DJ Shlag хип-хоп и скрэтч неразлучны
Вот уже на протяжении восьми лет существует группа НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ, ставшая популярной благодаря напевным и правдивым текстам в исполнении харизматичных Миха и Базыля. Но в составе группы есть также и менее заметный на публике участник -- Саша DJ Shlag, отвечающий за написание музыки для коллектива. Помимо этого он выступает и сольно. Хип-хоп-ди-джей -- это всегда больше, нежели просто сведение треков в микс. C представителем минского хип-хоп-ди-джеинга -- данное интервью
-- Чем хип-хоповый ди-джей принципиально отличается от ди-джея, играющего другие музыкальные направления?-- Прежде всего тем, что он ди-джей… играющий хип-хоп. Ди-джей, который может не только просто сводить темы в микс, но и сам создавать свои темы, используя для этого специальные пластинки, с записанными на них звуками, эффектами, лупами. Некоторые группы ди-джеев, например, Invisible Scratch Picklz, в состав которой входят такие мировые чемпионы, как DJ Q-Bert, Mix Master Mike, DJ Dez, выпускают целые диски подобных творений.
-- Используешь ли ты скрэтчинг? Есть ли различия в технике скрэтча? Можно ли выделить школы скрэтчинга?
-- Да, я использую скрэтч в своих произведениях -- он делает фонограммы ярче, живее. С развитием аудиотехники у ди-джея появлялись возможности для совершенствования техники игры не только скрэтча, но и вообще построения композиции. Сколько стилей, столько и школ. Лично я делю их на две -- «старая школа» с «живыми» звуками, и «новая школа», которая практически состоит из множества синтезированных попсовых звучков.
-- Чем обусловлен выбор носителей, с которых ты играешь? Твое мнение о CD-деках Pioneer, на которых можно точно воссоздать скрэтч?
-- Винил -- это традиционный носитель традиционного ди-джея всех направлений. Винил -- это классика и современность в «одном флаконе». Винил дает уникальную возможность осязать музыку в буквальном смысле: «Что ты делаешь?» -- спросил я у DJ Нельсона, который, высунув язык, пытался лизнуть пластинку. «Пробую музыку на вкус!» В конце концов, винил -- это просто красиво. CD-деки, какими бы навороченными ни были, не дадут мне таких эмоций. Это все равно, что принимать душ в плаще. Про MP3 я вообще молчу.
-- Каковы, на твой взгляд, перспективы ди-джеинга -- это поиск принципиально нового звучания (новаторство), переход на принципиально новые носители (Super Audio CD, DVD-Audio), что позволит увеличить глубину звука, расширить частоту дискретизации (улучшить звук) или же что-то иное?
-- Как я уже отметил про CD-деки, такое же мнение я имею и насчет новаторства. Возможности человеческого слуха не безграничны, как не безграничны акустические параметры помещений клубов, и их оборудования. Везде есть «узкие места», что сводит на «нет» возможности таких носителей. Я считаю это выброшенными на ветер деньгами.
-- Твое мнение о техники первопроходцев ди-джеинга с Ямайки? Актуальна ли такая музыка для тебя?
-- Не знаю я про таких ди-джеев. Что касается актуальности, то для меня это была, есть и будет «старая школа», еще люблю «латинос» и «гараж».
-- Верен ли образ (стереотип?), культивируемый музыкальными каналами о рэп-исполнителях, окруженных девушками и одетых в золотые цепи? Есть ли этому альтернатива в рэпе?
-- Конечно, есть, рэпер -- рэперу рознь, каждый стремится быть непохожим на других «коллег». Начнем с того, что рэп -- это отражение образа жизни общества. Образа, который зависит от менталитета, политики, быта и других аспектов. Поэтому в каждой стране своя хип-хоп-культура, со своими особенностями. Кто-то выражает свою индивидуальность, показывая свою «крутизну», возвышая себя любимого, кто-то предстает себя в образе бомжа. Не верьте глазам своим, это лишь видимость. Вся правда в реальной жизни!
-- Рагга, джангл -- приветствуешь ли ты такое развитие хип-хопа?
-- О рагга! Как много в этом слове! Назовите мне хоть одно современное направление музыки, где бы не присутствовали рагга-фишки. Эта музыка - наркотик. Джангл -- направление, которое как-то незаметно для меня переросло в драм-н-бэйс. Никогда не воспринимал эту музыку всерьез, и тем более не считал хип-хопом.
-- Твое мнение об интеллектуальном хип-хопе от DJ Vadim? Не отдалился ли он от улиц? Позитивно ли такое движение?
-- DJ Vadim мне неинтересен. К интеллектуальным ди-джеям я бы отнес DJ Krush’а. Это музыка, которую может слушать каждый. Где угодно и под любое настроение. Музыка, которая не оставит слушателя равнодушным. И необязательно она должна быть связана с уличной культурой.
-- Ты участвовал в R&B-мероприятиях в клубе Remix82. Чем тебя привлекла данная музыка?
-- Вообще-то я играл там чистый «хип-хоп», R&B, который является серьезным конкурентом для более андерграундного, жесткого направления, игрался в другом зале. Я, если можно так выразиться, собрал истинных ценителей «хип-хопа». А R&B -- попсятина, которая дает возможность девушкам завлечь сильную половину сотрясанием своих прелестей, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мало что из R&B я действительно уважаю.
-- Где тебя можно услышать сейчас? Часто ли ты выступаешь за рубежом?
-- Да пока только у нас в РБ совместно с группой НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ», так как являюсь ее участником.
-- Есть мнение, что «R&B основан на сексуальном влечении, потому так популярен среди молодежи. Остальная же музыка имеет какие-то допинг- предпосылки». Насколько это соответствует действительности, на твой взгляд? Есть ли специфический допинг в R&B и хип-хопе?
-- Я тоже считаю, что «R&B основан на сексуальном влечении». Это прежде всего связано с тем, как такую музыку нам преподносит «загнивающий капитализм». Все мы смотрим клипы по «ящику»… Особенно достается психическому состоянию молодого, еще сексуально несформированного организма. Меня, как слушателя, «качает» любимая, проверенная временем музыка и без всяких допингов. Если я «принимаю допинг» -- значит ди-джей не дал мне музыку, которую я хочу слышать.
-- В чем принципиальное отличие при сведении электронной музыки и «живой» (например, даб и хип-хоп)? Можно ли теоретически свести музыку разных направлений в один микс, либо же вычленить басовую партию для свода в дэз-метале?
-- Все зависит от скорости. 90 BPM никак не сведется со 136 BPM. Отсюда вывод…А «транс» и, например, «гараж» свести можно, так как они одной скорости. Очень, даже, получится.
-- Ты являешься битмейкером группы НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ. Это является логическим развитием тебя как ди-джея или же это отдельное направление твоего личностного роста?
-- Не только битмейкером, я полностью делаю всю музыку. Это основа меня, как творческой личности, а ди-джеинг скорее хобби.
-- Легче ли создавать рэп-композиции, нежели композиции электронной музыки? Есть ли в них (рэп-треках) примитивизм и первобытная агрессия, которая усиливает воздействие на слушателя?
-- В данный момент я продвигаюсь в области «2-step» -- это модное в Англии электронное направление. По сложности создания композиции нет разницы, так как в любую тему я вкладываю часть своей души. Могу сотни раз переделать все, пока не почувствую, как музыка начинает «забирать» -- это непередаваемые ощущения. О примитивизме можно говорить, имея в виду «старую школу», когда создание качественной музыки было технически сложным процессом. Сейчас с этим все отлично, стоит только взглянуть на хит-парады радио и телевидения.
-- Что ты думаешь о перспективах современного хип-хопа, в частности, в Беларуси?
-- Если не стремиться передирать западную культуру, а делать свое, близкое душе нашего человека, то белорусский хип-хоп, без сомнения, обретет популярность! На что есть все предпосылки. Главное, делать упор на качество, а не количество. Пусть это делается 3-5 лет, оно даст свой результат!
-- Есть ли перспективы у социальной тематики в текстах MC?
-- Безусловно! Выйдите на улицу, посмотрите, что делается вокруг -- вот вам источник вдохновения! Опишите проблему или, наоборот, радость, чтобы каждый увидел в теме себя, и это без внимания не останется. Но это мое мнение.
-- Чем хип-хоповый ди-джей принципиально отличается от ди-джея, играющего другие музыкальные направления?-- Прежде всего тем, что он ди-джей… играющий хип-хоп. Ди-джей, который может не только просто сводить темы в микс, но и сам создавать свои темы, используя для этого специальные пластинки, с записанными на них звуками, эффектами, лупами. Некоторые группы ди-джеев, например, Invisible Scratch Picklz, в состав которой входят такие мировые чемпионы, как DJ Q-Bert, Mix Master Mike, DJ Dez, выпускают целые диски подобных творений.
-- Используешь ли ты скрэтчинг? Есть ли различия в технике скрэтча? Можно ли выделить школы скрэтчинга?
-- Да, я использую скрэтч в своих произведениях -- он делает фонограммы ярче, живее. С развитием аудиотехники у ди-джея появлялись возможности для совершенствования техники игры не только скрэтча, но и вообще построения композиции. Сколько стилей, столько и школ. Лично я делю их на две -- «старая школа» с «живыми» звуками, и «новая школа», которая практически состоит из множества синтезированных попсовых звучков.
-- Чем обусловлен выбор носителей, с которых ты играешь? Твое мнение о CD-деках Pioneer, на которых можно точно воссоздать скрэтч?
-- Винил -- это традиционный носитель традиционного ди-джея всех направлений. Винил -- это классика и современность в «одном флаконе». Винил дает уникальную возможность осязать музыку в буквальном смысле: «Что ты делаешь?» -- спросил я у DJ Нельсона, который, высунув язык, пытался лизнуть пластинку. «Пробую музыку на вкус!» В конце концов, винил -- это просто красиво. CD-деки, какими бы навороченными ни были, не дадут мне таких эмоций. Это все равно, что принимать душ в плаще. Про MP3 я вообще молчу.
-- Каковы, на твой взгляд, перспективы ди-джеинга -- это поиск принципиально нового звучания (новаторство), переход на принципиально новые носители (Super Audio CD, DVD-Audio), что позволит увеличить глубину звука, расширить частоту дискретизации (улучшить звук) или же что-то иное?
-- Как я уже отметил про CD-деки, такое же мнение я имею и насчет новаторства. Возможности человеческого слуха не безграничны, как не безграничны акустические параметры помещений клубов, и их оборудования. Везде есть «узкие места», что сводит на «нет» возможности таких носителей. Я считаю это выброшенными на ветер деньгами.
-- Твое мнение о техники первопроходцев ди-джеинга с Ямайки? Актуальна ли такая музыка для тебя?
-- Не знаю я про таких ди-джеев. Что касается актуальности, то для меня это была, есть и будет «старая школа», еще люблю «латинос» и «гараж».
-- Верен ли образ (стереотип?), культивируемый музыкальными каналами о рэп-исполнителях, окруженных девушками и одетых в золотые цепи? Есть ли этому альтернатива в рэпе?
-- Конечно, есть, рэпер -- рэперу рознь, каждый стремится быть непохожим на других «коллег». Начнем с того, что рэп -- это отражение образа жизни общества. Образа, который зависит от менталитета, политики, быта и других аспектов. Поэтому в каждой стране своя хип-хоп-культура, со своими особенностями. Кто-то выражает свою индивидуальность, показывая свою «крутизну», возвышая себя любимого, кто-то предстает себя в образе бомжа. Не верьте глазам своим, это лишь видимость. Вся правда в реальной жизни!
-- Рагга, джангл -- приветствуешь ли ты такое развитие хип-хопа?
-- О рагга! Как много в этом слове! Назовите мне хоть одно современное направление музыки, где бы не присутствовали рагга-фишки. Эта музыка - наркотик. Джангл -- направление, которое как-то незаметно для меня переросло в драм-н-бэйс. Никогда не воспринимал эту музыку всерьез, и тем более не считал хип-хопом.
-- Твое мнение об интеллектуальном хип-хопе от DJ Vadim? Не отдалился ли он от улиц? Позитивно ли такое движение?
-- DJ Vadim мне неинтересен. К интеллектуальным ди-джеям я бы отнес DJ Krush’а. Это музыка, которую может слушать каждый. Где угодно и под любое настроение. Музыка, которая не оставит слушателя равнодушным. И необязательно она должна быть связана с уличной культурой.
-- Ты участвовал в R&B-мероприятиях в клубе Remix82. Чем тебя привлекла данная музыка?
-- Вообще-то я играл там чистый «хип-хоп», R&B, который является серьезным конкурентом для более андерграундного, жесткого направления, игрался в другом зале. Я, если можно так выразиться, собрал истинных ценителей «хип-хопа». А R&B -- попсятина, которая дает возможность девушкам завлечь сильную половину сотрясанием своих прелестей, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мало что из R&B я действительно уважаю.
-- Где тебя можно услышать сейчас? Часто ли ты выступаешь за рубежом?
-- Да пока только у нас в РБ совместно с группой НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ», так как являюсь ее участником.
-- Есть мнение, что «R&B основан на сексуальном влечении, потому так популярен среди молодежи. Остальная же музыка имеет какие-то допинг- предпосылки». Насколько это соответствует действительности, на твой взгляд? Есть ли специфический допинг в R&B и хип-хопе?
-- Я тоже считаю, что «R&B основан на сексуальном влечении». Это прежде всего связано с тем, как такую музыку нам преподносит «загнивающий капитализм». Все мы смотрим клипы по «ящику»… Особенно достается психическому состоянию молодого, еще сексуально несформированного организма. Меня, как слушателя, «качает» любимая, проверенная временем музыка и без всяких допингов. Если я «принимаю допинг» -- значит ди-джей не дал мне музыку, которую я хочу слышать.
-- В чем принципиальное отличие при сведении электронной музыки и «живой» (например, даб и хип-хоп)? Можно ли теоретически свести музыку разных направлений в один микс, либо же вычленить басовую партию для свода в дэз-метале?
-- Все зависит от скорости. 90 BPM никак не сведется со 136 BPM. Отсюда вывод…А «транс» и, например, «гараж» свести можно, так как они одной скорости. Очень, даже, получится.
-- Ты являешься битмейкером группы НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ. Это является логическим развитием тебя как ди-джея или же это отдельное направление твоего личностного роста?
-- Не только битмейкером, я полностью делаю всю музыку. Это основа меня, как творческой личности, а ди-джеинг скорее хобби.
-- Легче ли создавать рэп-композиции, нежели композиции электронной музыки? Есть ли в них (рэп-треках) примитивизм и первобытная агрессия, которая усиливает воздействие на слушателя?
-- В данный момент я продвигаюсь в области «2-step» -- это модное в Англии электронное направление. По сложности создания композиции нет разницы, так как в любую тему я вкладываю часть своей души. Могу сотни раз переделать все, пока не почувствую, как музыка начинает «забирать» -- это непередаваемые ощущения. О примитивизме можно говорить, имея в виду «старую школу», когда создание качественной музыки было технически сложным процессом. Сейчас с этим все отлично, стоит только взглянуть на хит-парады радио и телевидения.
-- Что ты думаешь о перспективах современного хип-хопа, в частности, в Беларуси?
-- Если не стремиться передирать западную культуру, а делать свое, близкое душе нашего человека, то белорусский хип-хоп, без сомнения, обретет популярность! На что есть все предпосылки. Главное, делать упор на качество, а не количество. Пусть это делается 3-5 лет, оно даст свой результат!
-- Есть ли перспективы у социальной тематики в текстах MC?
-- Безусловно! Выйдите на улицу, посмотрите, что делается вокруг -- вот вам источник вдохновения! Опишите проблему или, наоборот, радость, чтобы каждый увидел в теме себя, и это без внимания не останется. Но это мое мнение.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2005 год в рубрике музыкальная газета