Владимир Бугара
«Гитаристом к Агурбаш? Ни за какие деньги!»

Владимир Бугара -- Музыкант. Вы заметили, я написала это слово с большой буквы? И неспроста. Записать 20 альбомов за 4 года сможет не каждый. При этом стараясь, чтобы композиции не дублировали друг друга. В основе его произведений лежат рок и блюз. И вместе они представляют разноплановое сочетание.

-- Ты музыкант-самородок. То есть никакого специального музыкального образования не имеешь. Очевидно, талант от природы. Никогда не хотелось повысить свой уровень? Например, начать заниматься сольфеджио, учить гаммы, в общем, изучить всю нотную азбуку.
-- Можно было бы. Но в том, что я не знаю всех этих музыкальных нюансов, лично для себя я вижу выгоду. Я не задумываюсь над тем, как мне играть, правильно это будет или нет. И, как следствие, появляется именно что-то свое. Так было у известных мировых гитаристов, у них были свои фишки, которые не изучают ни в одной музыкальной школе.
-- Это, например, кто?
-- Джефф Бэк, Стив Рэй Воуген…По-настоящему классных гитаристов не так много. Можно знать гаммы и аккорды, и в действительности ничего из себя не представлять.

-- Из твоих слов я могу сделать вывод, что музыкальное образование, по твоему мнению, не играет определяющую роль.
-- Именно так. Как бы банально это ни звучало, но главное, чтобы у музыканта был талант, было хотение заниматься музыкой.

-- Давай вернемся в то время, когда у тебя в голове что-то замкнуло и на свет появилась первая композиция. Опиши процесс становления как музыканта.
-- Однажды друг принес игру Play Station. И там оказалась программа, позволяющая записывать музыку. Я загорелся этим открытием, тем более, что музыку любил с детства, и было желание когда-нибудь начать. Вначале я писал компьютерные альбомы, но потом понял, что надо все-таки подыгрывать на гитаре. Вскоре стали появляться все новые и новые вещи.

-- За 4 года ты записал 20 дисков. Это внушительное число. А как обстоят дела с их реализацией?
-- В августе Марина Тихомирова пригласила меня на «Радио Столица» в «Музыкальный портал». В студию часто звонили слушатели с вопросом, где можно купить диски. Приобрести их можно, к сожалению, пока только связавшись со мной. Что касается радио, то я приносил свои композиции на «Альфа». Там послушали, через два дня перезвонили и сказали примерно следующие: «Музыка хорошая. Но нам нужна попса».

-- Форматная фраза для неформатной музыки.
-- На местное «Радио Европа-плюс» я прошел в ночной эфир. В дневной по формату не прошел. Многим нравится, но не все могут услышать.

-- В таком случае не хотелось бы изменить структуру написания музыки, чтобы приблизиться к формату и чтобы появилась возможность продвинуться по карьерной лестнице? Не буду приводить конкретные примеры, но среди музыкантов такое случалось.
-- А я так не умею. Если делать музыку только ради денег, то ничего стоящего не получится. Музыка будет ненастоящей, потому что написана она будет не от души. И рано или поздно слушатель это поймет. Я никогда не скажу: «У меня классная музыка! Слушайте меня!» Но несколько композиций на альбоме все равно найдется, которые будут нравятся практически всем, даже тем, кто слушает исключительно поп-музыку.

-- А какую роль, на твой взгляд, играют деньги в жизни человека?
-- Немаловажную, конечно, но не основную. Деньги -- это приятное дополнение и награда за труд. Но за них не купишь главного, например, жизнь.

-- Ты вольный художник. Один работаешь, сам все для себя решаешь. Но в этом вопросе, я считаю, есть две стороны, положительная и отрицательная. Хорошо, когда никто не указывает, как и что делать. Но с другой стороны, у слаженной команды больше идей, средств реализации, да и вообще поддержка на сцене чувствуется, что немаловажно. Что ты по этому поводу думаешь?
-- Конечно, хорошо, когда за плечами есть поддержка. Но сейчас найти действительно слаженную команду сложно. Я общался с многими молодыми музыкантами, пытался подсказать им, что и как. Но особого интереса в глазах я не видел. А на сцену только ради маскарада выходить не стоит.

-- А как ты считаешь, на белорусской сцене есть люди, которые заслуживают уважения? И вообще, твое отношение к оной.
-- Что касается рок-музыки, то она по-прежнему сидит в тени. Ее и не дают народу послушать. В Беларуси есть хорошие группы, та же КРАМА. Но в силу определенных причин, рок-музыке не уделяют должного внимания. На полоцком радио меня как-то спросили: «Не хотели бы подыграть на гитаре Агурбаш?» Я говорю: «Конечно, нет!» Вопрос глупый, на самом деле. Какое отношение имеет Агурбаш ко мне? Это совершенно два разных «понятия». Я предан своему стилю и ни за какие деньги от него не откажусь. Я мечтаю внести лепту как музыкант, а не отыграть несколько лет и сойти с дистанции. И я надеюсь, что меня услышат и правильно поймут.

-- Я из тех, кто услышал и понял. Знаешь, твоя музыка мне интересна не только своими мотивами, но и тем, что она разноплановая.
-- Да, и в основном это многим нравится. Но есть люди, которые не понимают, как такое может быть. Я считаю, что если альбом будет на одной волне, он быстро надоест. Мой лимит -- это 45 минут композиций. Как виниловая пластинка. Так было в старые времена, к которым я привык.

-- Для профессионального музыканта творчество требует полной отдачи. Иногда приходится от чего-то отказываться, меньше времени проводить с семьей, все чаще сидеть над материалом, записывая и переписывая. Порой долго прибывать в состоянии творческого кризиса. Как у тебя с этим обстоят дела? Ты полностью в музыке?
-- Да. Конечно. Я никогда не перестану заниматься музыкой. До сих пор интересуюсь событиями в музыкальной сфере, стараюсь узнавать что-то новое. По-прежнему много читаю.

-- Семья положительно относится к твоему творчеству? Поддерживает на всех этапах?
-- Безусловно. Они видят, что я получаю моральное удовлетворение от того, что делаю, и всячески стараются поддержать.

-- Семья высказывает свое мнение по поводу композиций? Жена или сын могут, например, прослушав отрывок, сказать: «Вот это мне не нравится». Прислушиваешься ли ты к их слову? Или же в этом вопросе они стараются не мешать, зная, что все равно тебе виднее?
-- Они всегда говорят, что им нравится, а что нет. И их мнение для меня важно. Порой и названия композиций вместе придумываем.

-- А кто поддерживает тебя на концертах? И вообще, как часто они организовываются?
-- В Полоцке делал 4 концерта, вплоть до того, что сам расклеивал афиши по улицам. Часто со мной выступает Валерий Ващенко, гитарный мастер из Новополоцка. Очень тепло принимали в минском клубе Star, где я играл 5 раз опять же с Валерой.

-- Как ты считаешь, твои первые альбомы отличаются от последующих звучанием или какими-либо еще профессиональными качествами? С годами уровень игры возрос?
-- Конечно. Появляется звучание новых инструментов, аранжируются старые композиции. С годами рождается больше новых идей. Профессиональный уровень, безусловно, возрастает.

-- Насколько известно, у тебя есть восьмилетний сын и шестнадцатилетняя дочь. Не хотят ли они пойти по стопам отца? Или у них другие интересы?
-- Такого интереса как у меня я не вижу. Но и напрягать никого не собираюсь. Дочь играла раньше на фортепиано, но потом рвение пропало. Музыка для них -- на уровне «нравится-не нравится». Да и зачем, чтобы все в семье занимались одним делом? Этого у нас не будет.

-- Бывает так, что с разными людьми человек ведет себя по-разному. То есть, чтобы кому-то понравиться, он старается под него подстроиться. Правильно ли это с твоей точки зрения?
-- Ну я же не женщина, чтобы кому-то понравиться. Я об этом как-то не задумываюсь. В разных кругах веду себя по-разному, но не для того, чтобы кому-то понравиться. Просто я обращаю внимание на то, что людям интересно, и о том пытаюсь поддержать разговор. О музыке с людьми, которые в ней не разбираются, я вообще стараюсь не говорить. Во-первых, это пустая трата времени, во-вторых, нагрузка для самого человека.

-- Белорусская поэтесса Оксана Спринчан как-то сказала: «Пишите для себя, а не для других. Думайте о других, а не о себе». Подытожь свои цели и стремления.
-- Я хочу запечатлеться как музыкант, а не как гонщик за материальными благами. Хочу, чтобы меня помнили даже, когда меня не станет. И постараюсь этого добиться. Даже, если придется это делать подпольными способами.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета