РЭЙ
“Храмы падаюць”

Артист: РЭЙ
Клип: “Храмы падаюць”
Если верить пособию по истории Беларуси, в 1989 году имели место выборы народных депутатов СССР (на альтернативной основе, что немаловажно), оформился Народный фронт “Адраджэнне” и прошел учредительный съезд ТБМ. Еще в 1989-м музыкальный коллектив МРОЯ записал свой первый студийный альбом "Дваццаць восьмая зорка" с показательной песней "Я рок-музыкант", а в деревне Дубрава был снят клип “Храмы падаюць” группы РЭЙ. Такой была перестройка. Кто знает, как бы оценили тогдашние клиповеды это видео... Мы же с высоты... хотя с какой, к черту, высоты?! Из ямы XXI века мы принимаем "Храмы падаюць" в качестве своеобразного культурного памятника того периода.

Принимаем и сравниваем. Вот в первых кадрах клипа среди музыкантов бежит некто Витаут Мартыненко. Вы случаем не знаете, кто это такой? Что, даже не слышали никогда про него? Да не может быть! А ведь прошло всего 18 лет с тех пор, как в газете "Чырвоная жменя" он опубликовал виньетку с надписью "рок-гурт"... В общем, Мартыненко уже тогда был назойливым и вездесущим. А вот патлатый гитарист Андрей Маркуц, он вместе со своим коллегой извлекает из инструмента тяжелый хардовый звук (вот тебе, Витаут Мартыненко, вот тебе от подрастающего поколения на "залатыя дыскі"!). Теперь Андрей, как и другой “популярный рок-музыкант” Лявон Вольский, стал менее разборчив. Вероятно, списав былые увлечения на юношеский максимализм (тенденция?), Андрей работает звукорежиссером в лицее БГУ и лабает в составе группы NEO.

Нам осталось свидетельство. Пускай в нем кривая операторская работа. А мы поменяем пару букв: кривая операторской работы, начавшись там, где "храмы падаюць", неуклонно пошла вверх. Как результат -- теперь у нас есть Олег Гирель и Костя Корниенко, нашедший, кстати, интересное операторское решение для свежего клипа NEO. Вот она и замкнулась, кривая-то. Пускай в нем непрофессиональный монтаж. Да откуда ж тогда взяться профессиональному? Главное -- есть отметка времени, про которое нам известно только то, что оно когда-то было настоящим, да то, как оно называлось. Пускай вокал надрывный и скупой -- скрипка на его фоне звучит искристее. Кроме всего, есть остатки былой роскоши -- руины чего-то не очень похожего на храм. Но это как раз не так важно. Им нельзя было тогда задерживаться на мелочах. Им надо было спешить -- перестройка закончилась очень быстро. Им нужно было строить новые храмы на фундаменте старых. А мы -- мы только и успеваем, что хоронить изувеченные. Группа РЭЙ распалась в начале 1990-х. В конце концов, это ничто в сравнении с распадом страны, и совсем незаметно среди распада общества. Прошло время. Песни стали мелодичнее, а клипы -- ярче. Черно-белость стала не вынужденной необходимостью, а милой шалостью. И подобное видео сейчас не так востребовано, как раньше. Но это, к сожалению, совсем не потому, что храмы перестали падать. Храмы падают, часовни догнивают, молельни дряхлеют. Только в гордой просторности художественной галереи время от времени появляются фотовыставки юных талантов, где на фоне сочной зелени рассыпаются последние кирпичины замков и дворцов, закованных в белизну скромных рамок.
Кто скажет точнее, чем, считай, неизвестный уже поэт? “Храмы падаюць нераптоўна... Храмы ў душах руйнуюцца нашых...”


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета