Виталий Шум
Центр Живого Рока

-- И какова же «генеральная линия» объединения, каковы цели?..
-- Главная проблема искусства и музыки вообще -- это отсутствие объективных критериев оценки. Создавая объединение, я попытался найти эти «критерии». Ничего более умного не придумал, как назвать этим критерием «жизнь». Что такое «жить»? Как говорил Хосе Рисаль, жить -- значит находиться среди людей; находиться среди людей -- значит бороться. Под борьбой я понимаю активную жизненную позицию, заключающуюся в служении людям. Я считаю, что в этом смысл любого творчества -- посредством искусства помочь людям жить (или умереть), научить их любить. Чем тоньше и глубже воздействует искусство на человечество, вернее, на лучших его представителей -- тем выше цена искусства. В идеале стих или музыка должны превратиться в молитву нового века. А молитвой может быть и лирика, и суицидальная панк-исповедь. Все -- грани одного целого.
Исходя из этих взглядов, я стремился создать маргинально-интеллектуальную среду, творческий кулак, чтобы была возможность вариться «внутри», воспитывать и развивать друг друга в духовном и творческом плане, а также наносить акцентированные ментальные удары по вражеским целям -- обывательщине и быдлячеству. Увы, не все мои соратники разделяют мои «цели и методы борьбы», а жаль… «Великолепного сектантства» не получается, несмотря на все мое упорство. Иначе бы объединение сейчас называлось «Церковь Живого Рока» или вообще… «Церковь Живого Бога»… (смеется) Заметьте, во всех трех случаях одно слово остается неизменным -- «живого».
В реальности с нашей идеологией все просто. По сути, «Центр Живого Рока» сейчас -- это коалиция заинтересованных творческих лиц. Мы вместе работаем на имя, на репутацию объединения, а объединение работает, как трансформатор, возвращая каждому участнику их совокупный вклад, в разы усиливая возможности и потенциал каждого. То есть, поэты, музыканты, литераторы, журналисты, движимые альтруистическими помыслами, объединяются в стремлении помочь друг другу реализоваться. Нормально записаться, издаться, нормально представить свое творчество. При этом, не прося, не унижаясь, не теряя собственного достоинства. Все, что требуется от творца -- создать хороший продукт -- песню, стихотворение, концертную программу. А дальше маховик объединения автоматически «выносит» это на подготовленную публику, организует концерты, поездки, издает сборники стихов, диски и т.д. в силу своих возможностей. В одиночку это крайне сложно.
-- Тебе, как лидеру объединения, тяжело приходится координировать такое количество людей?..
-- Хороший вопрос! Я иногда жалею, что я не бесполый, что не умею высекать из пальцев искры и кормить народ семью хлебами. Мне бы уже пора научиться… (смеется) Я лидером являюсь не потому, что главный, а потому, что готов ради Дела зайти дальше других.
Все держится на вере и на силе духа. Пока люди верят, они готовы на многое, на трудности, на лишения… Но вера не должна иссякать. Очень многих своих соратников я терял (и теряю до сих пор) по банальной причине: на них не хватало внимания, времени. Не было попросту душевных сил на то, чтобы изложить свою позицию, поговорить, растолковать, вселить веру. Совсем немногие могут себе представить, как несладко мне в моей волчьей шкуре…

-- А не проще ли сначала заработать денег, а после -- меценатствовать?..
-- Думаешь, тебе первой это в голову пришло? Многие хотят и рыбку съесть и на кое что сесть. У кого получилось? Ну?.. Я не хочу повторять чужих ошибок! У меня жизнь одна, второй попытки не будет. Если мне и предстоит поскользнуться, то уж лучше на своей банановой шкурке, чем на чьей-нибудь…

-- Акции, которые проводит «ЦЖР». Насколько это привлекает молодежь?
-- Привлекает. Мы начинали с маленьких концертиков-квартирников -- с того, что существует в любом городе, потом вышли на городской уровень, а сейчас стремимся выйти на общерусские просторы. В Могилеве мы остались единственными, кто регулярно занимается концертами. Самой крупной акцией за последний год был городской фестиваль «Хэдлайн-фест», где на одной сцене собралось шесть лучших групп Могилева. Мы выставили лучший звук, один из лучших залов, на концерт пришло только по билетом около 700 человек и еще человек 300 околачивались возле ДК. Это для Могилева просто громадное количество народа.
Благодаря Интернету и редким, но метким поездкам мы наделали немало шороху в поэтической и музыкальной среде Беларуси и России. С недавних пор, когда мы приезжаем в Москву или другие города, на нас и наших авторов приходят посмотреть совершенно неизвестные люди, которые уже наслышаны о нас, листали самиздат или слушали наши диски, которым любопытно посмотреть на нас ближе. Это чрезвычайно радует, но хочется большего.
У меня есть четкое представление: если нет развития, если нет движения вперед, если нет постоянного «лучше-лучше-лучше, еще лучше», то все это смысла не имеет. Тогда нужно сматывать манатки и завязывать со всем этим.

-- Как вы себя соотносите с культурной рок-традицией? Каково ваше отношение в питерскому року, сибирскому року?
-- Есть такая модная, среди новых рокерОв фразочка: «Я ненавижу русский рок». Что-то похожее испытываю и я. Есть известный закон: «Все, что начинается хорошо, закончиться плохо, все, что начинается плохо, закончиться еще хуже». К сожалению, русский рок сейчас заканчивает очень плохо. Термин «рок» совершенно опрофанирован. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА своим «прорывом» на «Наше Радио» подвела под монастырь и весь этот «принципиальный и непродажный андерграунд». Кстати, без иронии, это был замечательный с эстетической точки зрения ход! Я бы на месте Летова сделал точно так же!
Мы в «ЦЖР» термин «рок» используем исключительно из упрямства. Потому что мы идеалы «своего рока» не предавали и есть еще люди, группы, которые не продали свои идеалы. Мы равняемся на них, а как это будет называться -- «рок» или «шмок» -- не важно.

-- О каких людях и группах идет речь?
-- О настоящих. Близкие нам по духу люди есть везде. Мы сотрудничаем с казахстанским городом Актюбинск и тамошними группами. АДАПТАЦИЯ вообще почитается нами за могилевскую группу, и взаимная страсть АДАПТАЦИИ и могилевской публики -- это что-то неописуемое!.. Мы очень дружим. В казахском городе Павлодар живет художник Сергей Корсун -- его работами иллюстрировано много могилевских самиздат-журналов. В Москве мы сотрудничаем с поэтическим объединением «Даждь». Наши друзья -- УМКА И БРОНЕВИЧОК, издательский лейбл «Выргород», занимающийся изданием коллекционных дисков культовых персонажей русского рока. В журнале «Окорок» печатаются музыкант и журналист «Аргументов и фактов» Константин Кудряшов, известный московский писатель Владимир Козлов; в Питере -- журналисты Яха Соколов, Катя Волга, Игорь Лунев, группа РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН -- «наш ответ НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ». В Тюмени -- журналист, бывший музыкант ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ -- Аркаша Кузнецов, группа ЧЕРНОЗЕМ. В Ростове-на-Дону -- группа ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА. На Украине -- ровенская рок-формация… Перечислять так можно еще очень и очень долго…

-- А «Центр Живого Рока», помимо тебя, это…
-- К сожалению, люди приходят и уходят, появляются новые, а старые забываются. Но я беспредельно благодарен всем, кто когда-либо принимал участие в судьбе нашего объединения. А на данный момент «ЦЖР» -- это группы ОБАЯНИЕ НЕВОВЛЕЧЕННОСТИ, СЕРДЦЕ ДУРАКА, ГЛЮКИ, МОЛОДОСТЬ; это самиздат-журнал «Окорок», с его неизменным редактором Юрием Романовым; это Интернет-порталл www.morok.ru; это издательский лейбл «ЦЖР», это студия звукозаписи «Арзамас-16». Значимые фигуры в объединении -- «дух святой» Анджей Полянский, поэтесса Елена Вир, серая кардинальша Катя Котичь, дизайнер-организайнер Маруся Нестерова, журналистка Катя Рубекина, фотографы Ефименко Иван, криэйтор Солдатик Гарри, заслуженный булдос Женя Пух, веб-мастера Стас Череп, Андрей Филипов, Вася Курт, горячее сердце объединения -- Яна Бондарева. Отдельной строкой идут наши «эмигранты» -- гражданка России Алена Кавкова и брестчанин Виктор Дэо. Эти героические люди перебрались жить в Могилев, считая, что здесь -- лучшая среда для их самореализации. Для меня это -- как бальзам на душу, но и громадная ответственность. Один из наших былых соратников сейчас живет в Минске. Вокруг него мы начали собирать горстку толковых столичных ребят, и все идет к тому, что в столице скоро появится представительство «Центра Живого Рока».

-- То есть, перспективы у «ЦЖР» есть?
-- До тех пор, пока есть силы, будем драться. Не все знают, но я знаю: физическая сила в драке -- не главное, победить можно силой духа. И в нашей стране «драки» еще можно выигрывать силой духа. В сумасшедшей Москве независимые структуры давно гнездятся на окраинах, снимают отстойные помещения и залы. Недавно вот выкинули на улицу легендарный клуб «Форпост». Помещение понравилось какому-то дядьке с большим кошельком -- и все! На защиту клуба встала вся московская рок-тусовка, журналисты, группы, всевозможные СМИ -- ничего не помогло… Там, где все решают деньги, никакая сила духа не поможет, можно только ходить и отсасывать у всех, кто тебя «выше» ростом. А я так не хочу.
В свое время Летов пел: «Всего два выхода у честных ребят: схватить автомат и убивать все подряд, или покончить с собой, если всерьез воспринимать этот мир». «Центр Живого Рока» идет по третьему пути, которого просто нет. Наша организация нежизнеспособна, утопична, и я это понимаю. Но лично мне незачем жить, если нет надежды на чудо. Я для себя давно определился: или мы замахиваемся на Вильяма нашего Шекспира, или -- нафиг это вообще надо, коптить воздух?.. Нужно прыгнуть выше своей головы, выше всех пределов, выше человеческих возможностей, Богу уподобиться!

-- Ничего себе, заявочки!
-- А ты думала! (смеется) Это ведь только говорят -- «человечество покорило космос». На самом деле космос покоряет один-два человека. Вот и я мечтаю кого-нибудь из наших могилевских людей «запустить в космос», на свидание с Богом. Если это получится у человека из нашего объединения, то и вся наша тусовка прослывет «космической державой». Созданный «Центром Живого Рока» культурный слой уже сейчас этого заслуживает, но я надеюсь, что это всего лишь начало…
Думаю, после всего сказанного, люди будут шарахаться от нас, но все же мне хочется крикнуть: «Люди, мы -- есть!!!» И мы хотим сотрудничать с близкими нам объединениями, художниками, поэтами, музыкантами других городов, стран… со всеми, для кого главное -- хороший вкус, чувство слова, чувство музыки, беспредельный альтруизм… Мы рады приглашать к себе в гости людей и коллективы из других городов, можем сами ездить с выступлениями на литературных вечерах, акустических тусовках, электрических рок-концертах. Мы хотим делиться своим опытом, своими творениями, и сами рады увидеть что-то новое и чему-то научиться. К сожалению, мы слишком мало знаем о том, что происходит за пределами нашего двора. Но всегда рады новым, «неинкубаторным» Людям, и в эту сторону будем развиваться.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета