и, смахнув очки с потного лба, прохрипел бы: «Попс-а-а-а-а-а...» На самом деле, играть музыку в США -- это хобби. И как за всякое хобби, за музыку надо платить. Причем платят сами музыканты. И платят не в ожидании прибыли -- платят за то, чтобы просто играть.
Я думаю, эта статья будет интересна нашим начинающим группам, которые лупят по струнам чешских гитарах в полусырых подвалах и записывают это на древние кассетные магнитофоны...

Инструменты


Инструмент -- это лицо музыканта. Инструмент -- это также престиж музыканта. Ну и ко всему прочему -- инструмент еще и качество звука (ну это почти не важно... хи-хи). Чем круче у тебя инструмент, тем выше ты ощущаешь себя над другими музыкантами, которые дерут швайки сомнительного происхождения без роду и племени. В США выше всего котируются марки Gibson (средняя цена -- $2000) и Fender (средняя цена -- $550). Играть на «Фендере» -- это дань моде, а играть на «Гибсоне» -- даже в какой-то степени пижонство. Хорошую продукцию выпускает и дочерняя фирма «Гибсона» под названием Epiphone. В народе ценятся марки Ibanez, Jackson и Kramer. Для начинающих музыкантов есть гитары дочерней «фендеровской» фирмы Squier. За 150 условных единиц можно приобрести сразу и гитару и комбик на 15 ватт. Однако, среди музыкантов средней руки, «Сквайр» совсем не котируется, более того -- считается полным отстоем.

Среди бас-гитар нету равных Fender Jazz Bass и басам фирмы Ibanez. Хорошие барабанные установки выпускают Tama и Pearl. Усилители предпочитают фирмы Marshall. Цены на струны практически такие же, как и в Беларуси -- 6 долларов за набор.

Репетиция

Гаражи и подвалы -- это классика, но доступна она не всем. Большинство групп арендует студии на 2-3 часа для репетиций. Стоимость часа репы -- около 25 долларов, но для команды из пяти человек сумма не такая уж и страшная. Белорусские музыканты (например, НЕЙРО ДЮБЕЛЬ) платят лишь 5 долларов в час.

За указанную сумму помимо студии музыканты получают еще и услуги профессионального звукорежиссера, которые поможет отстроить звук команде перед репетицией.

Даже несмотря на то, что аппаратура в студиях стоит очень неплохая, качество звука очень часто оставляет желать лучшего.

Студия, как правило, довольно большого размера, и в ней кроме команды могут расположиться еще около 6-8 зрителей. Для этого установлены специальные диванчики и мягкие кресла.

Репертуар

Репертуар американского андерграунда не слишком отличается от отечественного. Поют ребята про секс, войну, наркотики, политику и т.д. Хорошим тоном считается сравнение в песне Буша с Гитлером, или появление на сцене в футболке, которая, говоря белорусским диалектом, «порочит честь и достоинство Президента США».

На восточном побережье страны большинство команд играет эмо, краст и хардкор. Западное побережье продолжает традиции своих великих земляков OFFSPRING и GREEN DAY и рубит веселый солнечный поп-панк.

Концерты

Умения играть совсем не достаточно для того, чтобы играть концерты. Умение организовывать концерты -- вот, что наиболее ценится в современном мире американского андерграунда. Администрацию клуба никогда не волнует ни репертуар музыкантов, ни их умение играть. Единственное, что их волнует -- это сколько билетов группа сможет продать, или как это принято говорить -- сколько людей группа сможет привести на концерт. Команда платит залог и получает на руки определенное количество билетов, которые теперь она должна сама распространять. Цена билета в большинстве случае -- 10 долларов. Количество «необходимых продаж» зависит от уровня клуба. В среднем это от 10 до 40 билетов. Если группа не смогла собрать нужную сумму, то ей придется расплачиваться с администрацией клуба из собственного кармана.

Сольные концерты -- большая редкость. Обычно в один концерт набивают от 5 до 20 команд. Поэтому зрители входят в зал по «именным» билетам, что дает администрации наглядное представление о том, на какую группу сколько людей пришло.

Как правило, люди приходят на «своих», и после их выступления они уходят. Так что получается сплошной круговорот -- команда выступает, зрители колбасятся, затем команда уходит, зрители уходят, приходит новая команда и новые зрители, и круг повторяется.

Поэтому очень редко группам предоставляется случай сыграть для «чужих». В основном они играют для «своих» зрителей -- знакомых, родных и друзей. Группа, которая дает больше 5 «живых» выступлений в год, считается прогрессирующей и успешной.

Запись альбома

Когда группа наконец-то начинает более-менее складно играть и придумывает с десяток композиций, ее безусловно тянет на запись своего дебютного альбома. Пишут альбом, как правило, в той же студии, где и репетируют, только в отдельной комнате.

Час записи, сведения и мастеринга стоит около 40 долларов, из них 12-15$ получает звукорежиссер, а остальные деньги уходят на аренду студии. Средний альбом из 10 треков обходится примерно в 5 тысяч долларов.

Процесс записи делится на две неравные части -- сама запись (около двух недель) и расплата за нее (процесс крайне длительный в силу своей дороговизны). Мои знакомые записали свой дебютник в феврале 2004 года, но смогли презентовать его лишь в мае 2005-го. Все это время они расплачивались со студией.

Стоит также отметить, что за указанную выше сумму вы получите лишь болванку со своей записью. Дизайн, обложку, полиграфию, издание диска и все остальное вам придется взять на себя. Это еще N-ое количество зеленых денег.

Как правило, такие релизы издаются тиражом около 200 экземпляров. Практически единственный способ их распространения -- на своих концертах. Хотелось бы отметить, что в Беларуси с этим все гораздо проще.

Успех

Успеха в Америке без радио и ТВ вам не добиться никак, будь ты хоть семи пядей во лбу. Поэтому для альтернативных команд успехом считается выезд в соседний город, соседний штат или «разогрев» у более именитой команды.

Вот, в принципе, и весь рассказ о движении «сделай сам» в Америке. Делайте выводы, господа музыканты...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2021 Музыкальная газета